С 21 по 23 июня в Петербурге пройдет ежегодный XVI Международный экономический форум. В этом году главной темой для дискуссий политиков и экономистов со всего мира станет обсуждение эффективного лидерства в новую эпоху. О том, какую пользу форум приносит Петербургу, будет ли ПМЭФ переезжать на другую площадку и других актуальных проблемах рассказал в интервью информационному агентству "Интерфакс Северо-Запад" губернатор северной столицы Георгий Полтавченко.
- Георгий Сергеевич, в ходе 15-го Петербургского международного экономического форума в прошлом году власти северной столицы заключили инвестиционные соглашения на сумму 97 млрд рублей. Есть ли основания полагать, что этот показатель будет аналогичным и в текущем году? В чем польза форума для Петербурга?
- Мы и ожидаем, и готовим к подписанию на форуме целый ряд договоров. Я надеюсь, что их сумма будет сопоставима с теми цифрами, которые были в прошлом году. Но все-таки главная цель форума – не в том, чтобы подписать энное количество договоров на энную сумму. Для Петербурга главное – дать возможность потенциальным инвесторам и бизнес-сообществу увидеть возможности нашего города, привлечь максимальное количество людей, чтобы они развивали и строили здесь свой бизнес.
Постараемся сделать так, чтобы всем было интересно. Чтобы каждый, у кого есть желание получить дополнительную информацию о том, что происходит сегодня в городе, об инвестиционном климате Санкт-Петербурга, имел такую возможность.
Я считаю, что проведение форума будет способствовать решению еще одной задачи – повышению привлекательности Петербурга для туристов. Для нас это важная статья доходов. Мы ставим перед собой задачу за ближайшие 5 лет довести количество туристов, посещающих наш город, до 8-10 миллионов. Сегодня эта цифра составляет 5,5 миллионов в год.
- В апреле текущего года власти города сообщили о намерении подписать соглашение о строительстве автозавода "Фиат" в ходе ПМЭФ-2012. Какие еще крупные проекты в Петербурге стартуют во время форума?
- Если говорить о "Фиате", то я хотел бы уточнить, что изначально речь шла об инвестициях порядка 1,8-2 миллиардов рублей. Сегодня сумма выросла до 30 миллиардов рублей. И что самое главное – они планируют создать в Петербурге в рамках своего инвестиционного проекта Центр исследований и развития. А это даст нам не только места для квалифицированных рабочих, но и возможность задействовать огромный интеллектуальный потенциал нашего города, петербургскую науку - разработчиков, технологов, конструкторов.
Если говорить о других проектах, то, в частности, мы окончательно подпишем все необходимые документы по строительству Западного скоростного диаметра. Работали над ними долго, особенно важен вопрос финансовой схемы, связанный с привлечением целого пула иностранных компаний, банков в том числе. Сейчас мы вышли на стадию, когда все разногласия практически сняты, и такой документ будет подписан в рамках форума.
Кроме того, целый ряд договоров подпишут петербургские предприятия. В общем, я считаю, на форуме будет интересно.
- Есть ли представления о том, что ждет выставочный комплекс "Ленэкспо" после переезда экономического форума на новую площадку?
- Площадка, которую строит "Газпром", – это очень интересный проект, большой, красивый. Я думаю, форум того заслуживает. В "Ленэкспо" тесновато, и с точки зрения логистики новое место рядом с аэропортом "Пулково" - очень интересная территория.
Наш город заинтересован в дальнейшем развитии конгрессно-выставочной деятельности. Нам необходимо строить новые выставочные центры и загружать на протяжении всего года. Они должны работать не только в "высокий сезон", когда у нас белые ночи, а постоянно. Это создаст больше удобств для туристов, приезжающих на конкретное мероприятие.
О дальнейшей судьбе "Ленэкспо" мне пока судить сложно. У территории есть собственник, но городу, конечно, небезразлично, что там появится. Если проект будет предполагать что-то невообразимое, неподходящее к месту, мы будем стараться повлиять на это решение. Если же собственник решит сохранить функциональное назначение своих площадей и модернизировать выставочную инфраструктуру, мы только "за". Чем больше будет у нас подобного рода площадок, тем больше мы будем привлекать различных, в том числе международного уровня, конгрессов, конференций, форумов и так далее.
О конкретном проекте реконструкции я пока не слышал. В любом случае, надо сначала ввести в строй новую площадку "Газпрома". До ее ввода правительство города будет возражать против любого перепрофилирования территории в гавани Васильевского острова.
- Недавно появилась информация о якобы приостановке финансирования строительства стадиона на Крестовском острове. Какова в настоящее время ситуация на стройке?
- Я думаю, что подрядчик (проектно-строительная компания "Трансстрой" - ИФ) немного лукавит (говоря об остановке финансирования проекта - ИФ). Я буквально на прошлой неделе дал поручение продолжить финансирование тех строительных работ, которые укладываются в рамки старого проекта. Как известно, в проект строительства стадиона вносились серьезные изменения. В конце мая получено положительное заключение ФГУ "Главгосэкспертиза России" по новому варианту технической части проекта. Сейчас ведется работа над оптимизацией сметной стоимости: проводится мониторинг цен, оптимизируется смета. По результатам того, что нам даст сметная экспертиза, мы будем думать, что делать. Либо продолжать строительство, либо - если смета выйдет за рамки согласованного ранее финансирования - проводить новый конкурс.
Но те работы, которые по-прежнему укладываются в рамки нового проекта, нами финансируются сегодня.
Есть достаточно серьезные разногласия со строителями по поводу их отчета о реализации финансовых платежей в прошлом году. Но это чисто технический вопрос, у нас нет оснований полагать, что там что-то нехорошее творится.
Самое главное - стадион мы будем достраивать в любом случае. Это наше обязательство не только перед нашими подрядчиками, организаторами Чемпионата мира по футболу, это наши обязательства перед городом, жителями, болельщиками. Стадион должен стать украшением города. К сожалению, это будет дорогое украшение. Возможно, мы обратимся за поддержкой и к федеральному центру.
- Не идет ли уже речь о том, что сроки сдачи объекта будут сдвинуты?
- С учетом того, что сметная экспертиза может показать удорожание проекта и вызовет необходимость проведения нового конкурса, естественно, потребуется время на эту процедуру. Значит, будет и сдвиг по времени.
- Как бы вы могли оценить первые итоги своей работы на посту губернатора Петербурга?
- Хотя прошло уже девять месяцев, для меня это время пролетело незаметно. Не могу сказать, что, став губернатором, сделал для себя какие-то большие открытия. Некий дискомфорт ощущаю от того, что многие действия правительства Петербурга, однозначно направленные на улучшение жизни в городе, негативно воспринимаются частью экспертного сообщества и, в том числе, некоторыми журналистами. Хотя мы все ключевые решения, связанные с жизнедеятельностью города, с его социально-экономическим развитием, широко обсуждаем с петербуржцами еще на этапе подготовки. Так было с Концепцией социально-экономического развития города до 2020 года, недавно началось обсуждение будущих изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга. Для меня такой негатив был немного неожиданным. Я всегда помню наш город доброжелательным. Возможно, сейчас мода такая – во всем, что делает власть, видеть один негатив.
Если говорить о тенденциях, мне, я считаю, может быть, чуть сложнее, чем моим предшественникам. И не только Валентине Ивановне Матвиенко, но и Владимиру Анатольевичу Яковлеву. Потому что как раз сейчас многое заканчивается. Заканчиваются большие деньги со стороны, формировать бюджет стало немного сложнее. Заканчиваются свободные территории в черте города. Истекают сроки службы различных коммуникаций, наших с вами любимых набережных, которые стояли по 200-300 лет, а теперь начинают разрушаться. Я не говорю, что до меня этими вопросами не занимались. Но сейчас проблемы сошлись в один достаточно большой пакет. Будем их решать, я надеюсь - вместе со всеми жителями Петербурга.
- Какие меры предполагает предпринимать правительство Петербурга, чтобы минимизировать негативные проявления в экономике?
- Кризисы научили нас тому, что хорошие времена не длятся вечно, и надо всегда быть готовыми к развитию событий по негативному сценарию. У города есть варианты работы в стесненных экономических условиях. Есть общее понимание того, какие меры придется предпринять, но необходимо увязать определенные детали. Думаю, увяжем их в рамках подготовки бюджета на 2013 год. Основная цель финансового закона Санкт-Петербурга останется неизменной – ни в коем случае не сократить социально-ориентированную часть бюджета и не сорвать исполнение социальных программ.
Город намерен компенсировать те потери, которые понес в связи с изменениями в Налоговом кодексе РФ. Сегодня сырьевые компании должны платить налоги по месту своей производственной деятельности. К слову, я считаю эту меру абсолютно справедливой. Но справедливо и другое, и я намерен обратиться с этим к руководству страны. Дело в том, что львиная доля акцизов на производство автомобилей и на производство табачных изделий перечисляется сегодня в федеральный бюджет. В прошлом году эта сумма в целом по стране составила порядка 148 миллиардов рублей. Для федерального бюджета указанные источники не являются бюджетообразующими, они дают около 1% от всех поступлений. С учетом этого мы предлагаем, чтобы 50% поступало в федеральный бюджет, 50% - в бюджет того региона, где акцизы собираются. Петербург по итогам 2011 года уплатил в федеральный бюджет 55 миллиардов рублей акцизов от производства автомобилей и табака. Город работал над развитием этих отраслей, прикладывал усилия. Если 55 миллиардов поделить пополам, наш бюджет получит примерно столько же, сколько недополучил от нефтегазовых компаний.
Я надеюсь, что нам удастся убедить федеральный центр.
Считаю также очень большим резервом – но здесь надо подходить очень взвешенно – кадастровую оценку земли. По федеральному закону каждые пять лет она должна пересматриваться. В Петербурге сегодня действует норма, принятая в 2007 году, то есть срок как раз подошел. А основой для расчета выкупной цены земельных участков является как раз кадастровая стоимость. И утверждение новой кадастровой стоимости, основанной на рыночной оценке земель, обеспечит рост поступлений как земельного налога, так и доходов от продажи земельных участков. Причем все существующие льготы будут сохранены: полностью освобождаются от земельного налога пенсионеры, ветераны Великой Отечественной войны, другие категории граждан. Конечно, тут важно не спугнуть инвесторов и уже действующих производителей слишком высокими ставками. Я думаю, что нам удастся пополнить бюджет и при этом не навредить инвестициям.
Также мы прилагаем максимальные усилия по привлечению новых инвесторов. Эта работа у нас велась всегда, ведется и сейчас. Но ее надо оптимизировать.
- Выступая перед депутатами Законодательного собрания с ежегодным отчетом правительства города за 2011 год, вы отметили некоторое ухудшение инвестиционного климата в Петербурге. В чем причины этого явления?
- Период был сложный, но небольшой, и абсолютно объяснимый. Во-первых, в конце прошлого года существенно изменилась ситуация в Европе. В условиях нестабильной экономики еврозоны крупным инвесторам стало тяжело принимать решения об инвестировании в другие страны. Ряд европейских компаний отложили начало своих инвестиционных проектов в Санкт-Петербурге. Во-вторых, вступление России во Всемирную торговую организацию существенно меняет, что называется, "правила игры". Инвесторы предпочитают сначала увидеть практические последствия, а уже потом принимать решения о создании или развитии бизнеса. Третий важный фактор – чисто политический. Россия прошла через выборный период. А когда в нашей стране идут выборы и подготовка к ним, инвестиционная активность падает, особенно со стороны иностранных инвесторов. Сегодня этот фактор ушел, влияние двух других по-прежнему сохраняется.
Я хочу подчеркнуть, что в целом и финансовые рейтинги города, и все экономические показатели говорят о высоком уровне доверия иностранных инвесторов к Петербургу. И это доверие остается высоким. По итогам 2011 года иностранные инвестиции увеличились на 17%. В первом квартале 2012 года инвестиции составили 1,6 миллиардов долларов, что в 2,7 раза больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Объем инвестиций не уменьшается. Многие проекты продолжают развиваться. Такие крупные компании–автопроизводители, как "Дженерал Моторз", "Тойота", "Ниссан", "Скания", в 2011 году заявили о планах по расширению своих действующих мощностей на территории Санкт-Петербурга. Меньше стало новых проектов. Вот их мы и должны привлекать. Как один из позитивных примеров могу назвать переговоры с германской компанией MAN, которые запускают в Петербурге первую очередь завода по производству грузовых автомобилей и автобусов. Недавно достигнута договоренность об открытии осенью первой очереди этого завода, во всяком случае, будем стараться. А фирма MAN рисковать не привыкла и очень основательно, серьезно и добротно работает. Помимо производства партнеры, во-первых, откроют у нас центр продаж. То есть и налоги с прибыли пойдут в городской бюджет. А, во-вторых, они собираются строить здесь мощный сервисный центр.
И, наконец, хочу подчеркнуть, что мировое бизнес-сообщество сегодня не сомневается в инвестиционной привлекательности Петербурга. В апрельском докладе Всемирного банка наш город назван одним из тех регионов России, которые получат наибольшую выгоду от присоединения страны к ВТО. А опрос руководителей 500 крупнейших компаний мира показал, что Петербург, наряду с Москвой, входит в перечень городов, куда готовы "мигрировать" головные и региональные штаб-квартиры транснациональных корпораций.
- Расскажите о своем отношении к проекту "Набережная Европы".
- Мне до сих пор непонятна инициатива о создании на этой территории парка. Парка там не было никогда, а было жуткое химическое производство. Стояли жуткие здания, которые сегодня, слава Богу, снесли. Там пришлось снимать и вывозить 6-метровый слой зараженной химическими отходами земли. Все это инвестор делает за свой счет. Плюс не надо забывать, что он уже выплатил в бюджет города огромную сумму. И, наконец, сейчас есть отличный проект. Его детали еще будут согласовываться, чтобы новая набережная сочеталась с архитектурным обликом Петербурга, в том числе со Стрелкой Васильевского острова.
Я считаю, что подобного рода проекты имеют право на жизнь. Особенно здесь важна идея возведения театра Бориса Яковлевича Эйфмана. Он выдающийся человек, звезда мирового уровня. Его театр нужен городу: туда будут приезжать его поклонники, а их по миру немало. Самое главное, чтобы получилось красиво, а это можно сделать.
- В Петербурге проходит процедуру утверждения закон о выборах губернатора города. Острые споры вызвал вопрос о самовыдвиженцах. Как вы считаете, нужны ли Петербургу на выборах губернатора кандидаты-самовыдвиженцы?
- Целый ряд регионов до сих пор не может оправиться от правления некоторых самовыдвиженцев в 1990-е и даже в начале 2000-х годов. Наш город от них пострадал, наверное, меньше всего. На мой взгляд, фильтр для таких кандидатов ставить надо, чтобы случайные люди не попали. В принципе, я не вижу в самовыдвиженцах ничего страшного. Наверняка есть люди, которые не имеют сформировавшихся предпочтений в политике и не хотят выдвигаться от партий. Но при этом искренне хотят поработать на родной город и обладают хорошими деловыми качествами.
Что касается меня, то я с удовольствием поработаю тот срок, который мне отведен законом. Дальше буду смотреть. И, первым делом, в преддверии выборов поинтересуюсь мнением горожан. Если люди ко мне относятся нормально, и я буду чувствовать, что мне это интересно, значит, буду претендовать на пост губернатора. Если увижу, что люди, скажем, меня не любят – бывает и такое – конечно, будет немного обидно, но я не пойду на выборы. Зачем позориться и людей смешить?
Конкурировать с теми, кого сегодня называют моими конкурентами, я не боюсь. Вообще у меня есть ощущение, что я могу на равных побороться со всеми возможными кандидатами. Свою работу я строю так, чтобы к тому времени лучше всего за меня говорили мои дела.
Мне нравится работать губернатором. Это работа интересная и многогранная. Я всю свою жизнь служил – офицером, генералом, полпредом. Сейчас служу родному городу на посту губернатора Санкт-Петербурга. И эта работа - самая интересная в моей карьере. Особенно сейчас, когда я понимаю многие процессы и вижу, в каком направлении надо идти, как должен развиваться город.
- Как складываются ваши отношения с Мариинским дворцом?
- Когда был избран новый состав Заксобрания, и я их поздравлял, я увидел огромное количество людей, которых помню еще по 1990-м годам. Многих я лично знаю, практически со всеми у меня в те времена сложились какие-то личные отношения. Конечно, по некоторым вопросам у нас есть разногласия, но мы всегда друг друга поддерживали.
В целом свои отношения с депутатами я считаю нормальными, конструктивными. Я поставил себе задачу регулярно встречаться со всеми фракциями. Хотя бы раз в квартал. Второе правило – серьезно реагировать на те сигналы, которые идут из Заксобрания. Другое дело, что парламент сегодня по большей части занимается политикой. А мне для пользы города в первую очередь нужно быть все-таки хозяйственником.
Еще я не очень понимаю ту часть депутатов, которая, похоже, считает губернатора справочным бюро. По любому, даже не очень значительному поводу, они шлют депутатские запросы. Так как по Уставу Санкт-Петербурга губернатор обязан отвечать, отвлекать приходится очень сильно. Каждый день мне приносят большую пачку этих запросов. Доходит до забавного. Стоит мне или моим коллегам в интервью или при встрече с гражданами сказать, что у города есть такая–то проблема и что мы будем ее решать, как через день приходит запрос от депутата. Вот есть такая проблема, доложите, как вы будете ее решать…
У меня бы оставалось больше времени на решение действительно важных проблем, если бы вот таких запросов и тех обращений, которые, что называется, не по адресу, приходило меньше. Может, депутатам следует самим узнавать информацию из других источников: у членов правительства города, в районных администрациях. Никто ведь им не откажет.
Я считаю, что с подавляющим большинством депутатов, в том числе и от оппозиции, в главном мы единомышленники. Я вижу, что они, как и я, серьезно настроены на то, чтобы сделать жизнь в городе лучше.
- Вы с начала своего губернаторства уделяли немало внимания общению с жителями города в интернете. Сейчас вы по-прежнему тратите столько же времени на "Твиттер"?
- К сожалению, сильно сократилось время моего общения в Сети. Только соберусь пообщаться, уйти пораньше с работы, возникают новые важные вопросы… Я стал гораздо меньше писать, но это не значит, что я стал меньше читать то, что мне пишут. Часто бывает, что в машине отвечаю на вопросы, но в целом времени стало меньше. Я знаю, некоторые обижаются. Но я и сам не ожидал, что у меня будет столько подписчиков.
Есть еще один момент. Архимандрит Иоанн Крестьянкин из Псково-Печерской лавры говорил: "Сделать так, чтобы тебя все любили – невозможно, но всех любить – возможно и необходимо". Не все меня любят, да и бессмысленно к этому стремиться. Но иной раз в интернете ощущается присутствие каких-то людей, которые специально пишут разные гадости. Или многократно присылают одни и те же вопросы. Я хоть и небольшой специалист в сфере интернет-общения, но все-таки понимаю: творится что-то неладное. Я на такие вещи не отвечаю, таких выпадов стараюсь не замечать.
Когда я вижу или чувствую, что есть вопрос действительно острый, и что закон на стороне гражданина, даю соответствующее поручение. Информация проверяется, и всем, кому по закону помочь можно, мы стараемся помогать.