- Андриан Гуриевич, юбилейный 50-й сезон Театра балета имени Леонида Якобсона, которым вы руководите, стал знаковым. Юбилей театра совпал с 115-летним юбилеем его основателя Леонида Якобсона и Годом театра...
- Действительно, эти даты почти мистическим образом сошлись и, как нам кажется, неукротимый творческий дух отца-основателя легендарной балетной труппы "Хореографические миниатюры", из которой вырос наш театр, незримо ведет нас по жизни, помогая выбирать верный путь в искусстве и к сердцам зрителей.
- С чем пришел театр к юбилею Якобсона и как здесь сохраняют наследие великого реформатора танца?
- Творческим подношением к юбилею мастера стала, прежде всего, премьера вечера одноактных балетов, куда вошли восстановленные "Хореографические миниатюры Леонида Якобсона" и новая версия культового балета Игоря Стравинского "Жар-птица" в постановке успешного британского хореографа Дагласа Ли. И такой сложный стилистический "замес", который отличает премьерную программу, кажется вполне оправданным для тех, кто знаком с историей жизни бунтаря и реформатора Якобсона.
Многие современники полагают, что из-за тяжкой необходимости вечно идти "против течения", утверждая право на собственную линию в искусстве, Леонид Якобсон не сделал и половины того, на что был способен. Однако в пространстве своей судьбы Якобсон двигался по собственной, им самим выверенной траектории. Обладая самобытным мышлением, он сумел создать свою особенную танцевальную пластику, расширив стилевые и жанровые возможности классической хореографии.
Творческое наследие Якобсона многообразно и бесценно, но поистине судьбоносной работой Якобсона стал спектакль "Хореографические миниатюры" 1958 года. Именно "Миниатюры" дали имя первому театру, где Якобсон смог свободно воплощать свои замыслы, во многом определив жанр будущего обширного репертуара, который балетмейстер "сочинил" неслыханно быстро. Бережно восстановленные уже в новейшие времена театра, эти сочинения поныне составляют стержень его афиши.
Опережая время, Якобсон мечтал о новом пластическом языке. Он говорил: "В хореографии должна произойти революция. От школы "классического" танца должна остаться вся ее универсальная система развития движения, ведущая к профессии артиста балета. Но должен быть отвержен стиль, в который эта система замкнута. Тогда родится новое искусство".
Творческий поиск мастера сквозь годы словно перекидывает мост к находкам современных хореографов. Не случайно в юбилейной программе шедевры Якобсона соседствуют с авангардной "Жар-Птицей" в версии апологета неоклассики Дагласа Ли. Бунтари меняют мир, и современный балет без творений Якобсона был бы иным. Как иными были бы мы сами. Справедливость этой истины каждый день подтверждает наша "труппа солистов", верная заветам мастера.
- Какие принципы, кроме верности заветам Якобсона, вы проповедуете как руководитель театра?
- Семь лет назад судьба привела меня на улицу Маяковского, 15, где расположено историческое здание Театра балета имени Леонида Якобсона, которым я ныне руковожу. Первое время я пытался совмещать обязанности премьера Мариинки с новой должностью художественного руководителя уникального театра, выросшего из культового коллектива "Хореографические миниатюры". Но потом понял, что усидеть на двух стульях не удастся, и горжусь тем, что могу вместе с единомышленниками сохранять и преумножать традиции, заложенные основателем легендарной труппы.
За годы совместного творчества театр стал для меня настоящей семьей, людей своей команды я искренне уважаю, безгранично им доверяю, считая высокими профессионалами. И опытных педагогов-репетиторов, которые работали еще с Якобсоном, и самых молодых артистов труппы я считаю равноправными партнерами, поскольку мы делаем одно дело, а предела совершенствованию в нашей профессии нет.
Основа нашей команды родом с улицы Зодчего Росси, и эта духовная близость помогает находить единую линию работы над репертуаром. Конечно, мы также дорожим молодыми талантами из Перми, Уфы и других городов России, тем более что они очень быстро становятся носителями ценностей ленинградской балетной школы и обретают петербургский менталитет.
- Только в этом сезоне молодые артисты труппы получили много наград и премий: звание заслуженной артистки России получила ведущая солистка Алла Бочарова, солист Андрей Сорокин стал лауреатом Молодежной премии правительства Петербурга, "Золотого Софита" за исполнение партии Эспады в балете "Дон Кихот" был удостоен Андрей Гудыма, а совсем юный артист театра Боссле Жуниор Эвандро стал лауреатом IV Международного Балтийского конкурса балета, который проходил в Риге. Как вы работаете с молодыми?
- Как руководитель труппы я не устаю внушать молодежи, что артист должен не только заниматься техникой танца, но и развивать свою личность, ходить в театры, читать, впитывать воздух культуры, которым дышит Петербург. Это всегда сказывается на способе актерской подачи, читается в мимике и выражении глаз танцовщика. Я люблю иногда посмотреть спектакль с очень близкого расстояния, так лучше видны глаза артиста. Это помогает мне понять, куда следует двигаться танцовщику, в какой новой партии ему нужно себя попробовать. Ведь помимо наследия Якобсона в афише театра широко представлены и шедевры русской балетной классики, и экспериментальные постановки молодых хореографов.
Сегодня нашей труппе доверено выступать на лучших театральных площадках Петербурга - в историческом здании Мариинки, на сцене БДТ имени Товстоногова, Александринского и Эрмитажного театров. Это накладывает огромную ответственность на молодых артистов. И конечно особое значение для них имеет возможность ежедневно репетировать в стенах знаменитой Ротонды, исторической репетиционной базы театра, где творил великий Якобсон. Как многие гениальные художники, балетмейстер при жизни был невыездным. И мы счастливы, что сегодня, гастролируя по всему миру, можем транслировать художественные идеи Якобсона на всех континентах. Его искусство вечно, оно внятно современной публике и наверняка будет востребовано зрителями будущего.
- Знаком востребованности вашего театра стало приглашение принять участие в самом престижном в России театральном Фестивале "Золотая Маска"...
- Действительно, мы гордимся тем, что 26 марта в рамках театрального Фестиваля "Золотая Маска" на сцене Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко будет показан спектакль Театра балета им. Леонида Якобсона "Дон Кихот" в постановке Йохана Кобборга.
Как известно, почетное право стать участником Фестиваля Национальной театральной премии "Золотая Маска", которая в этом году отмечает 25-летний юбилей, получили самые заметные постановки сезона 2017-2018 годов. В их число вошла и яркая балетная премьера, которую выпустил наш театр в прошлом сезоне. Нам лестно, что экспертный совет Национальной театральной премии "Золотая Маска" отметил балет "Дон Кихот" в постановке Йохана Кобборга и сценографии Жерома Каплана сразу в семи номинациях. Надеемся, что не разочаруем взыскательную столичную публику.
- Чем же он так "зацепил" публику?
Вероятно, авторы новых "вариаций на тему Петипа", каждый по-своему, вдохновлялись его идеями. Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что как руководитель Академического театра я всегда был противником грубой ломки классического балетного текста. Конечно, его можно редактировать, делать купюры, переосмысливать сцены и переносить акценты, как это и делали приглашенные постановщики наших спектаклей по балетам Петипа.
Так, для автора новой версии балета "Дон Кихот" Йохана Кобборга было важнее всего предельно внятно прописать характеры персонажей, прояснить их отношения, органично увязав эти новые задачи с музыкой. А вот французский хореограф, педагог и танцовщик Парижской Оперы Жан-Гийом Бар, работая над своей "Спящей красавицей", взглянул на классический балет прежде всего как на историю, рассказанную танцем. И потому "перемонтировал" сюжет, добавив новый "предпролог", и превратил изначально мимическую партию Феи Карабос в танцевальную. Смею надеяться, что в обоих случаях Мариус Иванович остался на них не в обиде.