Москва / Точка зрения 6 июня 2013 г. 12:07

Подземка в дыму

Interfax-Russia.ru – Коллапс на "красной ветке" столичного метро случился из-за возгорания кабеля в тоннеле. В мае подобный инцидент уже становился объектом прокурорских проверок.

Пожар, остановивший на несколько часов движение по центральной части Сокольнической линии ("красной ветки") московского метрополитена, произошел 5 июня в утренний час "пик". На перегоне между станциями "Охотный ряд" и "Библиотека имени Ленина" загорелся высоковольтный кабель. С обеих станций срочно эвакуировали около 4,5 тыс. пассажиров.

По данным медиков, к ним за медицинской помощью обратился 79 человек, причем 24 из них пришлось госпитализировать. Первоначально предполагалось, что обошлось без серьезных последствий.

"Никаких тяжелых отравлений угарным газом нет, им оказано профилактическое лечение. Скорее всего, все госпитализированные люди будут к вечеру отпущены домой", - заявлял утром заместитель мэра Москвы Леонид Печатников.

Он также добавлял, что на месте ЧП работают 25 бригад "скорой помощи".

Но позже стало известно, что трое пострадавших в результате пожара попали в реанимацию.

"В реанимационном отделении городской клинической больницы номер 14 имени Короленко находятся 26-летняя москвичка, 47-летняя женщина и женщина в возрасте 43 лет", - сообщил "Интерфаксу" источник в медицинских кругах столицы.

Он пояснил, что пострадавшие отравились продуктами горения, одна из них имеет сопутствующее заболевание - бронхиальную астму. Состояние всех троих медики оценили как средней степени тяжести.

В департаменте здравоохранения столицы также подтвердили, что три человека попали в реанимацию.

По словам руководителя столичного департамента здравоохранения Георгия Голухова, пострадавшим поставлены диагнозы "отравление продуктами горения", "гипертонический криз", "неврологическая реакция" и "реакция на стресс".

По словам президента Национального союза страховщиков ответственности Андрея Юрьева, столичный метрополитен обязан самостоятельно провести выплаты пострадавшим пассажирам.

Согласно закону, вступившему в силу 1 января 2013 года, страховой защите подлежат риски ущерба жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Лимит ответственности за вред жизни и здоровью сейчас составляет 2 млн рублей.

Несмотря на то, что возгорание ликвидировали через полчаса после информации о задымлении, движение по всей "красной ветке" приостановили еще на три часа для ликвидации последствий.

В пресс-службе столичного метрополитена пояснили, что для пассажиров закрыли все станции метро Сокольнической линии от "Красных ворот" до "Кропоткинской".

"Из-за ЧП сейчас закрыты шесть станций на Сокольнической линии", - уточнили "Интерфаксу" в пресс-службе.

При этом продолжалось движение поездов на "красной" ветке от "Парка культуры" до "Юго-западной" и от "Комсомольской" до станции "Улица Подбельского".

По всей Сокольнической линии движение поездов возобновили лишь после полудня. В пресс-службе столичного метро предупредили, что восстановительные работы на "красной ветке" завершатся ночью, а в полном объеме движение поездов восстановится лишь 6 июня.

"В настоящее время поезда следуют на всем протяжении Сокольнической линии, но на участке между "Парком культуры" и "Комсомольской" они следуют в особом режиме с существенно увеличенными интервалами", - добавили в пресс-службе вскоре после того, как возобновилось движение.

Однако уже через несколько минут его пришлось приостановить из-за очередного задымления. Оно, в свою очередь, возникло на перегоне между станциями "Охотный ряд" и "Лубянка". Источник в правоохранительных органах сообщил "Интерфаксу", что искрение и задымление опять вызвало короткое замыкание в силовом кабеле. Через час поезда по "красной ветке" запустили вновь – уже без пассажиров, чтобы изучить надежность работы снабжающих кабелей. Еще через некоторое время возобновили движение по всей "красной ветке". В МЧС уточнили, что в момент второго инцидента людей в вагонах поездов не было.

В обычном режиме поезда начали ходить лишь утром 6 июня. Ночью на месте ЧП ремонтники установили новое оборудование - в частности, около 20 кабелей на месте возгорания, в том числе пять силовых и 10 связи.

Из-за закрытия нескольких станций тысячи пассажиров 5 июня столкнулись с транспортными проблемами. Самые серьезные проблемы возникли у ближайших к кольцевой линии станций метро – "Комсомольской" и "Парка культуры".

Транспортный коллапс возник, в частности, на станциях "Спортивная" и "Парке культуры".

"По обеим сторонам Комсомольского проспекта в одну и другую стороны идут огромные массы людей. Попытка сесть на наземный транспорт затруднена, все троллейбусы забиты битком. Отчаявшиеся граждане пытаются зацепиться за лестницу сзади троллейбуса, чтобы доехать до "Парка культуры", - сообщал днем корреспондент "Интерфакса".

Из-за большого скопления людей осложнилась также ситуация с пересадкой на наземный транспорт на Садовом кольце и пересадка на кольцевую линию с "Парка культуры" и станции "Комсомольская".

Часть москвичей пожаловалась в департамент транспорта столицы на такси, которые стали возить людей от "проблемных" станций по повышенным тарифам.

Вместе с тем, как сообщили "Интерфаксу" в пресс-центре департамента, столичные власти организовали работу легальных таксомоторных предприятий: "Новое желтое", "Москва", "Формула такси", "Ритм" и "Глававтопрокат".

"Эти предприятия осуществляют перевозки по минимальным тарифам. Департамент транспорта обращается к москвичам и гостям столицы с просьбой не пользоваться услугами нелегальных перевозчиков", - подчеркнули в пресс-центре.

Там напомнили, что от станций "Комсомольская" и "Парк культуры" запустили 40 дополнительных автобусов.

Пошли навстречу некоторым пассажирам "красной ветки" и в департаменте культуры столицы. Там открыли специальную "горячую линию" для опоздавших на экзамены студентов.

"Департамент культуры открыл "горячую линию" для студентов, у которых возникли в связи с этой ситуацией проблемы при сдаче экзамена. Ее номер 8 (495) 646-88-97", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе ведомства.

В свою очередь молодежный совет при мэре Москвы обратился к ректорам столичных вузов с просьбой дать возможность опоздавшим студентам пересдать экзамен в рамках сессии. Эту инициативу поддержал также глава департамента культуры Сергей Капков.

Между тем, случившееся стало объектом пристального внимания правоохранительных и надзорных органов. Уже известно, что свою проверку по факту возгорания на станции метро "Охотный ряд" проводит московское управление СКР.

Как пояснил официальный представитель управления Сергей Стукалов, в ходе проверки будет дана правовая оценка по ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности).

В свою очередь, глава МЧС Владимир Пучков сообщил, что его ведомство не планирует проводить дополнительные проверки из-за ЧП в московском метрополитене.

"Дополнительные проверки не планируем, но совместно с субъектами (федерации - ИФ) там, где у нас находятся метрополитены, мы проверим готовность всех служб и систем, отмониторим ситуацию. И с учетом тех проблем, которые были, конечно же, предпримем дополнительные шаги", - заявил министр чрезвычайных ситуаций журналистам.

Кстати, аналогичный случай с возгоранием в метро и закрытием нескольких станций произошел ровно месяц назад. Он оказался менее резонансным из-за майских праздников и сравнительного небольшого числа пассажиров, пользовавшихся подземкой в тот день. Утром 5 мая из-за возгорания контактного рельса не ходили поезда на Таганско-Краснопресненской линии - от станции "Выхино" до станции "Текстильщики". Чтобы не спровоцировать транспортный коллапс на юго-востоке Москвы, "Мосгортранс" выделил 120 автобусов для перевозки пассажиров.

Тогда столичная прокуратура выявила нарушения в работе метрополитена, которые привели к задымлению, и прокурор внес представление в адрес руководства столичного метро с требованием устранить нарушение законодательства о транспортной безопасности.

В надзорном ведомстве пообещали проверить, какие меры предприняли в московском метрополитене по устранению ранее выявленных нарушений.

Между тем, источник в транспортном комплексе столицы не исключил, что по результатам расследования ЧП на Сокольнической линии могут последовать кадровые перестановки в руководстве московской подземки.

Обозреватель Алексей Дружников

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"