Состояние армии и флота в настоящее время вызывает пристальный интерес российского общества. Государство впервые за многие годы начало вкладывать серьезные средства в оснащение Вооруженных Сил новым оружием и техникой, проводит реформирование армии и флота, заботиться о социальных гарантиях и денежном довольствии военнослужащих. О том, как сами военнослужащие реагируют на эти новации, как выполняют свои обязанности, соблюдают дисциплину и правопорядок рассказал в интервью "Интерфаксу" военный прокурор Балтфлота полковник юстиции Сергей Ципуштанов.
- Сергей Николаевич, некоторое время назад большой резонанс получило сообщение о факте утраты нескольких экспонатов в Музее Балтийского флота. Есть ли какие новости в этом деле?
- Как известно, именно по материалам прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 293 УК РФ (халатность) в отношении должностных и пока не установленных лиц, которые допустили утрату этих музейных ценностей. Однако уже есть моменты, которые дают надежду, что какая-то часть пропавших раритетов будет возвращена. К примеру, уже нашлась старинная винтовка системы "Маузер", числившаяся пропавшей вместе с другими единицами оружейного фонда.
Будем надеяться, что следствие должным образом выполнит свою работу и, по крайней мере, отыщет следы экспонатов. Напомню, что Музей флота лишился 22 единиц оружейного фонда, 8 наград, 13 изданий, относящихся к фонду редкой книги и еще 8 других предметов, в частности, наградного знамени.
- В последний месяц зимы сотрудникам военной прокуратуры пришлось серьезно заниматься проблемами военных общежитий, одно из которых сгорело в результате пожара, а другое просто напросто замерзало.
- Если говорить о факте пожара в общежитии гарнизона Чкаловск, то мы располагаем предварительными данными, которые свидетельствуют о непозволительном отношении к человеческой жизни, безалаберности и разгильдяйстве. Уже установлено, что пожар возник в комнате молодого офицера, который отметил праздник 23 февраля чрезмерным употреблением спиртных напитков. В результате старший лейтенант не смог покинуть горящее помещение, хотя все жильцы общежития сумели спасти свои жизни, лишившись, правда, всего своего имущества, но, повторяю, не жизни.
Здесь хочу отметить, что уже сегодня жильцы общежития, которые имеют отношение к воинской службе, а таких там проживало 11 человек, получили ключи от служебных квартир.
Наведен порядок и в военном общежитии, расположенном в Калининграде на улице Колхозной, где ранее были серьезные проблемы с системой отопления. Прокуратурой установлено, что определенная вина в этом лежит на Калининградском филиале ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" (РЭУ). Специалисты этого предприятия имели все возможности еще до сильных морозов разобраться в системе отопления общежития, исправить его недостатки. Последние же появились в результате того, что жильцы сами переделали систему отопления, считая ее неэффективной.
В настоящее время прокуратура завершает проверку и в отношении должностных лиц Калининградского филиала ОАО "Славянка-Запад", которая является уполномоченной организацией Министерства обороны РФ по предоставлению услуг ЖКХ. Директору филиала внесено представление о привлечении руководства РЭУ к ответственности за несвоевременное принятие мер по ремонту и замене вышедшего из строя отопительного оборудования и скорейшему восстановлению теплоснабжения.
- В проблемных общежитиях тепло появилось. А как эту суровую зиму пережили военнослужащие срочной службы? В прошлые годы на флоте были случаи массового заболевания простудой и пневмонией.
- Прокуратура жестко контролировала ситуацию в данном вопросе. На обеспечение безопасной службы в холодное время года были нацелены все командиры частей и подразделений. Это касалось не только занятий на свежем воздухе, но и утепления спальных помещений казарм, учебных корпусов.
Еженедельно мы получали данные из всех военных госпиталей по фактам простудных заболеваний. В результате заболеваемость была снижена в 2,5 раза по сравнению с 2010 годом, когда флот в этом вопросе "прославился" на все Вооруженные Силы.
- Сергей Николаевич, а как Балтфлот выглядит на фоне других флотов и округов в вопросах борьбы с преступностью?
- По итогам 2011 года флот выглядит довольно неплохо в сравнении с другими флотами и округами. Мы констатируем снижение уровня преступности на 20% по сравнению с предыдущим годом. При этом нашими сотрудниками проведено более 3 тыс. прокурорских проверок, в ходе которых выявлено порядка 10 тыс. правонарушений.
При этом следует честно признать, что снижение уровня преступности произошло не только из-за усилий военной прокуратуры флота. Здесь есть и объективные факторы. К примеру, части флота на территории Калининградской области практически перестали комплектоваться военнослужащими срочной службы из регионов Северного Кавказа, что благоприятно сказалось на ситуации внутри воинских коллективов.
Другой фактор снижения преступности связан с особым положением Калининградской области, границы которой находятся под неусыпной охраной пограничников, поэтому на Балтфлоте практически нет такого вида преступлений, как самовольное оставление части военнослужащими по призыву. За минувший год мы имели лишь два таких факта, что говорит само за себя.
Здесь следует сказать и о том, что значительное количество призывников в частях и подразделения флота приходит из военкоматов Калининградской области. Этим матросам и солдатам нет смысла убегать из части, им проще при возникновении тех или иных проблем позвонить родителям или в прокуратуру.
- В этой связи появляется вопрос, а как работает телефон "горячей линии", который в прокуратуре Балтфлота действует во время призывных кампаний?
- Не скажу, что он по настоящему "горячий", но призывники и родители его знают и пользуются этой возможностью. В прошлом году нашими прокурорами было принято более трех десятков звонков. По каждому были даны консультации или приняты соответствующие меры.
Если же в целом говорить о призыве, то наши проверки показали, что абсолютное большинство военкоматов Калининградской области проводит его в рамках действующего законодательства. Но были вскрыты и негативные факты. Так, в Гурьевском районе сотрудники военкомата практически не занимались работой по розыску призывников, уклоняющихся от воинской службы. Более того, именно в этом военкомате буквально на днях нами был выявлен сотрудник, который выдал одному из таких уклонистов фальшивый военный билет. По данному факту уже возбуждено уголовное дело. Есть основания полагать, что сотрудник военкомата польстился на взятку.
- Мы плавно подошли к вопросу о взяточничестве, коррупции и воровстве. Не секрет, что и военные грешат этим. Как вы считаете, значительное повышение денежного содержания скажется на числе таких правонарушений и преступлений?
- Откровенно говоря, повышение окладов военным уже прибавило работы прокуратуре. Из-за того, что первые оклады выплачивались военным с некоторыми задержками и проблемами, которые были у федерального расчетно-кассового центра, люди жаловались и обращались за помощью именно в прокуратуру. Нам удалось нормализовать эту ситуацию. Если же говорить о возможном влиянии на уровень коррупции больших заработных плат, то первые результаты мы увидим, наверное, через несколько месяцев.
Однако и в прежнее время на воровстве и коррупции попадались офицеры, которые занимали не самые низкие должности, и оклады у них были хорошие. К примеру, сейчас расследуется уголовное дело в отношении командира воинской части, который сознательно издал незаконный приказ о поощрении своих подчиненных. Сумма выплаченных премий превысила 1 млн рублей.
Надо сказать, что командиры частей и подразделений частенько грешат изданиями приказов, особенно финансовых, которые нарушают законы. Так, по итогам 2011 года прокуратурой внесено более 900 представлений по данному поводу. И это при том, что отмена незаконного приказа по протесту прокурора автоматически лишает командира части права на получения премии по итогам года, которая весьма существенна в денежном выражении.
Однако в действиях многих должностных лиц есть не только коррупционная составляющая. Честно говоря, у нас в войсках еще низок уровень правовых знаний. Он заметно снизился и потому, что в результате реформирования Вооруженных Сил в частях были сокращены должности помощников командиров по правовой работе. Эти офицеры проводили предварительный анализ издаваемых приказов, оберегали командиров от ошибок и явных нарушений. Сегодня этого, к сожалению, нет. Прокуратура пытается нести в воинские коллективы уважение к закону, проводя, к примеру, дни правовых знаний. Но этого явно мало. Тем более, что возможностей для коррупции в последнее время на флоте прибавилось.
- Что вы имеете в виду?
- Прежде всего, систему гособоронзаказа в интересах флота, в которой нарушения выявляются как на стадии заключения контрактов, так и всего времени их выполнения. К примеру, летом 2011 года две фирмы из Санкт-Петербурга поставили Военторгу флота более 20 видов некондиционных продуктов питания. Лишь после вмешательства прокуратуры и подготовки исковых заявлений в суд предприниматели поставили флоту нормальные продукты.
- Не секрет, что иногда требования прокуратуры не могут привести к решению серьезных проблем, имеющихся в отдельных частях флота? К примеру, это касается вопроса о нахождении складов боеприпасов в непосредственной близости от населенных пунктов.
- Действительно, эта проблема весьма актуальна для Калининградской области, в которой есть несколько мест, где большие арсеналы соседствуют не только с жилыми кварталами поселков и городов, но и промышленными объектами. Однако остро она встала лишь в 2000 году, когда правительство России утвердило новые правила размещения таких объектов.
Именно до этого момента, к примеру, была построена Калининградская ТЭЦ-2, которая обеспечивает весь регион электроэнергией, и которая находится в непосредственной близости от крупного склада боеприпасов.
Прокуратура давно бьет тревогу по каждому такому факту, обращая внимание на них, как руководства флота, так и правительства Калининградской области. В результате была создана совместная рабочая группа из представителей флота и региона, которая пытается решить эти вопросы.
Как известно, флот уже с весны 2010 года ведет плановое уничтожение старых боеприпасов. Часть арсенала вывозится для подрыва на полигоны именно из тех складов, которые представляют наибольшую угрозу для населенных пунктов. В этом году флоту предстоит утилизировать большое количество старого боезапаса – порядка 8 тыс. тонн, что будет способствовать решению данной проблемы. Однако без серьезных капиталовложений, необходимых для строительства новых складов, этот вопрос будет еще долго актуален для региона и флота.