Дороги Петербурга и Ленинградской области продолжают оставаться зоной повышенного риска и опасности. При этом количество автомобилей и ДТП растет, а погибших, как показывает статистика, - сокращается. О том, где в Петербурге могут увеличить скоростной режим, о борьбе ведомства с нарушениями в области пассажирских перевозок и эффективности шумовых полос в интервью "Интерфаксу" рассказал начальник УГИБДД ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Сергей Бугров.
- Сергей Иванович, в последнее время петербуржцы стали жаловаться на шумовые полосы, и депутаты попросили губернатора отказаться от их установки вблизи жилых домов. Расскажите, сколько всего в регионе смонтировано шумовых полос и повысила ли их установка безопасность дорожного движения?
- В настоящее время шумовые полосы нанесены по 130 адресам. И мы признаём, что накопленный опыт показал: применение шумовых полос, помимо положительных результатов, влечет и негативные последствия, такие как повышение уровня шума, вибраций (что особенно существенно в центральной части города), увеличение загазованности воздуха. Эти факторы приводят к недовольству как граждан, проживающих и работающих в непосредственной близости от мест установки шумовых полос, так и водителей. Госавтоинспекция получает обращения и с просьбами об их демонтаже.
- А по чьей инициативе появляются шумовые полосы?
- В Петербурге шумовые полосы наносятся по заказу Дирекции по организации дорожного движения, решение об их нанесении было принято в связи с увеличившимся числом ДТП с участием пешеходов на нерегулируемых переходах. Нужно сказать, что при разработке адресной программы нанесения в основной массе были выбраны наиболее аварийные места и пешеходные переходы, входящие в маршруты передвижения детей к школам и другим учебным заведениям.
Согласно ГОСТу толщина первых трех полос должна составлять 1,5-2 см, а последующих 2,5-З см. В местах устройства шумовых полос устанавливают дорожные знаки "Искусственная неровность" и "Ограничение максимальной скорости". В зависимости от величины требуемого снижения скорости наносятся от четырех до девяти полос. При разрешенной в Петербурге скорости 60 км в час и требуемого снижения до 40 км в час в основной массе наносится по шесть шумовых полос.
При этом, учитывая отрицательный опыт обустройства шумовых полос принятой на сегодня конструкции, ширину полос следует принимать максимально допустимой - 0,6 м, а высоту - минимальной из возможных по ГОСТу, то есть 1,5-2 см.
- Продолжат активно применять шумовые полосы в Петербурге?
- Могу с уверенностью сказать, что установка шумовых полос как мера, дающая не только положительные результаты, но и отрицательный эффект, должна осуществляться в исключительных случаях - когда прочие принятые меры не сокращают аварийность.
- Вы говорите о том, что шумовые полосы заставляют водителей сбрасывать скорость на некоторых участках дороги. А возможно ли увеличение скоростного режима в регионе и, если да, то где, на каких дорогах?
- Такие участки в городе есть, но их немного. Сегодня, например, увеличение скоростного режима в городе возможно на Парашютной улице от КАД до улицы Долгоозерной по полосам движения, за исключением подходов к перекресткам и опасных поворотов, а также на участке Софийской улицы от поселка Шушары до Колпинского шоссе.
Управление ГИБДД ранее уже рассматривало вопрос увеличения скоростного режима на отдельных участках улично-дорожной сети Петербурга. Например, на участке Октябрьской набережной от Зольной улицы до КАД, на Волхонском шоссе от Таллинского до Пулковского шоссе, на Пулковском шоссе от дома 65 до Волхонского шоссе, на Рябовском шоссе от КАД до Александровской улицы, на Индустриальном проспекте от шоссе Революции до Шафировского проспекта, на Приморском шоссе от ЗСД до Ушаковского моста и другие.
Но существующий скоростной режим было решено оставить без изменений, так как на указанных участках основным нарушением является превышение скорости.
- Если говорить в целом об улично-дорожной сети города, какие участки дорог наиболее опасны и что делается для нормализации дорожной ситуации на них?
- В соответствии с действующей сегодня нормативно-правовой документацией Госавтоинспекция на основе статистических данных аварийности по мере их накопления, но не реже одного раза в год, проводит выяснение мест концентрации ДТП.
Таким местом вне населенных пунктов является участок дороги, не превышающий 1000 метров, на котором в течение года произошло два и более ДТП. Или участок, где произошло три и более ДТП за последние два года. В населенном пункте это участок улицы, протяженность которого не превышает 400 метров и на котором в течение года произошло три и более ДТП.
Места концентрации ДТП находятся на учете в течение года. По итогам анализа аварийности с пешеходами за 9 месяцев 2013 года наиболее аварийными магистралями в Калининском районе являются Гражданский проспект, где зафиксированы два места концентрации ДТП и проспект Науки с одним местом концентрации. В Выборгском районе - проспект Энгельса с двумя местами концентрации ДТП. В Приморском районе - проспект Испытателей с четырьмя местами концентрации. В Невском районе это проспект Большевиков, имеющий три места концентрации ДТП.
Следует отметить, что опасность дороги, как правило, возрастает с ростом разрешенной скорости движения. Так, наиболее тяжкие последствия имеют ДТП, произошедшие на КАД Петербурга.
- К сожалению, несмотря на усилия всех ведомств и служб, на дорогах продолжают гибнуть люди. Сколько человек погибло и пострадало на дорогах в регионе с начала года?
- За восемь месяцев 2013 года на территории региона произошло 8713 дорожно-транспортных происшествий, что на 9 случаев ДТП больше, чем за тот же период прошлого года. Число погибших участников дорожного движения сократилось на 8,4% и составило 739 человек, число раненных возросло на 1,3% и составило 11003 человека.
Если говорить про Санкт-Петербург, то за указанный период на дорогах произошло 5929 ДТП, в которых погибли 298 человек и 7246 пострадали. Рост аварийности зарегистрирован в 7 районах города. В этом году в городе на 10,2% увеличилось число ДТП с участием детей, таких аварий произошло 519, в них погибли 9 детей. В 8% процентах ДТП, в которых пострадали дети в качестве пассажиров, они не были пристегнуты ремнями безопасности и другими удерживающими устройствами.
На территории Ленинградской области за 9 месяцев произошло 2784 ДТП, рост аварийности зарегистрирован в 10 районах. На дорогах области в этом году погиб 441 человек, что на 11,2% меньше аналогичного периода прошлого года. В области наблюдается рост числа пострадавших среди водителей и снижение - среди пешеходов и пассажиров. За указанный период в ДТП пострадали 1854 водителя, 548 пешеходов и 1665 пассажиров. Также снизилось число погибших.
В области также отмечается рост числа погибших и пострадавших в ДТП детей. На дорогах региона за 9 месяцев погибли 16 детей, еще 343 получили травмы, из них - 91 пешеход и 31 велосипедист.
- Какие предложения и инициативы по улучшению дорожной ситуации в регионе вносит ваше ведомство?
- Мы вносим предложения и инициативы на рассмотрение в комитеты правительства Петербурга, Дирекцию по организации дорожного движения, также проводим совместные комиссии и совещания. Только в 2013 году ведомством подготовлены и направлены в комитеты несколько предложений по улучшению дорожной ситуации в городе.
Так, председателю комитета по развитию транспортной инфраструктуры Дмитрию Буренину были направлены предложения по установке технических средств организации дорожного движения, их ремонту и корректировке существующих схем в целях повышения безопасности, а также предложения по перепланировке перекрестка Матисова переулка и набережной реки Пряжки. Председателю комитета по благоустройству Владимиру Абраменко были направлены предложения по исправлению недостатков содержания трамвайных путей, об установке пешеходных ограждений, руководителю ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения" Валерию Муште - предложения по изменению режимов светофорных объектов на территории Адмиралтейского и Красносельского районов.
- Ведется ли работа по улучшению безопасности перевозок граждан? Какое участие принимает ведомство в решении проблемы нелегальных перевозок?
- За девять месяцев 2013 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области зарегистрировано 150 ДТП по вине водителей автобусов организаций, осуществляющих перевозки пассажиров, в которых погибли 3 человека и 246 получили ранения различной степени тяжести.
Принимая во внимание большой общественный резонанс, связанный с совершением ДТП транспортом, осуществляющим перевозки пассажиров, сотрудники ГИБДД в этом году провели три профилактических мероприятия "Маршрутное такси", в ходе которых осмотрено 28 тыс. 644 единицы транспортных средства, из них 3 тыс. 225 были признаны технически неисправными. К административной ответственности по итогам проверок привлечено 12 тыс. 520 водителей и 230 должностных лиц автопредприятий.
Кроме того, в этом году УГИБДД региона возбудило 129 уголовных дел по статье 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности и представляющих угрозу жизни и здоровью граждан) в отношении лиц, осуществляющих маршрутные перевозки, а также владельцев автотранспортных средств.
Наибольшее количество уголовных дел по указанным правонарушениям возбуждено в отношении водителей ООО "Питеравто" - 38, ОАО "Третий парк" - 19, ИП "Алексеева" - 10. Данные преступления совершаются водителями умышленно, так как первоначально сотрудники ГИБДД применяют в отношении них меры административного воздействия, запрещают эксплуатацию транспортного средства. И только в случае если водитель продолжит осуществление перевозок пассажиров, составляется материал по признакам преступления, предусмотренного данной статьей.
Сотрудники ГИБДД также постоянно принимают участие в работе Межведомственной транспортной комиссии, в которую входят представители комитета по транспорту Петербурга, Северо-Западного управления государственного автодорожного надзора, ФМС и других органов. В 2013 году сотрудники ГИБДД вместе с комиссией проверили 359 маршрутов, осмотрели 1844 единицы транспортных средств, принадлежащих 52 хозяйствующим субъектам. По выявленным нарушениям в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в административной ответственности привлечено 418 водителей транспортных средств.