С нового года в Санкт-Петербурге был образован комитет по развитию туризма, которого раньше не существовало в структуре органов власти. О том, какие задачи поставлены перед новым комитетом, какие события могут увеличить туристический поток и сколько гостей примет Северная столица в этом году рассказал в интервью "Интерфаксу" председатель комитета по развитию туризма Александр Шапкин.
- Александр Александрович, какие задачи по развитию Петербурга как туристического центра поставил перед Вами губернатор города?
- Основная задача - это, естественно, увеличение количества туристов, которые приезжают к нам в город. Понятно, что каждый приехавший турист - это дополнительные оставленные в городе деньги. Таким образом, увеличивая количество туристов, мы повышаем и финансирование бюджета. Эта задача сформулирована достаточно давно: сделать все возможное, чтобы туристов в городе становилось как можно больше.
- Благодаря программе "5+5+5" город за 5 лет смог войти в пятерку крупнейших туристических центров Европы, которые ежегодно посещает не менее 5 млн человек. Какая цель стоит перед Петербургом сейчас? 5 млн туристов в год - это предел инфраструктурных возможностей города?
- Не так давно была обнародована информация, что город занял 20-е место в рейтинге наиболее привлекательных городов мира для туристов, что уже является огромным достижением. Конечно, это в значительной степени достижение не наше, а наших предков, которые построили такой красивый город. Наша задача - грамотно о нем рассказать всему миру, чтобы у людей возникло желание самим увидеть красоты Петербурга.
В прошлом году Санкт-Петербург уже посетили 6 млн туристов. Из них 3,1 млн - это россияне, и 2,9 млн - это иностранцы. Примерно пополам. Нельзя сказать, что мы будем делать акцент и уделять особое внимание только туристам-иностранцам или наоборот, что будем развивать только свой, внутренний туризм. Мы одинаково рады видеть и российского туриста, и иностранного туриста. И вообще надо перестать делать на этом акцент, потому что любой приехавший в наш город человек - это все равно турист. Он приехал посмотреть на то наследие, которое досталось не только Петербургу, но и всему человечеству.
С точки зрения их затрат для нас сегодня практически не существует особой разницы между российскими и иностранными туристами. Среднее пребывание российского туриста в Петербурге составляет 5 дней и в среднем он оставляет в день порядка 4 тысяч рублей. Пребывание иностранца - это в среднем 3,5 дня, в сутки иностранец тратит в Петербурге порядка 6 тысяч рублей. В эти суммы не входит оплата гостиниц.
- На Ваш взгляд, какие у Петербурга слабые стороны как у туристического центра?
- Сильная сторона города - она же и его слабая сторона. Город может принять и 5, и 6 миллионов туристов, и гораздо больше. Но не одномоментно.
К сожалению, в Петербурге есть "горячий" сезон, и есть низкий сезон, когда туристов в городе практически не бывает. Низкий сезон у нас длится довольно долго - с середины сентября и до середины мая примерно. Нам необходимо сделать это время таким же привлекательным, как и летний период.
Существует так называемый бренд "белые ночи", который эксплуатируется уже очень много лет. Именно в это время туристы хотят приехать в Петербург, чтоюы увидеть и сами белые ночи, и разводные мосты, и фонтаны Петергофа. Если не брать эти составляющие, то и зимой, и осенью, и весной Петербург - все тот же Петербург, со своей архитектурой, музеями, театрами, отелями и ресторанами. Именно это и надо взять за основу для увеличения туристического потока. Это и есть наша основная задача - привлечь туристов в низкий сезон.
Мы сейчас думаем над тем, как это сделать. Думаем над тем, чтобы возродить программу "Белые дни", но это будет новый продукт. Пока он носит условное название "Зимний Петербург". Буквально недавно мы встречались с представителями отелей, туристических компаний. Мы предлагаем им поделиться своими мыслями, на какие события, какие мероприятия могут приезжать в Петербург туристы не в летний сезон. Город, со своей стороны, тоже прорабатывает эти вопросы, новые события уже планируются и будут осуществляться уже этой зимой, скорее всего. Идеи есть, до 12 августа мы будем собирать их все вместе с турсообществом. Дальше все предложения мы проанализируем и начнем работу по реализации.
- Какие-то конкретные проекты можете назвать?
- Идеи самые интересные и потрясающие. Например, прозвучало предложение от туркомпаний провести неделю Достоевского в какой-то период. Или организовать серию экскурсий "Большевистский Петербург", к тому же, у нас есть хорошая дата – 7 ноября. Почему бы и нет? Иностранцам это очень интересно, да и нашим согражданам тоже.
- Наблюдается ли в Петербурге приток туристов во время проведения международного экономического форума, ожидаете ли увеличения потока на время саммита Большой двадцатки?
- Ни для кого не секрет, что во время проведения Петербургского международного экономического форума спрос на гостиницы очень высок. Цены поднимаются в некоторых случаях в два и в три раза. По большому счету, это широко распространенная международная практика и никто особо оспаривать это решение гостиниц не может. Потому что если уж турист хочет, он приедет.
Надо принимать во внимание, что Петербургский форум проходит в самый разгар туристического сезона, это самый пик сезона - куда тут еще увеличить поток людей? И так яблоку негде упасть, все гостиницы бывают переполнены. Так что именно в этот период скачка турпотока не может быть. Если бы это происходило, условно говоря, в ноябре, - тогда да, это вызвало бы дополнительный интерес. Безусловно, мероприятия столь высокого уровня будят интерес к городу, повышают его привлекательность. Так что это играет нам на руку.
Сразу после саммита Большой двадцатки интерес к городу всколыхнется. Очень хорошо, что это будет в сентябре, получается, что всплеск интереса придется на низкий сезон, когда город будет способен принять эту волну.
Мы рассчитываем и на серьезный интерес к нам в 2014 году, год Олимпиады в Сочи. Мы тоже будем продвигать себя, демонстрировать наши ресурсы, так что еще больше людей узнает о Петербурге.
- Когда появится программа развития конгрессного туризма в Петербурге?
- Основная задача города сейчас - это привлечение крупных международных конгрессов и событий. Серьезно эта программа может начать реализовываться только тогда, когда в городе появится конкурентоспособная конгрессная площадка. Единственный такой центр сейчас, который сможет поспорить с международными площадками, - это Экспофорум, который введут в эксплуатацию в следующем году. В настоящее время идут переговоры с руководством компании и правительством Шанхая по строительству конгресс-центра регионального уровня вместимостью 3 тыс. человек. Одним из мест расположения этой площадки может стать квартал "Балтийская жемчужина", который строится при участии Шанхайской объединенной инвестиционной компании.
Так что у конгрессного туризма есть будущее, программа сейчас разрабатывается. Так, например, совсем недавно состоялась встреча губернатора Георгия Полтавченко с президентом Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) Чэнем Сяньцзинем. На встрече обсуждались перспективы сотрудничества между Петербургом и UFI, а также развитие в Северной столице конгрессного туризма.
Петербург - крупный культурный, экономический и научный центр не только России, но и северной Европы. И у нас есть все возможности для того, чтобы участники выставок могли совместить работу с насыщенной культурной программой. Это делает Петербург уникальным местом для проведения конгрессно-выставочных мероприятий. Развитие конгрессного туризма является одной из приоритетных задач городского правительства.
За прошлый год рейтинг Петербурга как места проведения международных форумов вырос на 33 пункта. И мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В настоящее время в городе формируется конгрессно-выставочный кластер, который позволит объединить усилия участников рынка и увеличить эффективность проводимых выставок. Для продвижения Петербурга на международной арене в качестве выставочного центра будет создано Конгрессное бюро. Мы планируем выйти к 2020 году на уровень в 180 международных мероприятий в год, увеличив таким образом объемы конгрессно-выставочной деятельности в пять раз. Также к осени планируется разработать программу строительства конгрессно-выставочных площадок.
- Каков номерной фонд гостиниц Петербурга? Удалось ли ликвидировать дефицит гостиниц класса "3 звезды"? Сколько номеров прибавится в Петербурге в текущем году?
- В высокий сезон гостиниц никогда не хватает, несмотря на то, что их количество постоянно растет. Пока не хватает. Весь номерной фонд Петербурга составляет около 28 тыс. номеров, это 974 гостиницы, включая мини-отели.
В этом году запускаются гостиницы "4 seasons" - это, скажем так, сегмент люкс, очень дорогая гостиница; Indigo на 120 номеров и гостиница в "Пулково", оператор которой пока неизвестен. В "Экспофоруме" в 2014 году откроются 3-зведочный и 4-звездочный Hilton.
- Как Вы оцениваете перспективы яхтенного туризма в Петербурге?
- В Петербурге практически полностью отсутствует яхтенная инфраструктура. Существует только три яхт-клуба. С яхтенным туризмом вопрос начнет решаться, когда появится подобающая инфраструктура.
С точки зрения властей города для развития этого вида туризма сделано очень много: открыт пропускной пункт на форте "Константин", там все грамотно организовано. Яхта вошла, прошла досмотр и движется дальше. Идет в центральный яхт-клуб и становится там. И тут начинаются вопросы. А есть ли там место? А сможет ли она там подключиться к воде и электричеству? Если нет, то что ей дальше делать? По водному пути идти дальше она может, теоретически, без проблем, но вот на практике ей нужно где-то заправляться, брать воду, сливать воду...Вот со всем этим у нас все очень плохо. Пока инфраструктура практически полностью отсутствует. Город имеет колоссальный потенциал по развитию яхтенного туризма, но он сможет раскрыться только тогда, когда появится инфраструктура.
- Сколько туристов Петербург примет в этом году, каков Ваш прогноз?
- Мы исходим из того, что в этом году будет рост как минимум на 10-12 процентов. Получается, что где-то 6,6-6,7 миллионов туристов. Может быть, приедет даже чуть больше.