Северо-Запад / Эксклюзив 3 декабря 2012 г. 15:38

Вице-премьер правительства Калининградской области А.Рольбинов: "В ближайшие два года мы совершим прорыв в газификации региона"

Вице-премьер правительства Калининградской области А.Рольбинов: "В ближайшие два года мы совершим прорыв в газификации региона"

Калининградская область, несмотря на свое местоположение практически в центре Европы, многие годы являлась одним из регионов России, где уровень газификации населения и промышленности был крайне низок. Решением этой проблемы региональная власть занималась все время, но лишь в последние два года команде губернатора Николая Цуканова удалось сделать серьезный шаг вперед. О том, как шла работа, каковы ее перспективы на ближайшие годы, рассказал в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад" вице-премьер регионального правительства Александр Рольбинов.

- Александр Семенович, для региональных властей вопрос обеспечения области газом всегда был одним из приоритетных. Как сейчас он решается, что ждет область в ближайшие годы?

- Сейчас в области действует несколько программ, в том числе с "Газпромом", в рамках которых и решается данный вопрос. Активность этих программ была заметно усилена в последние два года, что сразу сказалось на уровне газификации региона. С учетом того, что и сегодня идет строительство, приемка распределительных сетей, других объектов, этот уровень можно оценить примерно в 52-55%. Буквально пару лет назад он был значительно ниже.

Рост произошел во многом благодаря тому, что, к примеру, в 2011 году на решение вопросов газификации было направлено 1,1 млрд рублей федеральных, региональных и муниципальных средств. Уже в нынешнем году эта цифра составила 1,4 млрд рублей.

Правительство области не только эффективно решает вопрос газификации области, но и отстаивает на федеральном уровне дальнейшие планы. В результате на 2013 год на газификацию будет направлено порядка 3,5 млрд рублей. Надеемся, что и в 2014 году будет аналогичное финансирование. В результате последующие два года будут самыми ударными и напряженными в решении этого вопроса, и мы ожидаем, что газификация области уже в 2015 году составит 70-75%.

- Получается, что к этому моменту основные города и поселки области будут газифицированы?

- Понятно, что вести газопровод к малому поселку, где проживает несколько десятков семей, экономически не целесообразно, поэтому правительством региона определено, что населенные пункты, в которых проживает более 500 человек и которые находятся на не очень большом расстоянии от центральных газовых магистралей, будут газифицированы. И вот здесь встает очень важный социальный вопрос: а что делать жителям малых поселений, как и прежде, надеться только на дрова и уголь? Именно поэтому у нас в области идет реализация другого проекта, направленного на газификацию. Сегодня в регионе строится станция по сжижению природного газа для дальнейших поставок его потребителям в баллонах и емкостях различного объема.

В настоящее время в области баллонный сжиженный газ есть, но он привозной, что делает его более дорогим по сравнению с тем, который будет произведен на этой станции. В ближайшее время компания "Газойл" завершит строительство первой очереди станции, которая сможет поставлять потребителям области порядка 80 млн кубометров сжиженного газа. Этого объема вполне достаточно, чтобы полностью удовлетворить потребность населения, неохваченного газификацией.

Отмечу, что этот газ будет поставляться не только населению для бытовых и коммунальных нужд, он будет востребован представителями малого и среднего бизнеса, которые работают в небольших и отдаленных поселках области.

- Вы отметили, что следующие два года станут ударными в решении вопросов газификации области. В какие города и муниципалитеты придет природный газ?

- У нас на сегодня не обеспечены газом такие крупные города, как Черняховск, Нестеров, Озерск, Балтийск, Багратионовск. В Светлом газ есть, но в недостаточных объемах. Поэтому уже сегодня мы строим магистральный газопровод с ГРС и ответвлениями по направлениям на Багратионовск, Светлый и Балтийск. Кроме того, часть газопровода мы уже проложили до Черняховска, идет также проектирование газопроводов до Несторова и Озерска.

В 2013 году в области планируется построить 423 км газопроводов всех видов. По сравнению с предыдущими годами, это очень хороший показатель. При этом надо отметить, что сооружение магистральных газопроводов высокого давления не только ответственное и сложное, но и дорогостоящее предприятие. Так, строительство газопровода протяженностью 35 км с газораспределительной станцией до поселка Черепаново в районе города Светлый стоит примерно 1 млрд рублей.

Перед региональным правительством стоит задача к 2015-2016 году обеспечить природным газом основные города области.

- Насколько перспективен заявленный региональными властями проект по строительству подводного лупинга от "нитки" Nord Stream в Калининградскую область?

- Вот смотрите, в области потребление природного газа в прошлом году составило чуть больше 2 млрд кубометров. При этом у нас, помимо планов газификации населения, есть большая группа крупных инвесторов, которым необходим газ для реализации своих проектов. В связи с этим губернатор и обращался в различные инстанции с просьбой решить этот вопрос. И сегодня президентом дано такое поручение – найти технические возможности для увеличения поставок газа в регион. С этой целью недавно в Минэнерго прошло совещание с представителями "Газпрома" по данной теме. Правительство области направило свои предложения в эти структуры, а также прогнозы потребления газа регионом до 2030 года. В результате и появилось поручение, в котором стоит задача до марта 2013 года проработать техническое решение задачи.

Если же говорить о наших прогнозах, то по итогам 2012 года потребление регионом газа составит примерно 2 млрд 150 млн кубометров. Но уже на 2014 год мы просим увеличить подачу газа на 500 млн кубометров, а к 2017 году довести этот объем до 4 млрд кубометров.

Решением вопроса об увеличении поставок будет заниматься «Газпром», поэтому именно ему определяться с наиболее экономически выгодным проектом. Строить ли подводное ответвление от Nord Stream или расширять возможности магистрального газопровода, идущего в Калининград транзитом через Белоруссию и Литву.

- "Газпром" давно реализует в Калининградской области проект строительства подземного хранилища газа (ПХГ). Насколько успешно он продвигается, и что его реализация даст региону?

- У нас в районе поселка Романово есть запасы каменной соли на глубине 800 метров. Там пробурены скважины, в которые закачивается вода, размывающая пласты соли, образуя подземные пустоты – каверны. Их можно заполнить природным газом, создав тем самым ПГХ.

Первая очередь этих емкостей должна была заработать в этом году. Она рассчитана на прием 80 млн кубометров газа, из которых обратно можно получить 50 млн кубометров. Разница газа в 30 млн кубометров не позволит обвалиться стенам хранилища.

Сегодня работа по созданию ПГХ идет медленнее, чем планировалось, из-за того что строителям объективно не хватает воды для размыва пластов соли. Однако уже в 2013 году сооружение первой очереди хранилища будет завершено.

Региону ПГХ необходимо связи с тем, что потребление газа идет в течение года неравномерно, значительно увеличиваясь в зимнее время. Поэтому во время повышенного потребления газа появляются определенные риски, которые могут иметь негативные последствия. Чтобы их нивелировать, необходимо ПГХ, которое позволит подавать в сеть газопроводов дополнительный объем газа, который под землю будет закачан в летние месяцы.

Весь же проект строительства ПГХ предполагает сооружение нескольких очередей. В целом объем хранящегося газа должен составлять 350-400 млн кубометров. Надо отметить, что строительство хранилища идет полностью за счет финансовых средств "Газпрома".

Коснувшись вопроса средств, которые идут на решение проблем газификации области, хотел бы отметить такой момент. Правительству области удалось наладить довольно эффективную систему расходования бюджетных средств, выделяемых на эти цели. Отторговывая конкурсы на проектирование и строительство объектов, мы нередко имеем определенную экономию денег, которые возвращаются в федеральный или региональный бюджет.

Так, по итогам 2011 года область получила экономию около 70 млн рублей. Мы смогли договориться с Минэнерго и Минрегионом, чтобы направить эти средства повторно на газификацию. В результате мы выполнили работ больше, чем планировалось в самом начале, а в федеральный бюджет было возвращено лишь 1,6 млн рублей. Это очень хороший показатель эффективности использования бюджетных средств.

- В последнее время много говорится о приграничном сотрудничестве, которое активно развивается. А достаточно ли внимания к дорогам, которые идут к границам и являются трансграничными коридорами?

- В направлении границы с Польшей у нас проблемной является дорога к пограничному переходу "Мамоново-2-Гжехотки", в народе называемая "Берлинкой". Она была проложена еще в предвоенные годы немцами и состояла из бетонных плит. Некоторое время назад ее большая часть была реконструирована, однако есть приличный участок, который требует замены полотна.

У правительства есть проект реконструкции этого участка. Используя все возможности для финансирования этого проекта, мы заявились в программу приграничного сотрудничества по линии Евросоюза с целью получения гранта на его реализацию. В результате нас включили в эту программу, и в 2013 году нам предполагается выделение порядка 10 млн евро на выполнение реконструкции дороги. Как только мы получим эти средства, работы сразу же начнутся. Но в любом случае до 2017 года мы полностью завершим реконструкцию этого участка.

Если говорить о направлении к границе с Литвой, то здесь есть проблемы на дороге Калининград-Нестеров и Калининград-Советск, которая является федеральной. В этом году на ее ремонт было выделено 800 млн рублей. В результате в районе поселка Толпаки дорога была доведена до федерального норматива – 8,5 метра. В этом году приступим к реконструкции еще одного участка этой дороги. Задача стоит таким образом, чтобы эта федеральная трасса на всем ее протяжении была четырехголосной.

Эта трасса приводит нас к приграничному городу Советск, вокруг которого сегодня идет строительство обходной дороги. Ее сооружение будет завершено в 2013 году. Надеюсь, что в следующем году начнется и строительство нового пограничного пункта пропуска "Дубки". Он примет на себя практически всю нагрузку по пропуску большегрузного автотранспорта, который сегодня идет через центр Советска. Да и мост Королевы Луизы, по которому сегодня идет весь транспорт, уже не справляется с потоками.

- Но ведь пункт пропуска "Дубки", который предполагается расположить рядом с новым мостом через пограничную реку Неман, даже не попал в федеральную программу Росграницы…

- Пока не попал. Есть поручение президента правительству РФ о том, что строительство пункта пропуска надо синхронизировать с сооружением моста, а также работами, которые будет вести Литва. А она, как известно, уже заявила о том, что в 2013 году приступает к строительству пункта пропуска на своей стороне. Ведь строительство моста и пункта пропуска будет вестись в рамках подписанного соглашения между правительствами России и Литвы.

Поэтому, надеемся, что в ближайшее время правительство РФ выделит Росгранице средства на сооружение пункта пропуска. На строительство этого объекта и сооружение моста, который Россия будет полностью возводить на свои деньги, потребуется около 3-3,5 млрд рублей. Правительство области рассчитывает, что в течение двух лет, максимум трех, этот объект начнет свою работу как единый приграничный комплекс.