Вологодчина презентовала единый образ - "Душа Русского Севера" - который должен положительно сказаться на привлекательности региона, повысить его узнаваемость как в России, так и за рубежом. О планах по продвижению нового бренда, развитию туристической инфраструктуры в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.
- Олег Александрович, чем была вызвана необходимость разработки единого бренда Вологодской области и как на эту идею реагируют другие регионы, расположенные на так называемом Русском Севере?
- Мы понимаем, что в рамках жесткой конкуренции между регионами за ресурсы, кадры, потенциальных инвесторов и туристов нам необходимо быть максимально узнаваемыми, яркими, привлекательными. Поэтому создание единого бренда - важный шаг для нас. На стадии подготовки идея была проработана с экспертным сообществом.
Конечно, будут скептики, которые попытаются упрекнуть нас в экспроприации образа Русского Севера, но мы не говорим, что мы забрали себе этот образ. Мы заявляем о регионе как о душе Русского Севера. Поэтому не думаю, что будет какая-то жесткая риторика на этот счет, мы смотрим с большим оптимизмом на будущее нашего бренда.
Некоторое время назад мы впервые в Вологодской области провели выставку достижений народного хозяйства, где было огромное количество товаров - настоящий кладезь, который мы сумели сохранить. Представленные продукты изготавливаются по старинной русской рецептуре без искусственных добавок. Кроме того, в каждом районе есть своя изюминка: родина меда, кузнецы, русская лодка и тому подобное. Так что у каждой территории есть свой мини-бренд. И все это собирается под единым зонтичным брендом "Вологодская область – душа Русского Севера". Это, мне кажется, будет способствовать привлечению туристов.
- Единый бренд – это констатация намерений идти своей дорогой, независимо от остальных регионов? Или Вологодчина готова интегрироваться в разрабатываемые сегодня федеральные программы в сфере туризма?
- Четко могу сказать – мы не ищем уникальных путей, и мы не будем изобретать велосипед. Создавая этот бренд, мы показываем свои конкурентные преимущества, но в целом мы поддерживаем идеологию и Министерства культуры РФ, и Федерального агентства по туризму.
Мы вместе с нашими коллегами из других регионов Северо-Запада создали региональную туристскую ассоциацию, в которую вошли три субъекта Федерации. Мы говорим о том, что нельзя развивать наш туристский, экономический, инвестиционный потенциал в отрыве друг от друга. Мы должны создавать единое экономическое, культурное, туристическое пространство в рамках концепции, выстроенной Министерством культуры РФ и Ростуризмом.
Этим брендом мы хотим лишь четко обозначить наши конкурентные преимущества как одного из субъектов Федерации. Ведь инвестиции и турист приходят туда, о чем они хоть краем уха да слышали. Вологодская область имеет уникальные природные ландшафты, экологию, логистику. Поэтому мы поставили перед собой задачу быть максимально узнаваемыми как в России, так и за рубежом, и возлагаем большие надежды на этот бренд, который объединит под собой огромное разнообразие отличительных черт Вологодской области, подчеркнет нашу самобытность.
- Помимо узнаваемости важна и инфраструктура, поскольку турист не придет туда, где нет необходимых условий…
- Согласен, и мы не сидим на месте. Запустили два аэропорта: Вологда и Великий Устюг. Действующий в Череповце аэропорт имеет статус международного. В перспективе рассчитываем, что аналогичный статус получит и аэропорт областного центра. Из региона уже открыты авиарейсы в Хельсинки, Белоруссию, Симферополь. В этом году мы запускаем сообщение с Чехией, Германией, Анапой, Сочи, Болгарией. Железнодорожный вокзал Вологды является транзитной точкой для огромного количества поездов. Все это обеспечивает хорошую транспортную доступность региона.
Мы впервые получили поддержку федерального бюджета – 100 млн рублей, которые были выделены на строительство обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров. Задача на следующие годы (2014-2015 годы) – привлечь более 200 млн рублей. В рамках этого по схеме частно-государственного партнерства мы стали открывать туристские объекты на условиях софинансирования из бюджетов и за счет инвесторов.
В прошлом году бизнес построил более 40 туристских объектов с полной нашей поддержкой. Это и кемпинги, это и гостиницы, это и предприятия общепита - все, что может привлечь туристов.
Потенциал мы видим и в круизных теплоходах. Через наш регион проходит до 1 тыс. круизных судов, около 800 останавливаются на всех туристских стоянках области. Но всего лишь 40 в Череповце, 12 в Шексне и 9 в Белозерске. Наша задача, чтобы на туристских стоянках области останавливался каждый теплоход. Для этого мы строим причалы со всей необходимой сопутствующей инфраструктурой: торговые и гостиничные комплексы, рестораны и кафе.
В настоящее время ежегодный рост числа туристов, посещающих Вологодскую область, составляет 8%. В этом году мы ожидаем, что регион посетит порядка 2,2 млн человек. К 2020 году туристический поток, по нашим прогнозам, должен достичь 3 млн человек.
- А гостиничная сеть способна удовлетворить потребности такого количества туристов?
- Конечно, к нашему сожалению, пока нет. Скажу больше, у нас имеются и вопросы к качеству оказываемых услуг. У нас нет крупных гостиничных комплексов с развитой системой дополнительных услуг. В настоящее время мы ведем переговоры с крупными гостиничными сетями и, думаю, придем к тому, что в регионе появятся их гостиницы.
В 2013 году в Вологде построена 1 гостиница и 1 хостел, в Череповце - ресторанно-гостиничный комплекс "Петр I", гостиница и ресторан в г. Вытегра, 3 базы отдыха в Кирилловском районе, в ближайшие годы в рамках реализации туристско-рекреационного кластера "Насон-город" в Вологде планируется построить 7 гостиниц на 500 мест.
Есть пока и дефицит в ресторанах, которые бы предлагали продукты уникальной русской кухни. Дело в том, что мы пересмотрели нашу политику в сфере ресторанного бизнеса и стали ориентировать наши сети на предложение иностранным туристам исключительно блюд национальной русской кухни. Мы сейчас меняем рецептуру наших кухонь, обеспечивая их экологически чистыми местными продуктами, которые готовятся по старинным рецептам.
- Каким образом осуществляется продвижение бренда за рубежом?
- Для того чтобы турист приехал, он должен получить информацию. Поэтому в прошлом году был открыт национальный офис по туризму на базе представительства Вологодской области в Москве. Это некая точка входа в регион. Кроме того, у нас работает туристический информационный центр, функционирует несколько порталов, имеется объединенная база по всем туристским маршрутам, историческим местам.
- Вологодчина – богатый регион: есть что показать, есть куда приехать. Эти многочисленные достопримечательности увязаны в единые маршруты?
- У нас, к сожалению, как и во многих субъектах Федерации до недавнего времени существовало разделение туризма и культуры, которые находились в ведении разных департаментов. Турист отдельно, наши все достопримечательности отдельно. В итоге они никак не интегрировались друг в друга. В связи с этим мы приняли решение объединить эти направления в одном департаменте и поставили задачу создать в Вологодской области несколько туристских кластеров.
Существующие маршруты спроектированы так, чтобы они были максимально удобными для тех, кто посещает регион. Есть однодневные, двухдневные, трехдневные туры. Мы перешли к пакетному продукту, подразумевающему полное сопровождение туриста, начиная с момента его приезда регион или на Северо-Запад, и до момента его убытия. Поэтому если человек желаете посетить Вологодскую область, он может быть уверен, что получит полный комплекс туристских услуг, профессиональное сопровождение и знакомство с колоритом региона.