Точка зрения 30 октября 2017 г. 18:18

Метро без границ

Метро без границ
© РИА Новости. Виталий Белоусов

Interfax-Russia.ru – К 2025 году протяженность линий Московского метро может вырасти вдвое. В планах властей построить еще 4 линии метро и, возможно, привести его в Балашиху, Мытищи или Троицк.

В Москве планируют построить еще четыре линии метро, заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

"Сегодня при строительстве третьего пересадочного контура метро мы закладываем возможность проходки в будущем новых радиальных линий. Решение о сроках, количестве станций и маршрутах новой линии будет принято летом следующего года", - приводятся слова заммэра на сайте московской мэрии.

По его словам, прорабатывается возможность строительства четырех новых участков метро.

"Речь идет о строительстве линии от станции ТПК (Третьего пересадочного контура – ИФ) "Хорошевская" в Рублево-Архангельское, от станции "Нижегородская" на восток, от будущей станции "Улица Новаторов" до Коммунарки и в дальнейшем до Троицка. Также рассматривается проект продления Люблинско-Дмитровской линии от станции "Селигерская" до поселка Северный", - сообщил глава столичного стройкомплекса.

При этом, говоря о строительстве новой радиальной линии от станции "Нижегородская", Марат Хуснуллин затруднился назвать конечную станцию этого радиуса.

"Для нас важно заложить техническую возможность строительства, а конкретная трасса линии и количество новых станций будут определяться позднее, после 2025 года", - добавил заммэра.

По его словам, в настоящее время прорабатывается строительство 43 километров тоннелей метро и 18 новых станций. Всего же до 2025 года в Москве планируется построить 196 км линий метро, 87 станций и 15 электродепо.

Беспрецедентные объемы

Глава столичного стройкомплекса напомнил, что объемы развития транспортной системы Москвы за последние годы являются беспрецедентными для большинства мегаполисов мира. Всего с 2011 по 2017 год построено 101 км линий метро и МЦК, 55 станций, а также пять депо. Он также отметил, что благодаря активному строительству метро, протяженность линий подземки до 2025 года вырастет в два раза.

Ранее руководитель управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев сообщал, что перспективная линия метро, которую планируется построить от будущей станции "Нижегородская" Третьего пересадочного контура, может протянуться до подмосковной Балашихи.

"В перспективе закладывается возможность строительства нового участка метро от Третьего пересадочного контура до Балашихи. Последняя станция на этом радиусе будет уже фактически на территории области в Балашихе", - сказал Максим Васильев.

Он добавил, что линия, возможно, пройдет через районы Перово или Гольяново.

"В зависимости от маршрута линия "придет" в южную или северную часть подмосковного города. К вопросу о строительстве такой линии и проработке документации мы вернемся после 2025 года", - добавил Максим Васильев.

По новому контуру

А между тем, строительные работы на первом участке ТПК подходят к своему завершению.

Первый участок нового пересадочного контура метро от станции "Деловой центр" до станции "Петровский парк" примет пассажиров в конце ноября - начале декабря 2017 года.

"Мы вышли на финишную прямую. Технический запуск участка уже прошел, сейчас идет обкатка путей и оформление документации", - сказал Марат Хуснуллин.

Он также напомнил, что длина первого участка составляет 10,5 км. На нем расположены станции "Петровский парк", "ЦСКА", "Хорошевская", "Шелепиха" и "Деловой центр".

Всего же ТПК метро будет включать 31 станцию. Длина линии составит 67 км, она будет иметь 21 пересадку на другие станции метро и Московское центральное кольцо. Завершить строительство нового кольца планируется в 2021-2022 годах.

Как сообщил "Интерфаксу" руководитель столичного департамента строительства Андрей Бочкарев, суммарная стоимость всех участков нового кольца метро в Москве составляет 378,9 млрд. рублей,

"Самым дорогим участком нового кольца является первый радиус от станции "Деловой центр" до станции "Нижняя Масловка" (протяженность 12,4 км). Это объясняется глубиной линий и очень непростыми гидрогеологическими условиями, в которых приходится строить. Стоимость работ на этом участке составит 83,6 млрд. рублей", - отметил Андрей Бочкарев.

По его словам, самым "дешевым" участком станет южный радиус - от станции "Проспект Вернадского" до станции "Каховская".

"С реконструкцией действующего участка метро между станциями "Каширская" и "Каховская" работы обойдутся в 48,2 млрд. рублей", - сказал А.Бочкарев.

Он подчеркнул, что окончательная сумма стоимости строительства нового кольца может еще "незначительно измениться".

"На сегодня в строительстве Третьего пересадочного контура (ТПК) задействовано больше 5,5 тысяч человек и более 300 единиц специализированной техники. По мере разработки проектной документации и при развертывании новых фронтов строительных работ численность людей и количество техники пропорционально будет увеличиваться", - сказал А. Бочкарев.

Ранее власти заявляли, что третий пересадочный контур - самый масштабный проект за всю более чем 80-летнюю историю московского метростроения. Он может стать самой длинной в мире кольцевой линией метро. Большое кольцо метро соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от уже существующего кольца. Здесь будет 20 пересечений с радиальными линиями метро и МЦК и семь пересадок на пригородные электрички.

С открытием ТПК пассажирам не придется ехать в центр, чтобы пересесть на соседнюю ветку или другой вид транспорта. В среднем на каждой поездке горожане сэкономят от 20 минут до получаса.

Вышло за рамки

Впрочем, развитие метро давно вышло за пределы МКАДа. В начале октября руководитель столичного стройкомплекса сообщал, что градостроительную документацию для продления "желтой" линии метро до Внуково планируется разработать в ближайшие полтора года.

"На разработку технико-экономического обоснования и всей градостроительной документации потребуется около полутора лет. Это непростая и масштабная аналитическая задача. Есть вопросы и по подбору участка для самой станции и по необходимости переноса инженерных коммуникаций", - сказал Марат Хуснуллин.

Он пояснил, что это будет новый участок Калининско-Солнцевской линии после станции "Рассказовка".

"Сегодня активно развивается аэропорт "Внуково" и территория около него. Нам необходимо продумать вопрос транспортного обслуживания всей этой территории. Так что новая станция метро будет востребована", - отметил глава стройкомплекса.

В июле этого года мэр Москвы Сергей Собянин объявил о планах по строительству линии метро во Внуково.

Еще одно перспективное направление, о котором задумываются столичные власти - строительстве метро в Мытищах. Как сообщил Марат Хуснуллин, к рассмотрению этого вопроса руководство города собирается вернуться после 2020 года.

"В настоящее время все наши силы сконцентрированы на строительстве Третьего пересадочного контура метро, к вопросу о строительстве метро в Мытищах мы вернемся после 2020 года", - сказал заммэра.

Накануне губернатор Московской области Андрей Воробьев в ходе посещения завода "Метровагонмаш" сообщил, что проект строительства метро в Мытищах уже разрабатывается.

"Я обсудил с мэром Москвы Сергеем Собяниным подобную возможность. И знаю, что Москва уже приступила к разработке проекта планировки территории для строительства станции метро в Мытищах", - сказал Андрей Воробьев.

Обольщаться не стоит

Между тем, по мнению директора Центра исследования транспортных проблем мегаполисов, Институт экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ НИУ Константина Трофименко, обольщаться проектам по расширению столичной подземки не стоит.

"Многие линии уже достигли своего предела. Это в первую очередь объясняется необходимостью ремонтных ежедневных технико-эксплуатационных работ, которые проходят ночью, когда метро закрыто. Речь идет о том, что из конечных станций выходит специальная подземная лаборатория. Специалисты должны обойти все пути до начала нового дня. Сейчас уже они это успевают еле-еле сделать это до утра, до начала движения поездов. Если же появятся линии или их удлинят, то, конечно, технически можно построить новое обслуживающее депо, но это будет более дорогой в эксплуатации метрополитен", - говорит Interfax-Russia.ru Константин Трофименко.

Главным риском в расширении линий, по мнению эксперта, является не обслуживание линий, а увеличивающийся пассажиропоток.

"При расширении линий значительно вырастут пассажиропотоки. Но тут нужно смотреть отдельно по каждому направлению. Например, линия в Мытищи. Я думаю, что это будет второе Выхино, когда на следующих станциях уже невозможно будет людям зайти в вагон, потому что все свободные поля рядом с метро будут застроены 40-этажными домами в течение быстрого времени", - отмечает эксперт.

По его мнению, то же самое касается и направления в сторону Балашихи.

"Это что-то новое. Если одна станция выйдет за МКАД, это одно дело. А если это будет полноценная ветка в Балашиху, совсем другое. Не совсем понятно, зачем власти Москвы делают такой громадный подарок девелоперам Подмосковья. Все равно это огромное расстояние, дорога займет час и более езды. Это затраты, которые не дадут никакого эффекта, кроме локального увеличения стоимости квадратного метра жилья", - рассуждает Константин Трофименко.

Он также не считает, что создание новых станций мгновенно улучшит транспортную эффективность.

"Думать, что мы куда-то проведем ветку метро, и территория мгновенно станет привлекательной, самообман и иллюзия. Все равно, все это сложнее работает. Повторюсь, нужно по каждому направлению смотреть отдельно, особенно в такой сложной системе, как московское метро. Допустим, ветка в Рублево-Архангельское вполне хороший проект, она свяжет этот новый район с финансовым центром, если он там появится, тридцатиминутной доступность до Москвы. Это хороший правильный кейс, ради чего и строится метро", - считает транспортный аналитик.

Обозреватель Олег Пименов

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще