В Петербурге продолжается строительство общественно-делового комплекса "Лахта центр", его доминантой станет башня высотой 462 метра. Планируется, что весь комплекс будет полностью готов в 2018 году. О том, на какой стадии находится строительство, как обеспечивается безопасность на стройплощадке и сколько материалов уйдет на строительство зданий, рассказала в интервью "Интерфаксу" директор по строительству "Лахта центра" Елена Морозова.
- Елена Владимировна, расскажите, на какой стадии в настоящее время находится строительство?
- Работы начались в прошлом году. В качестве генерального подрядчика на нулевой цикл была привлечена компания Arabtec, выигравшая в отборе. Им на данный момент поручено четыре пакета работ: это подготовка рабочих дорог и платформ, производство стены в грунте, свайного основания и распорной дисковой системы для удержания стенок котлована на период строительства собственно фундамента.
Свайное основание башни - это 260 свай длиной от 55 до 65 метров и глубиной погружения от 72,5 метров до 82,5 метров. Все сваи у нас буронабивные: это более щадящая технология по шуму, да и с учетом особенностей геологического строения почв под нами она более подходящая. Сваи мы не забиваем, а выбуриваем скважины, погружаем каркас и заливаем бетоном.
Также по мере откопки котлована делаются бетонные диски - их будет сооружено 4 штуки по 650 миллиметров толщиной. Они изнутри распирают стену в грунте, чтобы та держала нагрузки от давления грунта с наружной стороны.
Мы готовимся к началу производства работ по свайным основаниям соседнего здания. Я надеюсь, что в течение ближайших двух недель мы начнем такие работы. Это будет многофункциональное здание, которое по площади даже превышает здание башни и тоже имеет довольно необычную архитектуру, очень красивую, но включает очень сложные надземные конструкции. И если честно, с точки зрения возведения обоих сооружений, я даже не могу сказать, какое будет сложнее.
И третье сооружение, которое предстоит возвести, - здание стилобата. Его свайное основание будет занимать практически всю нашу строительную площадку на 8,5 гектаров. Так что до марта 2014 года нам предстоит еще сделать около 2 тысяч свай. Это наши ближайшие планы.
- Когда планируется выйти на нулевой уровень?
- А это зависит от того, что понимать под нулевым уровнем. Если говорить об отметке низа фундаментной плиты коробчатого фундамента то она составляет минус 17 метров в Балтийской системе высот, а от поверхности земли это минус 21 метр. Ведь у нас площадка находится немного выше уровня моря, здесь разные переменные высоты.
Так что вопрос в том, что считать нулем. Если отметку первого этажа, тогда это "плюс", а если речь идет об отметке абсолютно нулевой, то я думаю, будет хорошо, если мы выйдем на этот уровень к концу следующего года. Но реально, скорее всего, это будет февраль 2015 года - тогда мы уже выйдем на уровень выше поверхности.
Вообще вся работа, которую мы ведем, она уникальна, как и само здание. В Москве в высотках комплекса "Сити" уже велась подобная работа, но у нас будет своеобразная заявка на рекорд: в частности, нам предстоит залить фундаментные плиты методом непрерывного бетонирования. Сейчас, насколько мне известно, лидирует стройка отеля "Венеция" в Лас-Вегасе: там 22 тысячи кубометров бетона заливалось за 36 часов. Мы хотим уложиться хотя бы в 48 часов, но у нас на 2 тысячи кубометров больше. Под многофункциональным зданием тоже будет единая плита, но она будет еще в два раза больше - 48 тысяч кубометров. Такая работа вполне может претендовать на попадание в Книгу рекордов Гиннеса.
- Сколько потребуется бетона и других стройматериалов для возведения башни? Можно ли сравнить ее по масштабам с другими городскими доминантами, к примеру, с Адмиралтейством?
- Насколько я помню, высота шпиля Адмиралтейства - около 70 метров. Если мерить высотами, то у нас больше шести Адмиралтейств вверх. Если телебашнями - то полторы. Если мерить тоннами и бетонами, то могу сказать точно в цифрах: в здании башни 128 тысяч 180 кубометров железобетона и 30 тысяч 720 тонн стали.
- С какими зданиями в России или Европе это сравнимо?
- Построенная башня будет самой высокой в Российской Федерации и самой высокой в Европе. По данным на текущий момент, это будет и самое высокое здание на этой широте в мире. Сейчас в Москве предполагается начать строительство башни "Федерация", у которой вместе со шпилем высота будет 509 метров - это выше нашего, у нас планируется 462 метра.
- Как обеспечивается безопасность на строительной площадке, особенно с учетом природных катаклизмов, которые в Петербурге происходят?
- У основной части оборудования, в том числе кранового, есть ограничения по скорости ветра, при превышении которой это оборудование работать не может. Когда параметры по ветру превышаются - а сегодня тот самый случай, сегодня шторм (Святой Иуда – ИФ), - тогда крановое оборудование мы не используем. Есть и температурные ограничения и в работе отдельных видов гидравлического оборудования.
В целом за соблюдение требований охраны труда и безопасности несет ответственность генподрядчик, но специальные службы есть и у них и у нас - для двойного контроля. Инспекции по площадке они проводят ежедневно, выявляют наличие или отсутствие у сотрудников допусков на отдельные виды работ. Постоянно проверяется оборудование рабочих мест, замеряется шумовой фон на рабочих местах.
Мы ведем и экологический мониторинг строительства, проверяем шумовую нагрузку на границах, примыкающих к жилой застройке. К счастью, у нас все соответствует действующим нормам строительства: до жилой застройки не менее 300 метров. Поэтому жителям города мы не вредим, но на всякий случай регулярно проверяем уровень шума.
- Сколько подрядчиков сейчас занято на стройке? Как с ними улаживаются конфликтные ситуации?
- Сейчас на площадке работает один основной субподрядчик, еще четыре небольших субподрядчика, которые занимаются сетями и их обслуживанием. Также на площадке установлен бетонный завод - пока один, но будет два.
Как налаживаем взаимоотношения? Так же, как и в жизни: если человек не способен договориться, значит, он плохо говорил. Как правило, нам, конечно, удается договориться, иногда даем письменные указания, если нас не слышат. В основном, все стараются внимать нашим просьбам и требованиям, и конфликтов не возникает.
- Каких рабочих привлекают к строительству подрядчики?
- Наши подрядчики и субподрядчики, - как вы знаете, интернациональная команда из Арабских эмиратов, Германии и, естественно, России, - это в основном высококвалифицированный инженерно-технический персонал. Среди привлеченных рабочих непосредственно на стройке 70% - граждане СНГ. В основном, это граждане Украины, Белоруссии, Молдавии. Естественно, у нас есть и россияне на площадке. Мы стремимся к тому, чтобы подобный состав на стройке был стопроцентным.
На нашей площадке запрещено, и это принципиальная позиция, работать привлеченным специалистам из южных соседних республик, которые бы не имели разрешения на работу, надлежащим образом оформленного. Жесткий контроль за соблюдением этого требования ведут наша служба безопасности и служба охраны труда. Периодически у нас проводятся рейды, мы смотрим за состоянием площадки. У нас никто на стройплощадке не проживает, никто не ночует.
- Рейды проводят ваши службы или правоохранительные органы?
- Наши специалисты службы безопасности проводят. Наши подрядчики подают нам документы, где указан личный состав сотрудников, рабочих и специалистов, которых они собираются привлекать. Этот список мы проверяем и утверждаем, если нет замечаний, конечно. Только после этого генподрядчик разрешает допуск на строительную площадку.
Это касается не только людей, но и транспортных средств.
К нам приходил и участковый, знакомился, мы доложили ему об обстановке.
- Сколько рабочих одновременно трудится на площадке?
- На данном этапе работ в среднем в смену на площадке находится порядка 170 человек. В ночную смену меньше, к сожалению.
- Вы хотите добиться круглосуточного ведения строительства?
- Не то, чтобы мы хотим, - это предусмотрено нашим графиком работ. Круглосуточный режим неизбежен, другого просто не дано. К тому же большинство циклов, отдельных работ, в том числе по возведению ядра башни, нельзя остановить, когда вздумается. Нельзя пойти отдохнуть, выспаться, а через день-другой возобновить работу. Нужна непрерывная работа, непрерывная заливка.
- Сколько грунта будет вывезено из котлована для фундамента башни?
- В общей совокупности - 226 тысяч кубометров. Это внушительный объем. К примеру, это помещение, где мы сейчас находимся, имеет площадь 28 квадратных метров, высота потолков - 3 метра. Смело умножаем, получаем 84 кубометра. Разделим 226 тысяч на это число, получится 2 тысячи 690 таких комнат, заполненных грунтом. У нас есть три согласованных места вывоза этого грунта, все они находятся на расстоянии более 60 километров от Санкт-Петербурга. Это два действующих карьера для рекультивации и один полигон. Куда попало, мы ничего не вывозим. И так во всем. Учитывая пристальное внимание к нашему проекту и огромную ответственность при строительстве сложного и масштабного сооружения, мы жестко контролируем каждую операцию на каждом этапе работ.