Северо-Запад / Эксклюзив 20 марта 2012 г. 15:19

Глава представительства МИД РФ в Петербурге В.Запевалов: "Наши сотрудники обеспечивают проведение всех крупных международных мероприятий в городе"

Глава представительства МИД РФ в Петербурге В.Запевалов: "Наши сотрудники обеспечивают проведение всех крупных международных мероприятий в городе"

 В марте 2012 года представительству МИД РФ в Петербурге исполняется 45 лет. За годы работы этой структуры северная столица стала еще и "столицей консульской", город приобрел обширные экономические и культурные международные связи. Об истории создания Представительства, основных направлениях его работы и роли в жизни Петербурга рассказал в интервью агентству "Интерфакс Северо-Запад" глава ведомства Владимир Запевалов.

- Владимир Васильевич, в этом году отмечается 45 лет работы представительства МИД РФ в Петербурге. Расскажите, пожалуйста, об истории создания ведомства, целях и задачах работы.

- Действительно в этом годы мы отмечаем 45-летний юбилей представительства МИД в Санкт-Петербурге. Предшественником нашего представительства было Управление уполномоченного народного комиссариата по иностранным делам в РСФСР. История нашего представительства была неразрывно связана с развитием отечественной дипломатической службы.

В 1920 году в Петрограде было учреждено Управление уполномоченного народного комиссариата по иностранным делам, существовало это управление до 1923 года. А с 1923 до 1926 оно существовало под другим названием, было переименовано в Агентство народного комиссариата иностранных дел Российской Федерации СССР в Северо-Западной губернии и Карельской АССР. То есть оно уже осуществляло деятельность не только в Санкт-Петербурге, тогда Петрограде, а по всему Северо-Западу.

С 1926 по 1931 годы было Агентство народного комиссариата иностранных дел СССР в Ленинграде. С 1931 по 1938 год - Дипломатическое агентство народного комиссариата иностранных дел в Ленинграде.

И потом с 1938 года наступает достаточно большой перерыв: война. И только в 1967 году было образовано Дипломатическое агентство министерства иностранных дел СССР в Ленинграде. Мы взяли за основу именно эту дату, чтобы не уходить в 1920-е годы, как сейчас, может быть, модно. Мы исходим из того, что в современном виде наше представительство возникло в 1967 году.

Открытие нашего представительства было вызвано необходимостью новой министерской структуры в связи с открытием в Петербурге консульских учреждений. В 1967 году открылись в городе консульские учреждения – это было генконсульство Германской демократической республики и генконсульство Монголии. Но если немцы и сейчас присутствуют у нас, то консульство Монголии прекратило свое существование в силу ряда экономических причин, и до настоящего времени представительства Монголии у нас нет.

В 1988 году наше агентство было переименовано в Представительство министерства иностранных дел в Ленинграде. Это было связано с моментом перестройки, становления рыночных отношений, и у нас уже было достаточно много консульств. На том этапе мы выполняли достаточно специфическую задачу по организации для бизнесменов города продвижения на западные рынки, поиска партнеров, вели работу по паспортизации… В тот момент основная задача, кроме координации внешнеполитических связей, задача по выдаче загранпаспортов, оформлению виз, что способствовало в большой степени и экономическому развитию Петербурга.

С декабря 1992 года мы стали называться Представительством министерства иностранных дел РФ в Санкт-Петербурге. На всех этих этапах, естественно, основной задачей представительства являлась координация внешнеэкономической деятельности субъектов, которые входят в нашу сферу деятельности. А в нее входят сейчас Санкт-Петербург, Ленинградская области, Новгородская область, Вологодская область, Республика Коми и Ненецкий автономный округ.

Два года мы уже работаем в режиме межрегионального представительства: на нас была возложена деятельность по всему Северо-Западу. Несмотря на то, что у нас в некоторых субъектах – Пскове, Мурманске, Калининграде, Архангельске – имеются представительства МИД, мы являемся головной структурой, но ни в коей мере не заменяем и не подменяем собой их деятельность, а осуществляем лишь координацию совместной деятельности.

Итоги такого эксперимента до сих пор подводятся министерством иностранных дел, будет принято какое-то решение: либо придать нам статус окружного, скажем, представительства, либо останемся при своих шести субъектах.

За эти годы работы коллектив представительства приобрел достаточно большой опыт, у нас крупное представительство, сравнимое с крупным посольством. У нас штатная численность около 50 человек, из них 15 дипломатических должностей.

Если говорить о 45-летии, то сейчас мы хотим в честь этой даты выпустить красочный буклет. Там будет рассказано о нашей истории, задачах, становлении. 20 числа мы планируем провести торжественное собрание для сотрудников. В нем примут участие представители администраций Санкт-Петербурга и Ленинградской области, законодательных собраний этих субъектов. А 21 марта состоится торжественный прием, на котором будут присутствовать наши друзья и коллеги из различных ведомств города.

Мы не приглашаем консульства на эти мероприятия просто потому, что 10 февраля у нас был День дипломатического работника, и мы проводили большой прием – порядка 350 человек. Сейчас мы делаем более "семейные" мероприятия.

- Какую роль представительство в Петербурге играет сегодня в торгово-экономической, социальной, общественной жизни северной столицы?

- Петербург по-прежнему остается и центром политической активности, и центром проведения крупных международных форумов в различных сферах. Это, в частности, экономический форум, уже давно известный и достаточно плотно вошедший в график ведущих бизнесменов мира, Европы. Его посещают, как правило, делегации высокого уровня: и президенты, и премьер-министры.

Наши сотрудники участвуют в подготовке и проведении всех крупных международных мероприятий, в том числе международного экономического форума, оказывают содействие администрации города, организационным комитетам международных конференций, осуществляют протокольную работу на этих мероприятиях.

Также мы оказываем содействие в поиске торговых партнеров за рубежом для наших бизнесменов и для бизнесменов, которые приезжают к нам для налаживания контактов с петербургскими компаниями.

- Консульства каких стран могут появиться в городе в ближайшее время?

- Петербург по праву называют консульской столицей, потому что такого присутствия консульских учреждений, как у нас, нет ни в одном городе нашей страны. В настоящее время у нас уже 34 генеральных консульства, 22 почетных консула, 2 отделения посольств и 4 представительства международных организация – это те организации, которые у нас зарегистрированы.

В Петербурге представлены все ведущие страны. США, Китай, Япония, а также вся Европа… За последний год открылось генеральное консульство Израиля, которое мы очень все ждали, потому что в Петербурге достаточно большая еврейская диаспора. Велись разговоры об открытии консульства еще при губернаторе Яковлеве, но вот только сейчас это было реализовано.

Что касается открытия новых генеральных консульств, то в ближайшее время мы такого не ожидаем. Я слышал про готовность Туниса открыть консульство, но пока министерство, наш центральный аппарат не запрашивал у нас официальной информации (обычно, когда идет назначение, запрашиваются городские власти, представительство).

- Расскажите, пожалуйста, об институте почетных консульств: как они открываются, в чем разница между ними и генеральными консульствами?

- Страны достаточно активно работают у нас в плане учреждения в городе почетных консулов. Почетный консул – это, как правило, человек, связанный с бизнесом, который может содержать какой-то свой аппарат, потому что они не получают никаких денег от государства, которое их назначает. Есть примеры очень активной работы почетных консулов, которые даже награждаются за развитие связей между Россией и государством, которое они представляют, высокими знаками отличия. Некоторые почетные консулы уже получили статус генеральных почетных консулов – это говорит о том, что страна признает их заслуги в деле продвижения их интересов на рынке Петербурга.

Например, почетный консул Тайланда Юрий Ковальчук выполняет миссии, которые по характеру своему отвечают функциям генерального консульства. Он выдает визы, он решает экономические, культурные задачи. Активно работает и почетный консул Доминиканской Республики Георгий Фокин по продвижению интересов как этой страны, так и Петербурга в Доминикане.

Большую работу ведет и почетный консул Таджикистана Мухаммадназар Мирзода. Все мы понимаем, что его страна является "миграционно опасной", много в Петербурге таджиков, которые приезжают на заработки. Чтобы как-то их объединить и взять под свою защиту, что является задачей почетных консулов, сделана специальная программа: они регистрируют всех въезжающих, выдают даже мобильные телефоны с возможностью сделать два-три звонка по номерам консульства при необходимости.

Тенденция к назначению почетных консулов в Петербурге все время растет. На подходе у нас еще несколько почетных консулов, которые будут, очевидно, согласованы российской стороной. Буквально перед 8 марта я принял нового почетного консула Македонии. Сейчас "на подходе" человек, которого назначали уже все средства массовой информации на должность почетного консульства Эфиопии, - господин Вахмистров. Однако сейчас официальных бумаг и документов пока нет, но я думаю, что это произойдет. Также ожидаем и появления в Петербурге почетного консула Сербии.

Так что эта тенденция назначения почетных консулов очень заметна: страны, которые, может, по каким-то экономическим соображениям, не могут открывать генеральные консульства – это все-таки требует и аренды помещения, и содержания штата, - назначают в городе своего представителя.

- Обращаются ли в представительство иностранные туристы, столкнувшиеся с какими-либо проблемами в городе?

- Если говорить о туристах, то это, конечно, не наш контингент. Для этой работы существует Федеральная миграционная служба. Тем не менее, такие моменты бывают. Иногда туристы обращаются в консульства: при утере или краже паспорта, когда попадают в больницу - разные обстоятельства бывают. Часто круизные пассажиры попадают в медучреждения, потому что такие туристы – это в основном пожилые люди. Они, как правило, обращаются в консульство, а консульство уже обращается к нам в случае, если необходимо выдать выездную визу. Естественно, мы эти визы выдаем, однако каждое обращение требует согласования с Центром.

- Скажите, насколько в современном мире востребован институт городов-побратимов и как происходит процесс присваивания такого статуса городам?

- Наделение таким статусом - это все-таки прерогатива города, властей субъекта. Мы, конечно, к этому процессу отношение имеем, но достаточно опосредованное. То есть мы выступаем экспертами в этом вопросе. Петербург имеет огромное количество городов-побратимов, а для того чтобы стать такими городами, заключается договор между администрациями, предусматривающий направления совместной деятельности. Как правило, это культура, наука, образование, экономика. Эти договоры подлежат обязательной экспертизе в министерстве иностранных дел. Мы направляем их в правовой департамент МИДа, а там документу дают оценку. Это связано с тем, что субъекты не должны выходить за пределы своей компетенции, не брать на себя роль государства. Ведь когда началась перестройка, именно так и происходило: многие подменяли собой Российскую Федерацию.

Институт городов-побратимов достаточно хорошо работает, и не только в Петербурге, но и в Ленинградской области, и в Новгородской. Мы же призываем всегда к тому, чтобы эти договоры работали. Чтобы это было не просто соглашение на бумаге, а чтобы оно давало какой-то эффект для социальной жизни города.

- А что происходит с побратимством, если портятся отношения между двумя государствами? Скажем, у Петербурга есть город-побратим Тбилиси, с ним не прекращался договор о побратимстве?

- Если мы говорим о побратимских связях, то здесь, наверное, политическая составляющая не является основной. Здесь идет речь не об уровне государственном – ведь государство может проводить ту или иную политику, а побратимство от этого не зависит. Побратимы договариваются о сотрудничестве в сфере культуры, образования. Политика не должна мешать нам развиваться и продолжать побратимские связи с тем же Тбилиси. Здесь нет никакого противоречия: одно дело политика, а другое – люди, которые осуществляют контакты гуманитарного плана.