Осенью прошлого года в Петербурге началось строительство общественно-делового района "Лахта центр", доминантой которого станет почти 470-метровая башня. Планируется, что весь комплекс будет полностью готов в 2018 году. О том, на какой стадии строительство находится в настоящее время, какие общественные места будут открыты в комплексе и какие компании смогут открыть свои офисы в "Лахта центре" рассказал в интервью информационному агентству "Интерфакс Северо-Запад" исполнительный директор Общественно-делового центра "Охта" Александр Бобков.
- Александр Артурович, на какой стадии в настоящее время находится реализация проекта "Лахта центр"?
- Сейчас мы находимся на стадии производства строительно-монтажных работ нулевого цикла. Мы ведем работы по формированию свайного основания главного здания нашего комплекса – башни, а также делаем большое подземное сооружение в виде стены в грунте и специальной распорной системы, чтобы иметь возможность на следующем этапе приступить к откопке котлована и формированию подземной части здания.
- Сколько продлятся эти работы?
- По графику, формирование стены в грунте закончится в конце апреля, свайные работы – 15 августа. С этого момента мы сможем приступить к возведению удерживающей дисковой системы, которая будет являться началом работ по откопке котлована и строительству фундамента.
Глубина котлована составит минус 21 метр, плюс глубина свай от 72 до 82 метров. Таким образом, несущие элементы фундамента башни уходят под землю на глубину 82 метра.
- Когда планируется выйти на уровень выше нуля?
- Если нам не помешают природные катаклизмы, то мы должны вынырнуть из "нуля" к декабрю 2014 года.
- Остальные здания общественно-делового района будут строиться одновременно с высоткой?
- Действительно, в комплекс входит не только главное здание в виде башни, но также два больших здания, соединенных внутренним двором-атриумом. Это северный и южный корпуса, которые потом по внутреннему объему будут даже немного превосходить башню. Они имеют значительно меньшую высоту, но они не менее интересны и сложны как по идее архитектора, так и по технологии возведения. Время возведения этих зданий меньше, чем время возведения башни примерно на один год. Соответственно, чтобы сдать наш комплекс целиком и одновременно, как это и планируется, мы сейчас имеем фору в один год, которой мы и пользуемся. И если строительство башни мы начали осенью прошлого года, то здания с атриумом мы начнем строить осенью этого года.
- Какова их высота?
- Они запланированы с перепадами высоты от 38 метров до 80 метров. Эти два здания направлены друг против друга: у южного здания максимально высокая точка будет отдалена от башни, а у северного – наоборот, его высота будет обращена к башне, к городу. Они создадут ансамбль, который добавит глубины нашему комплексу, поскольку сама доминанта на такой площадке требует архитектурной поддержки.
- Сроки сдачи объекта полностью сохраняются – это 2018 год?
- Да, мы нацелены на 2018 год.
- Какова стоимость проекта на данном этапе?
- На этот вопрос, к сожалению, невозможно ответить точно, поскольку проектирование всего комплекса еще продолжается. Мы имеем пока в полностью готовом виде только проект башни, а полный проект всего комплекса готовится к сдаче в Главгосэкспертизу. Поэтому сметные расчеты и бюджет будут уточнены только к концу года.
Но общая задача всех проектировщиков, которую ставили инвестор и мы как заказчики, - это то, чтобы стоимость зданий была конкурентоспособна и рыночна, поскольку это коммерческие объекты. Мы ставили такое ограничение и условие проектировщикам, чтобы стоимость строительства всего комплекса была окупаемая при тех ставках арендной платы и при той стоимости коммерческой недвижимости, которая сейчас сложилась в Петербурге.
Поэтому говорить о стоимости прежде, чем будет готов весь объект, безответственно с моей стороны. К тому же это коммерческий проект и мы бы хотели сначала самостоятельно определить стоимость комплекса, провести консультации с инвесторами и акционерами, а после определиться с объемом и составом коммерческой информации которую стоит афишировать.
- Как будет организована транспортная ситуация вокруг комплекса?
- В этом вопросе мы полностью стоим на стороне жителей северо-западной части Санкт Петербурга и северо-приморской части, в частности. Мы поддерживаем любое развитие городской территории в любых направлениях в непосредственной близости от себя. Наши собственные инвестиционные планы в области улично-дорожной сети ограничиваются нашим земельным участком, и выходить за него мы не имеем ни юридического, ни административного, ни бюджетного права.
На своей территории – а она значительная, это порядка 180 тысяч квадратных метров, действительно целый квартал, - мы все сделаем самостоятельно. И сделаем, надеюсь, очень хорошо. Современно, интересно, с заделом на будущее.
Что касается планов города... Мы читаем, слышим, что у города много планов по развитию городской территории, в частности, в северной ее части, в северо-приморской части, которая прилегает к нам. Город запланировал в Приморском районе различные инфраструктурные проекты, но когда они будут реализованы, в какой последовательности и каком объеме, мы не знаем. Очень бы хотели узнать как будущие жители этого района. Единственное, на что мы надеемся, – что подключение нашего проекта к Приморскому шоссе будет организовано без перекрестков, без светофора, поскольку это снижает уровень комфорта Приморского шоссе, превращая его из современной трассы непрерывного движения в обычную городскую дорогу.
- Сам Смольный не пытался обсудить с вами развитие транспортной инфраструктуры? Возможно, на условиях государственно-частного партнерства?
- Нет, администрация города на нас не выходила с такой проблемой, поскольку мне кажется, что у Смольного в настоящее время есть более насущные и острые проблемы, по сравнению с этой.
Мы самостоятельно обозначаем всем заинтересованным сторонам, в том числе Смольному, что с появлением такого комплекса эта территория увеличится в количестве посетителей, жителей, работников и так далее. Что хорошо бы об этом позаботиться заранее и предусмотреть в планах развития города какие-то мероприятия, которые будут, скажем так, добавлять комфорта жителям. Также, мы с аналогичными обращениями входим на руководство Российской железной дороги: говорим, что неплохо было бы предусмотреть, как минимум, современную железнодорожную станцию. Мы говорим, что появляется новый крупный проект, где будут работать, учиться и отдыхать довольно много людей, комплекс вызовет огромный интерес, и что все эти люди будут вполне платежеспособны, готовы платить за комфорт. Мы говорим: может, это будет вам интересно? Нам отвечают, что это может быть интересно, но сейчас есть другие неотложные дела.
Железная дорога попросила нас обосновать экономическую выгоду от этой станции, спроектировать, сделать всю необходимую документацию по возможной станции, дать расчеты, и тогда они будут готовы говорить о том, нужна ли она им или нет. Мы бы с удовольствием позанимались всеми этими смежными вопросами, но у нас для этого нет никаких оснований. Если мы сейчас начнем что-то проектировать на землях, принадлежащих железной дороге, считать потоки железной дороги, представьте себе, какую это вызовет реакцию.
- Какие компании привлечены к работе над проектом? Не возникает ли сложностей с подрядчиками, учитывая уникальность объекта?
- Провокационный вопрос, я бы сказал. Я не знаю, не слышал, чтобы привлекались плохие компании, неквалифицированные. И я не знаю стройки, где бы ни было проблем с подрядчиками. Мы действительно подошли к этому чрезвычайно ответственно, потому что мы возводим не самый обычный объект, и одним из критериев, из которых мы исходили при выборе подрядчика на нулевой цикл, стал опыт подобных работ. Поэтому подрядчиком на данной стадии проекта – нулевой цикл, свайные основания, стена в грунте и так далее - мы законтрактовали компанию из Объединенных Арабских Эмиратов Arabtec. В свою очередь, они наняли еще двух основных субподрядчиков для определенных видов работ. Это немецкая компания "БАУЭР" и петербургский "Геострой".
Конечно, проблемы есть технические, организационные, но мы их решаем. И пока мы, в целом, движемся в тех графиках, которые были директивно установлены.
- Как решается вопрос с инженерной инфраструктурой комплекса?
- Он решается значительно проще, чем с транспортом. Обеспечение инженерной инфраструктуры, как водится в Санкт-Петербурге, - это прерогатива самого застройщика. Мы, конечно, не утопающие, но вынуждены самостоятельно, своими " руками" и полностью за свой счет обеспечивать себя инженерной инфраструктурой.
В настоящий момент по нашему заказу и за наш бюджет Санкт-Петербургские электрические сети проектируют и строят высоковольтную кабельную линию от подстанции "Северная" до будущей подстанции "Невская губа". Таким образом, мы себя обеспечим электричеством. Немаловажный факт, что после строительства всей этой инфраструктуры мы ее передадим на баланс городу, бесплатно. Это своеобразная форма оплаты за подключение к сетям.
Аналогичные процессы у нас с водоотведением. Сейчас строится глубинный коллектор, соединяющий наш квартал с очистными сооружениями. В рамках этого проекта строится глубинная шахта для подключения нашего коллектора к городскому коллектору. Эти работы будут сделаны уже в этом году. И после окончания этих работ мы получим полноценное современное водоотведение, которое мы также передадим городу бесплатно. Это тоже так называемая плата за подключение.
Аналогичная ситуация с водой, с теплом и со всем остальным. В этой части мы неоригинальны, все делаем самостоятельно. Наши затраты на создание новой инфраструктуры, причем не только для нас, но и для нужд всего района, составят более полутора миллиардов рублей.
- Возможно, этот вопрос немного преждевременный, тем не менее: как будут решаться вопросы противопожарной безопасности? Ведь с учетом ситуации, которая возникла в высотке "Москва Сити", где возник пожар уже на стадии строительства, в общественном пространстве часто звучат протесты против высотных проектов.
- Вы зря думаете, что это преждевременный вопрос. Вопрос противопожарной безопасности решается на стадии проектирования и прохождения экспертизы проекта. Наличие сложнейших систем призвано не просто обеспечивает противопожарную безопасность, но и не допускает даже малейших сомнений разнообразных экспертов в том, что запроектированная система полностью исключает, подчеркну – полностью – возможность возгорания в таких объектах, как башня.
Этим вопросом мы не просто занимались. Он тщательно прорабатывался, был запроектирован и прошел экспертизу не только в надзорно-строительных органах, но также в департаменте пожарной безопасности РФ, департаменте надзорной деятельности по пожарной безопасности.
- То есть ситуация, которая сложилась в "Москва Сити", исключена?
- В "Москва Сити" все-таки была своеобразная ситуация. Был рекламный баннер, который не соответствовал, естественно, никаким нормам пожарной безопасности, поскольку был сделан из горючих материалов. Здание строилось, соответственно, никаких инженерных систем противопожарных не работало. Зато работали тепловые пушки. И при сильном ветре, когда опасный с точки зрения горения баннер попал на пушку с открытым огнем, произошел пожар.
Мы, безусловно, будем учитывать и этот опыт, уделяя особое внимание противопожарной безопасности, в том числе и во время строительства. А уже ближе к завершению непременно пригласим журналистов на испытания, чтобы все своими глазами смогли увидеть, что распространение огня при применении современных негорючих материалов и работе дублирующих систем пожаротушения, в основе которой лежит современная система тонкораспыленной воды, – исключено.
- Появились ли уже конкретные предложения от компаний на аренду площадей в "Лахта центре" под офисы?
- У нас, безусловно, уже есть интересанты, которые бы хотели работать в одном комплексе с компаниями "Газпрома". Пока мы лишь собираем такого рода предложения и отмечаем это как входные данные для размышления, составления и уточнения общего баланса коммерческих, офисных помещений и общественных площадей в комплексе.
Дело в том, что пока до сдачи и ввода в эксплуатацию нашего объекта еще слишком долгий срок. Очень мало таких компаний, которые бы на пять лет вперед смогли рассчитать свои потребности, понять, что действительно им будет нужно и подписать при этом какие-то обязывающие документы.
Поскольку все это декларативно, мы тоже к этому относимся пока лишь как к информационному фону.
Но могу сказать, что прирост в Санкт Петербурге структур и подразделений "Газпрома" и нашей материнской компании "Газпром Нефть", который происходит в данный момент, говорит о том, что физически мест и свободных площадей в "Лахта центре" к моменту сдачи будет не так уж и много. Если вообще таковые останутся.
- Примерно сколько может остаться свободных площадей под сдачу в аренду?
- Когда мы начинали проект, мы исходили из такого баланса: примерно 30-35% займут структуры "Газпрома", примерно столько же – структуры, аффилированные с "Газпромом", и еще треть – компании, которые присутствуют на свободном рынке и так или иначе имеют плотные отношения с "Газпромом". Мы так заполняли свой комплекс.
В прошлом году уже получалось, что структуры "Газпрома" у нас садятся на 50% площадей, а с последними планами по переезду - переезжают несколько департаментов уже в настоящее время, а еще у нескольких это в плане - похоже у нас не будет особо площадей для других компаний на рынке.
- Не изменились ли планы на объем площадей, которые будут отданы под общественные пространства?
- Нет, не изменились. Более того, они даже немного увеличились, по сравнению с проектом на Охте, в основном в силу места. Когда мы размещались на Охте, то часть общественных функций все-таки находилась где-то неподалеку. Когда мы стали проектировать комплекс в Лахте, мы увидели, что, если мы хотим, чтобы этот квартал был полноценным, чтобы он "жил" и работал практически круглые сутки, включая выходные, в нем должно быть больше общественных функций, чем на Охте.
Здесь у нас добавилась гостиница площадью более 20 тысяч квадратных метров. Сейчас мы ведем переговоры с операторами, мы хотим сделать ее достаточно высокого класса, но при этом, чтобы она была доступна по стоимости услуг и номеров.
Также у нас добавился инновационный образовательный центр, который включает в себя целый набор таких уже распространенных в Европе и Америке элементов, как интерактивные программы и оборудование, которые так или иначе увлекают и образовывают подрастающее поколение. Это не игровые комплексы, а именно образовательные.
Также мы хотим разместить инновационный центр "Газпрома" и "Газпром Нефти", в котором представители наших отраслей, топливно-энергетического комплекса могли бы найти место, где можно обмениваться знаниями, опытом, умениями, куда можно было бы приглашать специалистов из-за рубежа.
Есть еще одна из изюминок комплекса – планетарий, который будет сделан очень современно, в виде шара. Это будет одним из самых привлекательных мест в общественных пространствах нашего комплекса.
Еще в проекте заложен многофункциональный концертный зал, который трансформируется во всевозможного вида арену для проведения самого различного спектра крупных мероприятий. Начиная показами мод и заканчивая концертами, премьерами спектаклей и так далее. Это будет не очень крупная площадка, но она будет, я думаю, одной из самых комфортабельных как для выступающих, так и для зрителей. В ней можно будет устанавливать различную высоту сцен, сидений, убирать сидения, убирать целые ряды сидений, делая это место более просторным.
Поскольку в этом квартале у нас будет постоянно пребывать порядка 5 тысяч человек, то мы посчитали необходимым, и нас поддержала петербургская медицина, что в комплексе нужен хороший современный медицинский центр поликлинического толка со всеми необходимыми специалистами. Также здесь будет располагаться крупный банк.
Это будет комплекс, где современному работающему человеку будет удобно проводить свое рабочее и свободное время, здесь любой работник или посетитель сможет ежедневно удовлетворять свои основные, ежедневные потребности. Чтобы приехав на работу, человек не думал, что потом ему надо еще поехать куда-то в химчистку, куда-то в поликлинику, где-то купить продукты домой и так далее. Все эти вещи можно будет сделать прямо в комплексе. Это здорово экономит время. Мы не хотели делать скучный офис, куда будут приезжать только на работу. Мы хотели взять за ориентир ту золотую середину, в которой бы деловая функция органично дополнялась бы культурной, развивающей и даже образовательной составляющей. Мы уверены, что все у нас получиться и территория Лахты и город в целом получит новый, добрый и красивый проект.
- Какова сейчас судьба участка на Малой Охте?
- Судьба участка на Охте, к моему великому сожалению, плачевна. Поскольку красивый, современный, большой проект был отменен на этом месте, а ничего нового там пока не появилось. Это 45 тысяч квадратных метров подготовленной к строительству земли не в самом плохом месте. Участок ждет достойного, красивого, подходящего для этого места проекта.
Мы бы уже приступили к разработке такого проекта, но есть нюансы. До сих пор нам не выпущен документ, регламентирующий режимы использования территории. Охтинский мыс был, в свое время, признан достопримечательным местом регионального значения, а по закону таким местам необходимо прописывать режимы использования. Без такого документа мы не можем, к сожалению, приступить к разработке новой концепции застройки этого участка. Без прописанных режимов невозможно определиться даже с основными параметрами будущей застройки.
Этот вопрос должен решить КГИОП. Никакой федеральной составляющей в этом вопросе нет. Это полностью входит в полномочия местного органа власти.
- С чем связаны такие задержки в выдаче этого документа?
- Вероятно, не видят в этом вопросе проблемы. Разумных объяснений нет. Никому не мешает. Большой забор. Красивая реклама. Тишина. По всем нормативным срокам этот документ должен был выйти еще в прошлом году. А сейчас уже март заканчивается, нового года. Очень надеюсь, что в самое ближайшее время документ все-таки будет выпущен, возможно "приурочат" к майским праздникам.