Точка зрения 17 декабря 2014 г. 10:08

Город будущего

Interfax-Russia.ru – Вопросы развития в столице прибрежной инфраструктуры и взаимодействия населения с властью обсуждали в ходе Московского урбанистического форума.

Ежегодная международная конференция в области градостроительства, архитектуры, экономики и стратегического планирования городской среды - IV Московский урбанистический форум – прошла в декабре в столице уже в четвертый раз.

Участниками форума в 2014 году стали более 5 тыс. человек из 45 стран мира, в том числе 22 официальные делегации, 13 мэров зарубежных городов, 6 глав администраций городов РФ, известные архитекторы, специалисты по городскому планированию, экономисты, социологи.

Кроме того, на форум аккредитовалось около 400 журналистов российских и зарубежных СМИ.

Организатором форума по традиции выступило правительство Москвы. По мнению мэра столицы Сергея Собянина, именно крупные города дают импульс для того, чтобы со временем высокие стандарты качества жизни распространились на менее урбанизированные территории.

Мэр Москвы во время выступления на форуме заявил, что к 2020 году "новая Москва" станет городом, вмещающим 15 млн человек, там будет создано около миллиона рабочих мест. Такие глобальные перемены требуют пересмотра приоритетов градостроительной политики. По мнению Сергея Собянина, рецептом от кризиса является развитие инфраструктуры и "борьба за людей".

Мэр сослался на данные экспертов, которые говорят, что Москва по динамике развития вышла на второе место среди мегаполисов мира, уступив только Пекину.

По информации специалистов, Москва является не только деловым центром и крупнейшим транспортным хабом, через который проходит до 80% грузов и пассажиров страны. В городе также сосредоточено 30% всей науки России, активно внедряются инновационные технологии во всех сферах жизни и совершенствуется система взаимоотношений власти и граждан.

Стремление к воде

Главной темой Урбанистического форума стали "драйверы" развития мегаполиса. Одним из безусловных "драйверов" должен стать проект благоустройства прибрежных территорий Москвы-реки. Он вызвал особенно пристальное внимание специалистов и представителей СМИ.

В конкурсе на разработку его концепции, объявленном в августе, участвовали 47 консорциумов из 15 стран мира, в финал вышли 6. Победитель конкурса - ООО "Проект Меганом" был назван и награжден в первый день форума.

По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина, победителя определило большинством голосов международное жюри, но все участники конкурса выдвинули интересные практические предложения. Вероятно, окончательный вариант проекта будет обогащен и их идеями.

Как считает глава "Проект Меганом" архитектор Юрий Григорян, обновленная и облагороженная Москва-река станет "живой экосистемой" внутри "каменных джунглей". Сейчас река закована в гранит и асфальт, скрыта от глаз промзонами и заборами, к ней не подобраться, сетует архитектор.

Проект-победитель предусматривает "равномерный доступ" к реке во всех районах Москвы. Вдоль главной столичной водной артерии построят 11 "портов" городского значения и 26 – районного. Согласно проекту, порты станут центрами притяжения горожан, новыми общественными пространствами с комфортным доступом к воде.

Так, например, в районе Мневников около реки появятся "Парламентские сады", разделенные на 12 ландшафтных парков и садов.

"Сила этого проекта в том, что город неожиданно обнаружил у себя реку. Как слона в комнате, где ты всю жизнь живешь. Это богатство, которое отныне принадлежит тебе, потенциал, который ты в состоянии раскрыть (…) Поэтому дело не в конкретных вложениях средств и строительстве объектов, а в том, что город сам захочет развития в этом направлении. Это вопрос не денег, а поколений и идей", - считает Юрий Григорян.

Именно река способна взять на себя роль нового "городского символа", считает и.о. директора Института Генплана Москвы Карима Нигматулина. По ее словам, концепция благоустройства территорий вдоль Москвы-реки в окончательном виде будет готова к апрелю 2015 года, а приоритетными территориями для переустройства станут Строгинская пойма, Южный порт, район Москва-сити, Лужники, а также промышленные и жилые зоны.

Что касается самого Института Генплана – старейшего столичного НИИ в сфере урбанистики, то его специалисты на форуме продемонстрировали множество интересных идей и уже разработанных системных проектов, например территориальной схемы Троицкого и Новомосковского административных округов.

Умный город

Сразу на нескольких дискуссионных площадках форума специалисты обсуждали вопросы улучшения качества жизни в мегаполисе с помощью инновационных технологий. Своим опытом поделились представители Японии, Сингапура, Израиля, Бразилии, Испании и ряда других стран, где крупные городские агломерации перегружены транспортом, испытывают демографические и другие социальные проблемы, "задыхаются" от недостатка пространства под застройку и нехватки зеленых зон.

Как заявил на форуме руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов, к 2020 году пассажиропоток в столичном общественном транспорте планируется увеличить до 42 млн человек в сутки (в 2010 году он обслуживал 31 млн пассажиров в сутки).

Власти столицы рассчитывают добиться таких результатов за счет строительства новых линий метро, автоматизации и оптимизации системы продажи билетов и увеличения скорости наземного транспорта.

Гендиректор японской архитектурно-инжиниринговой компании Nikken Sekkei в странах СНГ, Ближнего Востока и Северной Африки Фади Джабри предложил перенять опыт Японии, где самые загруженные станции метро имеют пропускную способность 3,5 млн человек в день (в Москве она в 20 раз меньше – 175 тыс.), и использовать в "новой Москве" систему транспортных субцентров, распределяющих трафик между собой.

О подобной новой модели транспортной инфраструктуры говорил и Марат Хуснуллин. По его словам, в столице планируется создать 273 транспортно-пересадочных узла, в Подмосковье - 390.

В рамках обмена опытом между Россией и Японией состоялась презентация русскоязычного издания книги компании Nikken Sekkei "Интегрированное развитие городского пристанционного пространства – следующий шаг в транспортно-ориентированном проектировании" ("Integrated Station-City Development-the Next Advances of TOD"). В крупномасштабном исследовании, проведенном специалистами Nikken Sekkei на основе анализа развития железных дорог и пристанционных территорий за более чем вековой период, рассматриваются ключевые подходы к созданию устойчивых городов, ориентированных на общественный транспорт. Книга выпущена к форуму в рамках издательской деятельности Москомархитектуры и Института Генплана Москвы и будет интересна архитекторам, проектировщикам и специалистам по городскому планированию.

Качественно новую идею о решении транспортной проблемы с помощью мониторинга и анализа потоков, позволяющих своевременно предсказать возможные заторы и разгрузить ключевые магистрали, разработали и уже применяют по заказу столичного правительства специалисты Института Генплана Москвы. Онлайн-мониторинг городского трафика стало возможным вести с использованием статистики загрузки сотовых сетей. При этом персональные данные пользователей остаются неприкосновенными, анализируются только сведения о самих "сотах" в разных районах города.

По мнению специалистов, такие данные на порядок точнее, чем использовавшиеся ранее сведения о персонале компаний в различных офисах или цифры, полученные в ходе переписи населения. Как уточнили в институте, данные, полученные от сотовых операторов, уже используются в транспортном моделировании, что позволяет находить правильные решения и строить более точные прогнозы. В частности, по ним в режиме реального времени можно узнать, куда может направиться поток людей и машин, в какие даты и время суток наиболее велика вероятность заторов.

Услуга за услуги

Также на форуме обсуждали вопрос взаимодействия населения и власти, в частности, систему предоставления услуг в электронном виде.

По данным мэра Москвы Сергея Собянина, 19 из 20 крупнейших российских IT-компаний расположены именно в столице, а по объемам интернет-трафика Москва на четвертом месте среди всех крупных городов мира. Это заставляет развивать высокотехнологичную инфраструктуру в городе, уверен мэр.

На форуме было представлено сразу несколько онлайн-сервисов для интерактивной связи жителей и административных структур. Городские власти стремятся внедрить систему "одного окна" не только в офисах, но и в их виртуальном варианте. Так, глава столичного Роспотребнадзора Елена Андреева рассказала, что после привлечения федеральных структур к работе портала "Наш город" поступило и было рассмотрено около 50 тыс. обращений и жалоб граждан на некачественные товары или услуги.

В свою очередь министр по делам открытого правительства Михаил Абызов отметил, что только сервисом "Активный гражданин", позволяющим непосредственно участвовать в решении городских проблем, пользуются более 800 тыс. жителей столицы.

В целом москвичи могут получить в электронном виде 125 услуг. Наиболее популярные из них – прием показаний приборов учета воды (24 млн обращений), электронный дневник школьника (8,1 млн) и прием показаний электросчетчиков (8 млн).

В ходе форума специалисты также обсудили широкий круг проблем, касающихся охраны культурного наследия, современных тенденций в сфере архитектуры, особенностей инвестиционной политики мегаполиса, социальных и демографических вопросов.

Обозреватель Николай Морозов

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще