Северо-Запад / Эксклюзив 1 октября 2013 г. 14:25

Губернатор Мурманской области М.Ковтун: "При креативном подходе на Севере можно реализовывать самые неожиданные проекты"

Губернатор Мурманской области М.Ковтун: "При креативном подходе на Севере можно реализовывать самые неожиданные проекты"

            Мурманская область - динамично развивающийся северный регион России, будущее которого неразрывно связано с освоением Арктики, повышением доступности Северного морского пути и разработкой новых месторождений полезных ископаемых. В Заполярье реализуется ряд крупных проектов, в которые вложены федеральные средства и инвестиции частных компаний, а также менее масштабные по вложениям, но совершенно уникальные бизнес-инициативы. О том, что ждет регион после реализации проекта развития Мурманского транспортного узла и реконструкции морского фасада областного центра, об уникальных особенностях северной природы, способствующих товарному рыборазведению, и креативных идеях, реализуемых на Севере, в интервью агентству "Интерфакс" рассказала губернатор Заполярья Марина Ковтун.

            - Марина Васильевна, одним из ключевых проектов региона является комплексное развитие Мурманского транспортного узла. Проект реализуется на условиях государственно-частного партнерства и именно сейчас переходит в активную фазу реализации. Расскажите, пожалуйста, о сути предстоящих изменений для мурманского порта и о том, кто из инвесторов уже готов приступить к строительству терминалов?

            - Проект комплексного развития Мурманского транспортного узла для нас является ключевым, поскольку позволяет развивать наши конкурентные преимущества, а именно наше географическое положение, которое определяет наши возможности в транспортной системе страны. Мурманский порт всегда был вне конкуренции из-за уникальных возможностей, которые нам дала природа. Это незамерзающий глубоководный круглогодичный порт, способный принимать суда большого водоизмещения. Однако инфраструктура должна соответствовать требованиям времени. Проект по развитию Мурманского транспортного узла как раз и нацелен на то, чтобы создать дополнительную инфраструктуру и задействовать все имеющиеся площади в акватории Кольского залива.

            Сегодня наиболее инфраструктурно обрамлена восточная часть залива, западная же имеет очень много свободных территорий. Для того чтобы ее задействовать, туда необходимо провести железнодорожную ветку. Эта часть проекта отнесена к федеральному ведению и включена в целевую программу развития транспортной системы РФ. Федеральная часть уже спроектирована и ждет оценки государственной экспертизы, то есть проект сейчас находится на этапе захода в Госэкспертизу. А инвестор - ООО "Лавна", предприятие-партнер по реализации проекта, на основе этого железнодорожного сообщения проектирует там установку угольного терминала, развивая западный берег.

            Большие надежды мы возлагаем и на проекты, которые планирует реализовать в Мурманской области, в том числе в портовой зоне, Роснефть. Это и создание базы по арктическому освоению шельфа, и перспективы по решению вопросов газификации области с помощью сжиженного природного газа. Мы обсуждаем сейчас проект по созданию терминала по регазификации, также в портовой зоне Мурманска. То есть сегодня наши действия - и частных партнеров, и государства, и региональной власти, нацелены на то, чтобы, объединив усилия, получить эффект синергии и придать порту не просто новый облик, но и новое содержание, новое значение, потому что каждая территория развивается, используя свои собственные уникальные ресурсы.

            - Как повлияет реализация проекта на увеличение грузооборота порта?

            - Угольный терминал ООО "Лавна" будет рассчитан на годовой объем в 18 млн тонн, железная дорога будет иметь пропускную способность более 28 млн тонн. Кроме угольного терминала, планируется строительство нефтяного, контейнерного терминала, складского и логистического центра. Таким образом, общий оборот грузов Мурманского порта увеличится минимум вдвое.

            На сегодняшний день порт Мурманск и так входит в десятку крупнейших портов. Однако объем перевалки не сравним, например, с Новороссийским портом - там сотни миллионов тонн. У нас порт Мурманск - 23 млн тонн по итогам прошлого года, а в общем объеме, вместе с портами на Белом море, Мурманская область переваливает более 30 млн тонн грузов.

            Конечно, увеличение объемов перевалки создаст дополнительные рабочие места, увеличит налоговые поступления и сделает порт Мурманск с развитием портовой инфраструктуры еще более конкурентоспособным. Всем известно, что это ворота в Арктику, здесь начинается Северный морской путь.

            - А как обстоят дела в традиционном для Мурманской области горнодобывающем кластере? Можно ли говорить, что реализация Мурманского транспортного узла даст импульс для развития других отраслей?

            - Безусловно, Мурманская область помимо географического положения отличается богатыми природными ресурсами. Мы являемся уникальной территорией - здесь добывается 100% апатитового концентрата, более 60 видов различных полезных ископаемых, производится 45% никеля, у нас в Хибинах и Ловозерских тундрах содержатся редкоземельные металлы, которых нет нигде на карте России.

            Это, в общем, традиционные отрасли для Мурманской области, но, к сожалению, руды не богатеют, они беднеют, это исчерпываемые ресурсы. В конечном итоге, несмотря на разработку новых месторождений, добывающим металлургическим предприятиям сегодня требуется гораздо больше ресурсов для производства того же объема продукции. Естественно, им надо тоже проводить мероприятия по модернизации собственных производств и оптимизации предприятий, и это все в условиях ухудшающейся ситуации в мировой экономике и снижения спроса на основные группы товаров, производимых на Кольском полуострове.

            Поэтому вы понимаете, какое значение мы придаем проекту развития Мурманского транспортного узла, какую он играет роль в целом для развития территорий и для того, чтобы дать импульс большему потреблению, в том числе электрической энергии. Мы будем строить новые подстанции для развития проекта, что будет означать также и развитие энергетической системы Кольского полуострова.

            - По вашим оценкам, если все пойдет идеально в какой срок может быть реализован проект развития западной части мурманского порта?

            - Там несколько этапов, но надеемся, что если все основные работы, основной частный инвестор начнет в 2014 году, то в течение пяти лет этот проект может быть реализован.

            - Обновление ждет и пассажирскую часть порта Мурманск. Федеральные власти уже ведут работы по проекту создания морского фасада города "Арктическая гавань". Расскажите, как изменит Мурманск реализация этого проекта? Возможно ли, что заход иностранных круизных судов и паромов простимулирует развитие туристической сферы?

            - Мурманчане и гости областного центра считали несправедливым, что, несмотря на наличие береговой полосы, в городе не было полноценного морского вокзала, такого, который бы город украшал. Сейчас морвокзал находится на территории порта, и до сих пор это даже не морской вокзал, а некий небольшой пассажирский терминал. По сравнению с другими частями нашего порта, а именно с рыбным и морским торговым портом, пассажирская линия занимает очень небольшое расстояние.

            Раньше наш пассажирский терминал был не в состоянии принять круизные суда большого водоизмещения, но, тем не менее, "круизники" к нам заходили - где-то от 8 до 15 заходов в год. Вместе с тем потребность в этом гораздо больше, и мы видим интерес круизных компаний к Мурманску как к конечной точке круизов по скандинавскому полуострову. Это интерес, в частности, со стороны известных норвежских компаний, которые неоднократно изъявляли желание и делали попытки прихода в Мурманск. Однако для таких судов и таких туристов нужна соответствующая инфраструктура, портовая зона должна быть к этому готова.

            Сейчас в результате того, что мы вышли с инициативой по реконструкции нашего морского вокзала, а самое главное - с реконструкцией береговой полосы, уже ведутся работы по углублению дна и строительству пирса дальних линий. Ожидаем, что к 2016 году, к столетию Мурманска, мы сможем уже принимать круизные суда, наладить паромное сообщение и стать одним из конкурентов круизным портам и туристическим центрам.

            К этому времени будет модернизирован и морской фасад Мурманска. Над решением этой задачи с привлечением федеральных средств работает Росморпорт, заложены определенные средства еще к 100-летию города, поэтому мы ожидаем и надеемся, вполне обосновано, что наш пассажирский терминал превратится в Мурманский порт, в том числе и со строительством пограничного пункта, которого у нас сегодня там нет.

            - Мурманская область - один из главных рыбных регионов России. Какие перспективы развития отрасли вы видите в регионе? Как развивается морское рыболовство и аквакультура?

            - Развитие аквакультуры в регионе движется, количество садков растет, и рыборазведение приносит свои результаты. Сегодня мы достигли уже объема почти в 17 тыс. тонн.

            Реализуют эти проекты компании "Русское море - Аквакультура" и "Русский лосось", головная компания которой - "Балтийский берег". Мы поддерживаем эти проекты, они сегодня у нас являются приоритетными инвестиционными проектами. В планах компаний до 2015 года увеличить объем производства до 25 тыс. тонн товарного лосося. Кроме того, сейчас обе компании разрабатывают совместный проект строительства завода по производству смолта, малька лосося. Сегодня же и та и другая компания приобретают смолт в Норвегии, там же закупают корм.

            Мы перенимаем норвежский опыт, который успешно реализуется на Кольской земле, видим результаты. У инвесторов есть желание развиваться, а у нас - им помогать. И опять же максимально использовать наши конкурентные преимущества, которые дает нам природа, так же как Норвегия использует свои бухты для разведения атлантического лосося и товарной форели.

            - Какие еще интересные проекты реализуются в Мурманской области?

            - Есть и другие инициативы, например, не многие знают, что мы разводим и осетра и уже второй год подряд получаем осетровую, черную икру, произведенную за полярным кругом.

            Из таких тоже чудесных проектов у нас есть страусиная ферма, где мы уже получаем потомство из страусовых яиц. У нас есть заполярный мёд в поселке Умба.

            Здесь нет предела - при креативном подходе и при желании можно реализовывать самые неожиданные для Севера проекты.