Москва / Точка зрения 9 августа 2017 г. 16:11

Полигон для беспилотников

Interfax-Russia.ru – Полигон для тестирования беспилотного транспорта открыли в Москве.

Полигон для беспилотников
Фото сайта ПАО "КАМАЗ"

Первый открытый полигон для тестирования беспилотных автомобилей появился в технопарке "Калибр" в Останкинском районе Москвы.

"Калибр" был открыт в 2015 году на территории одноименного завода по производству контрольно-измерительных приборов. Технопарк расположился на земельном участке площадью более 10 га. Резидентами технопарка являются компании, занимающиеся инновационной промышленной деятельностью.

Полигон для тестирования беспилотных автомобилей представляет собой трассу длиной 400 метров, которая воспроизводит городскую среду: на ней есть автобусные остановки, пешеходные переходы, дорожные знаки, разметка, соответствующая ГОСТу, а также круговое движение.

Тестирование беспилотных автомобилей на полигоне уже началось. Резиденты технопарка приняли участие в создании технической части четырех беспилотных автобусов для крупного российского машиностроительного холдинга, в частности разработали двигатель и электронику.

Сейчас автомобили учат взаимодействовать как с дорожной инфраструктурой, так и с пешеходами на зебре. Их роли играют сами сотрудники технопарка.

"Для компаний, ведущих разработки в области беспилотных транспортных средств, важна инфраструктура, позволяющая тестировать автомобиль и "обучать" его. В целях содействия резидентам технопарка был организован специальный опытный полигон, который используется для обкатывания беспилотников", - сообщил департамент науки, промышленной политики и предпринимательства мэрии Москвы.

Полигон будут использовать не только резиденты "Калибра", но и студенты, и аспиранты московских технических вузов. В частности, трассу предоставят для тестирования опытных прототипов беспилотников учащимся Московского политехнического университета.

Также технопарк планирует предоставлять возможность тестирования прототипов коммерческим компаниям.

В 2017 году правительство РФ планирует предоставить производителям транспортных средств с дистанционным и автономным управлением более 600 млн рублей. Такие цифры на совещании по развитию электрического и беспилотного транспорта в РФ озвучил премьер РФ Дмитрий Медведев.

Назвав беспилотные автомобили одним из перспективных направлений транспортной отрасли, Медведев отметил, что появление беспилотников должно привести к снижению числа дорожно-транспортных происшествий, "к гармоничному распределению потоков, к удешевлению поездок".

"Беспилотными машинами смогут пользоваться и инвалиды, и несовершеннолетние. Очевидно, что такой транспорт в потоке машин должен обладать абсолютно совершенной интеллектуальной системой. Водить, безусловно, лучше, чем человек, принимать сложные решения, прогнозировать поведение других автомобилистов и пешеходов. И конечно, потребуется время, чтобы люди научились просто доверять автоматизированным машинам", - сказал премьер.

Также, по его словам, это потребует очень существенных изменений в транспортном законодательстве, в правилах дорожного движения, в страховых правилах. "В общем, это отразится самым существенным образом на законодательстве, и законодательство мы должны готовить уже сейчас. Такие поручения даны, но это сложное дело, и потребуется кропотливая работа", - подчеркнул председатель правительства.

Медведев напомнил, что российские ученые и инженеры активно занимаются разработкой беспилотников в рамках дорожной карты "Автонет" Национальной технологической инициативы. Ее цель – создать с нуля в России отрасль беспилотного транспорта для пассажирских и грузовых перевозок и закрепиться на мировых рынках.

Премьер отметил, что результаты развития беспилотного транспорта в России уже есть. "Сегодня мы посмотрели перспективные разработки Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ). Важно, чтобы такие технологии создавались в нашей стране активно и продвигались в экономику, а не замирали на стадии единичных опытных образцов", - подчеркнул Медведев.

Председатель правительства ознакомился с проектом группы "КАМАЗ" и НАМИ - беспилотным автобусом "Шатл" (широкоадаптивная транспортная логистика).

"Шатл" позволяет пользователю передвигаться в нем и перевозить пассажиров, внося в систему лишь данные о пункте назначения и желаемых остановках. Маршрут следования системы выстраивает автоматически в зависимости от заданных условий и других факторов, например, пробок.

Руководитель проекта Алексей Гуськов рассказал, что в настоящее время выпущена единственная модель автомобиля, она и представлена премьеру. "Он (автобус) еще только-только появился", - сообщил Гуськов.

В свою очередь заместитель генерального директора НАМИ Алексей Гогенко предположил, что данный автобус будет использован на Чемпионате мира по футболу в 2018 году. "В марте 2018 года у нас будет четыре таких экземпляра. Эксплуатация пока будет только по закрытым территориям. Возможно, будет получено одобрение использовать его на чемпионате мира по футболу", - сказал он.

10 июля тот же беспилотный автомобиль "Шатл" осматривал президент России Владимир Путин на выставке "Иннопром" в Екатеринбурге на стенде НАМИ. При этом он обсудил с представителями НАМИ планы по серийному производству этого автомобиля.

Между тем, уже в этом году первые в России беспилотные автобусы "MatrЕshka" производства "Бакулин Моторс Групп" появятся в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Автобус будет курсировать во время проведения III Восточного экономического форума (ВЭФ), который состоится в кампусе вуза 6-7 сентября.

"MatrЕshka" - это полностью автономный транспорт, разработанный резидентами Сколково. Он позволяет перевозить пассажиров, грузы и может работать в качестве коммунальной техники.

Платформа беспилотного автобуса "MatrЕshka" получила поддержку межведомственной рабочей группы при президиуме совета по модернизации экономики и инновационному развитию России, который курирует реализацию Национальной технологической инициативы (НТИ).

Так как в России пока не установлены нормы регулирования движения беспилотного транспорта, первые испытания "MatrЕshkи" проводились на закрытых площадках Сколково. Автобус также был представлен на параде ретротехники в Санкт-Петербурге.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook