Северо-Запад / Эксклюзив 5 декабря 2013 г. 16:07

Губернатор Новгородской области С.Митин: При формировании бюджета-2014 мы сохранили все льготы и социальные обязательства

Губернатор Новгородской области С.Митин: При формировании бюджета-2014 мы сохранили все льготы и социальные обязательства

При формировании бюджетов на 2014 год многие регионы столкнулись с необходимостью сокращения расходов. О социальных приоритетах бюджетной политики Новгородской области, решении вопроса с нехваткой мест в детских садах, проблеме обманутых дольщиков и сохранении пригородных перевозок в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Новгородской области Сергей Митин.

- Сергей Герасимович, во многих регионах при принятии бюджетов на следующий год обсуждалась возможность секвестирования части "социальных" расходов. Планирует ли Новгородская область сокращать эти обязательства в 2014 году?

- Ни в коем случае. Доходы бюджета Новгородской области на 2014 год запланированы в размере 22,7 млрд рублей, расходы - на уровне 24,7 млрд рублей. Да, средств на все не хватает, приходится расставлять приоритеты, чем-то жертвовать. Но еще при подготовке проекта закона о бюджете мы ориентировались на то, что в следующем году область исполнит все социальные обязательства. И мы не сократили ни одну социальную статью бюджета, не пошли на отмену действующих льгот, как это было сделано в ряде других регионов.

Ситуация в экономике в целом непростая, но пока нам удается сохранять темпы роста. Так, индекс промышленного производства за 10 месяцев составил 104,9%. У нас не увеличивается процент безработных граждан, а количество вакансий, имеющихся в службе занятости, в разы превышает число официально зарегистрированных безработных.

- Как регион решает вопрос с нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждениях?

- Правительство Новгородской области уделяет этой проблеме особое внимание. Я лично объездил летом все районы области, где шла реконструкция и капитальный ремонт детских садов. Сейчас они вводятся в строй. Недавно мы открыли прекрасный детский сад в одном из самых удаленных районов области Мошенском, на этой неделе - в Боровичском муниципальном районе. Сегодня вполне уверенно можно сказать, что масштабную задачу по вводу в этом году 1 тыс. 528 новых мест в дошкольных учреждениях области мы до конца года выполним.

На эти цели было направлено 208 млн рублей федеральных средств и 130 млн рублей из бюджета области. Очередей в детский сад для малышей в возрасте от 3 до 7 лет у нас нет, есть небольшая очередь для ребят до 3 лет. Думаю, что к 2016 году мы эту проблему решим окончательно. С 1 августа мы начали выдавать сертификаты на право получения места в детском дошкольном учреждении родителям новорожденных. За 3 месяца, с августа по октябрь, выдан 1 тыс. 31 сертификат. Заявление на получение сертификата на право получения места в детском саду мамы могут написать, находясь еще в роддоме. Сертификаты оформляются органами управления образованием и вручаются в торжественной обстановке при государственной регистрации рождения ребенка во всех отделах ЗАГС комитета ЗАГС Новгородской области. Мы сознательно пошли на это ради поддержки новгородских семей, роста рождаемости, поскольку вручение родителям малышей сертификата - это гарантия получения места в детском саду.

- Новгородская область - один из немногих регионов РФ, где удалось серьезно продвинуться в решении проблемы обманутых дольщиков…

- Мы не просто серьезно продвинулись в ее решении, а полностью закрыли вопрос. В 2004 году автономной некоммерческой организацией "Новгородский центр стандартизации, метрологии и сертификации - Новотест" (АНО "НЦСМ-Новотест") в регионе было начато строительство жилых домов с привлечением средств населения. Причем денежные средства принимались строительной фирмой без учета реальной стоимости жилья, по заниженным ценам. На октябрь 2009 года АНО "НЦСМ-Новотест" не исполнило свои обязательства перед 589 дольщиками по 8 объектам.

Ситуация в начале нам казалась совершенно безнадежной, просто руки опускались. Не было никаких ни юридических, ни финансовых инструментов. Решать эту непростую проблему нам помогала целая команда из работников правоохранительной системы, прокуратуры, юридической службы области.

По инициативе администрации Новгородской области в феврале 2010 года была создана рабочая группа, разработан план обеспечения жильем всех дольщиков. План основывался на расселении дольщиков и передаче объектов незавершенного строительства и земельных участков под ними иным застройщикам. При этом денежные средства, внесенные участниками долевого строительства, засчитывались в счет оплаты объектов по договорам, заключенным с новыми застройщиками. При реализации этого плана к концу 2011 года жилье получили 243 участника долевого строительства.

Наиболее сложно решался вопрос по обеспечению жильем граждан, заключивших договоры долевого участия на 4 многоквартирных жилых дома в деревне Григорово Новгородского района. Это было связано с подачей Россельхозбанком заявления в арбитражный суд Новгородской области о признании АНО "НЦСМ-Новотест" банкротом. Но до 1 сентября 2012 года мы смогли решить вопрос с передачей новому застройщику (ЗАО "Проектстрой") четырех объектов недвижимости вместе с земельными участками, 346 дольщиков перезаключили договоры с новым застройщиком. 29 августа 2013 года они получили ключи от долгожданных квартир.

- Есть ли серьезная конкуренция между товарами новгородских компаний и продукцией крупных предприятий Ленинградской области и Петербурга?

- Мы рассматриваем рынок Петербурга как перспективный для своих сельхозпроизводителей и ориентируем наши предприятия не только на удовлетворение спроса внутри региона, но и на поставки мясной продукции, птицы, яйца, овощей в Санкт-Петербург. Специально для этих целей в этом году реконструировали крупные тепличные комплексы.

Так, в 2012 году общий товарооборот между Новгородской областью и Петербургом составил приблизительно 7,6 млрд рублей. Из области в северную столицу было поставлено товаров на сумму почти 2,6 млрд рублей, в том числе около 2,4 млрд рублей продовольственных товаров. В Новгородскую область из Петербурга было ввезено товаров на сумму 5 млрд рублей, в том числе продовольственных товаров порядка 4,3 млрд рублей.

Определенная конкуренция конечно же есть, но эффект от нее скорее положительный, чем негативный. Она держит в тонусе производителей региона, стимулирует их к модернизации производства, снижению издержек. А возможности производителей и рынка трех субъектов скорее органично дополняют друг друга.

- Сергей Герасимович, большинство регионов Северо-Запада столкнулись с проблемой возросших компенсационных выплат РЖД за организацию пригородных перевозок. Актуален ли этот вопрос для Новгородской области?

- Это самая серьезная на сегодня проблема. Во-первых, РЖД для нас очень важный партнер, партнер стратегический. Начнем с того, что по территории области проходит важнейшая железная дорога России - Москва-Санкт-Петербург. Существует множество различных ответвлений, которые ведут к крупным ремонтным, строительным и промышленным предприятиям. Большое количество людей работает непосредственно на самой железной дороге. Во-вторых, сама по себе скоростная магистраль обеспечивает хорошую транспортную доступность значительной части области, связывает регион с Москвой и Санкт-Петербургом. С этой стороны РЖД для нас великолепный партнер, к которому кроме уважения и искренней признательности мы ничего не имеем.

С другой стороны, ситуация с пригородным железнодорожным сообщением критична для нас. По существующей сегодня системе мы должны компенсировать выпадающие доходы или убытки, которые несет компания, осуществляя пригородные перевозки. Внимательно рассмотрев ситуацию, мы выяснили, что очень мало жителей пользуется этими услугами. При этом на 2014 год нам предлагается из областного бюджета заплатить РЖД примерно 500 млн рублей. Это убийственная для областного бюджета сумма. Для сравнения еще три года назад в качестве компенсаций мы платили 13,5 млн рублей. На 2013 год у нас есть договор, по которому мы должны заплатить 86 млн рублей. С этой суммой регион согласен, и он свои обязательства по этой части выполнит.

Хочу подчеркнуть: ситуация по 2014 году пока не трагичная. Мы находимся в стадии переговоров и пытаемся найти вариант, который устроил бы и нас, и наших партнеров. В частности, в области, по нашим подсчетам, имеется около 1,3 тыс. жителей, которые проживают в населенных пунктах, имеющих лишь одно железнодорожное сообщение с остальной территорией региона. Поэтому сейчас вместе с РЖД рассматриваются и обсуждаются варианты использования меньшего подвижного состава, развития автобусного сообщения. Надеюсь, что в течение декабря мы выработаем устраивающее всех решение.