Москва / Точка зрения 13 марта 2012 г. 15:23

Непонятые и непрощенные

Interfax-Russia.ru – "Панк-молебен" в храме Христа Спасителя вызвал скандал в обществе. РПЦ настаивает на уголовном преследовании его участниц, "миряне" и атеисты удивлены случившимися арестами.

Ставший поводом для уголовного преследования концерт феминистской группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя произошел 21 февраля.

У входа в алтарь храма четыре участницы группы исполнили богохульную песню, обращаясь к Богородице с просьбой прогнать фаворита президентской гонки. Девушки были одеты в яркие короткие платья, а их лица скрывали шерстяные маски с прорезями для глаз и рта. По одной из версии, исполнительниц довольно быстро задержала охрана храма, после чего их отправили в полицейский участок. По другой версии, которая фигурирует в следственных материалах, им все-таки удалось скрыться. Как бы то ни было, следующие дни девушки находились на свободе.

Не пойте и не прыгайте!

Панк-группу протестного толка основали выходцы из известной арт-группы "Война". Та в свою очередь прославилась провокационными акциями - "Фаллосом на Литейном мосту" и "Дворцовым переворотом".

Свои первые "выступления" Pussy Riot начали до того, как две российские столицы охватили масштабные протесты после выборов в Госдуму. Еще в ноябре 2011 года вокалистки группы выступали на крышах троллейбусов и на передвижных лесах в метро с лозунгом "Освободи брусчатку". После задержаний и арестов оппозиционеров в декабре они выступили на крыше одного из спецприемников, назвав акцию "Смерть тюрьме, свободу протесту", призвав мирно захватывать площади и освобождать политзаключенных.

В своем блоге девушки объясняли, почему выступают нелегально, носят маски и какие имеют политические убеждения. Последние могут поразить неподготовленного читателя своей пестротой.

"Политические интересы участниц и участников группы - феминизм, борьба с правоохранительными органами, защита ЛГБТ, антипутинизм и радикальная децентрализация органов власти, спасение Химкинского леса и перенос столицы РФ в Восточную Сибирь", - писали создатели группы. Ношение масок они объяснили опасностью арестов и сохранением цельности группы даже при таком исходе.

Впрочем, до февраля им удавалось избегать арестов. Так 20 января восемь участниц группы исполнили песню – обращение к действующему премьеру на Красной площади. Их задержали сотрудники ФСО на Лобном месте и передали полицейским, через несколько дней мировой суд Тверского района признал их виновными в нарушении правил проведения митингов и пикетов (ст. 20.2 КоАП РФ) и оштрафовал каждую на 500 рублей.

После акции в храме девушкам провокационное поведение прощать не стали. Уже 22 февраля в Московском патриархате призвали ужесточить законодательную норму об оскорблении чувств верующих.

"Норма (существующая - "ИФ"), конечно, крайне мягкая, потому что речь идет о действиях, способных взорвать ситуацию в стране. Убежден: эту норму нужно перенести в Уголовный кодекс", - написал глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в коллективном блоге "Православная политика".

По мнению протоиерея, панки нарушили в том числе и антиэкстремистское законодательство, "хотя на эту тему, как говорится, некоторые могут поспорить".

Согласно действующему законодательству, за оскорбление религиозных чувств верующих предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей.

Идея Чаплина нашла поддержку в некоторой части общества. Так проректор Школы православного миссионера при столичном храме Апостола Фомы Дмитрий Пахомов обратился с письмом в Генпрокуратуру. Пахомов попросил провести прокурорскую проверку "кощунственной выходки" и предположил, что она может попадать и под некоторые статьи УК РФ (в частности, хулиганство, совершенное группой лиц).

Представитель общественной организации "Народный Собор" Олег Кассин также написал письмо в прокуратуру, в котором попросил провести проверку не только в отношении девушек, но и в отношении блогеров и журналистов, снимавших происходящее в храме, а затем распространявших информацию в сети.

Идею ужесточения наказания за оскорбление чувств верующих в штыки восприняли правозащитники. За девушек вступились блогеры и профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев. Он предположил, что девушки, таким образом, могли отмечать Масленицу.

"Это время, когда, по канонам православной, древнерусской культуры, норма нарушается, рушится социальный космос: человек одевался зверем, зверей обряжали в человеческие одежды, мужика - царем, пьяницу - попом и так далее", - отметил Кураев. По его мнению, вопрос в том, "сами девушки это так понимают или нет".

Кураев также обратил внимание на то, что храм Христа Спасителя не находится в собственности Русской церкви.

Позже в своем блоге отец Андрей признался, что, будь он ключарем этого храма, то накормил бы этих девушек блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на чин прощения. Позднее от позиции Кураева Московская духовная академия открестилась, назвав ее "поспешной".

Протоиерей Чаплин был настроен менее благодушно.

"Христианство и пацифизм - это вещи прямо противоположные. Если нападают на твое Отечество, христианин обязан защищать его с оружием в руках", - сказал он.

По мнению Чаплина, "православный христианин не приемлет пацифизм, как не приемлет его Бог".

Думая, по всей очевидности, аналогично, 25 февраля московские правоохранители возбудили в отношении Pussy Riot уголовное дело по ст. 213 УК РФ (хулиганство) и объявили участниц акции в розыск. Последние поразились такому повороту дел.

"Мы, безусловно, были удивлены, поскольку очевидно, что в панк-молебне в Храме нет и не может быть признаков уголовного преступления, тем более - хулиганства. Хулиганство - это, прежде всего, предельная форма неуважения к обществу, тогда как наши действия были обусловлены именно заботой об обществе", - пояснили участницы группы.

По мнению девушек, в их действиях нет состава уголовного преступления, а заведенное дело они объяснили политическим заказом.

Впрочем, их уже преследовали буквально по пятам. Полиция посетила офис радиостанции РСН, выпустившей в эфир интервью с участницами группы, и передала повестку на допрос журналисту, который его брал.

А тем временем Чаплин призывал наказать не только участниц, но и организаторов акции, а также выяснить роль СМИ в пропаганде и возможной организации этого "действа".

Группа под арестом

Вечером 1 марта одной из участниц группы через ее адвоката Николая Полозова передали повестку о вызове на допрос в качестве свидетеля. И уже 3 марта правоохранители задержали трех участниц группы и бывшего участника арт-группы "Война" Петра Верзилова.

Как сообщили в пресс-службе столичного ГУВД, задержание производили сотрудники Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Москве. На следующий день 4 марта задержали еще двух возможных участниц панк-молебна.

Источник "Интерфакса" в правоохранительных органах подчеркнул, что девушкам может грозить лишение свободы на срок до двух лет, однако предположил, что оно, скорее всего, будет условным.

4 марта Петра Верзилова и одну из участниц группы отпустили на свободу. Вместе с тем задержанных Марию Алехину и Надежду Толоконникову увезли в изолятор временного содержания.

Адвокат задержанных Николай Полозов обратил внимание на то, что Алехина и Толоконникова – единственные из задержанных, у кого есть малолетние дети.

"Я предполагаю, что их задержание на 48 часов связано с возможностью морального давления на них", - подчеркнул адвокат.

Девушки после допросов объявили голодовку. Однако вечером 5 марта Таганский суд выдал санкцию на арест Толоконниковой и Алехиной, удовлетворив, таким образом, ходатайство следствия. За решеткой, согласно решению суда, девушки пробудут до 24 апреля.

Прокурор был единодушен со следователем в необходимости ареста. Следователь заявил, в частности, что Толоконникову подозревают в совершении тяжкого преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору. Он предположил, что девушка может быть причастна к другим незаконным действиям и может скрыться от суда.

В свою очередь защита указывала на то, что материалы дела были собраны небрежно, 48-часовой срок задержания подозреваемых был превышен, а также настаивала на освобождении подозреваемых из-под стражи.

Сама Толоконникова вину не признала. "Это беспочвенная, наглая ложь. Я протестую, продолжаю голодовку и требую изменить меру пресечения", - сказала вокалистка.

Алехина заявила, что не виновна. "Это абсолютно наглое вранье. Это неправда. Это политический заказ, меня там не было", - заявила арестованная.

12 марта арестованные девушки официально стали обвиняемыми в совершении преступления по ч. 2 ст. 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору). И Алехина, и Толоконникова отказались давать показания, а полиция, между тем, продолжила поиски других подозреваемых.

Понять? Простить?

Жесткая реакция официальной Церкви и правоохранителей разделила общество. В Живом журнале было опубликовано обращение к патриарху Кириллу за подписью почти 2 тысяч человек с просьбой проявить "христианское отношение" к участницам группы и ходатайствовать о закрытии уголовного дела. Следует отметить, что письмо было подписано не только православными, но и католиками и теми, кто не указал своего вероисповедания.

Протоиерей Чаплин продолжал высказываться в жестком духе: он сообщил, что уступать давлению "агрессивной группы, бьющей сейчас на жалость, Церковь не намерена".

По словам Чаплина, оценка этого преступления должна быть такой, "чтобы ни у кого в будущем и мысли даже не было сделать что-то подобное. И если не действует разум и уважение к чувствам других, пусть действует хотя бы страх, если без него эти люди не способны ничего понять".

"Конечно, на первый раз можно проявить милосердие. Сажать в тюрьму, наверное, не надо, но должна быть обеспечена неотвратимость наказания, и оно должно быть серьезным. Более того, нужно ужесточать требования закона, касающиеся таких случаев", - заявил отец Всеволод.

Менее радикальные в своих оценках представители Церкви задавались вопросом, что как можно проявлять милосердие к девушкам, если они даже не испытывают раскаяния за свой поступок.

Патриархат поддержали также в пресс-службе главного раввина России. "Девушки превратили храм в дешевую политическую площадку, да еще при этом таким издевательским способом выразили свои взгляды, что мне лично стало абсолютно понятно, насколько им в принципе наплевать на своих сограждан, хотя бы на тех, кто верит в Бога", - заявил пресс-секретарь раввина Андрей Глоцер.

Свою солидарность выразили и представители ислама.

"Если смотреть через призму Священного Корана, нельзя поступок этой группы назвать добрым делом, они считаются падшими, больными на голову и невменяемыми", - заявил известный адвокат-мусульманин Дагир Хасавов порталу "Интерфакс-Религия".

Но вместе с тем, говоря о том, как бы поступили с участницами группы, если бы они осквернили мечеть, он напомнил, что как по исламскому, так и светскому правосудию, "нельзя судить психически нездоровых людей, а их поступок не считается греховным, ибо это состояние их души".

Пресс-секретарь премьер-министра России Дмитрий Песков сообщил, что Путин расценивает акцию в храме "негативно", однако не знает подробностей исполненной песни. Позже Путин извинился перед верующими и священослужителями за поступок девушек в храме, правда, признался, что не осведомлен, что же там произошло.

В свою очередь за девушек вступились блогер и оппозиционер Алексей Навальный, уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, музыкант Юрий Шевчук, глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева, глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов и многие другие публичные деятели.

Все они оценили акцию в храме, как неуместную, непристойную и даже "идиотскую" (по оценке Навального), однако признали, что арест в таком случае выходит за рамки разумного.

Так, по мнению Федотова, действия девушек "в чистом виде мелкое хулиганство". Таким образом, наказание даже "по всей строгости закона" не может превышать 15 суток.

Федотов также не увидел оснований для ареста.

"Некоторые считают, что в данном случае имеет место хулиганство по мотивам религиозной ненависти, но для подобного вывода необходимо провести религиоведческую и лингвистическую экспертизу. Такую экспертизу можно проводить без того, чтобы эти девушки находились под арестом в следственном изоляторе", - считает глава президентского совета.

Некоторые мнения отличались неожиданностью суждений.

Например, по мнению писателя и оппозиционера Эдуарда Лимонова, проблемы возникли из-за охраны храма.

"В Храме Христа Спасителя надо поголовно сменить службу безопасности. И не разводить слезы и сопли. Как можно серьезно относится к панк-группе? Это панк-группа, девушки, феминистки. А служба безопасности - это служба безопасности. Это церковь, и они должны ограждать себя от подобных случаев", - заявил Лимонов.

В свою очередь член комитета по правовым и судебным вопросам Совета Федерации, сенатор Михаил Капура заявил, что мера наказания должна зависеть от того, насколько эти девушки сами внутренне понимают, что они совершили.

"Эти действия (участниц панк-группы - ИФ) являются чистейшей воды хулиганством, поэтому они должны быть наказаны. В противном случае мы превратимся в страну, где царит анархия", - подчеркнул он.

Однако сенатор обратил внимание на тот момент, о котором многие предпочитают умалчивать.

"Речь идет о том, что храм Христа Спасителя сегодня превращен в такое мирское учреждение, где проводятся разного рода банкеты, конференции, учредительные съезды и тому подобное", - сообщил Капура.

По его словам, если завтра один из залов храма арендуют для проведения какой-нибудь светской тусовки, то это уже ни кого не удивит.

"Вот о чем надо говорить. Если это действительно храм для отправления соответствующих религиозных мероприятий, то будьте добры оставаться приверженцами до конца несветской жизни. Не случайно эти девушки выбрали для своей акции именно храм Христа Спасителя", - сказал сенатор.

Некоторые эксперты считают, что ситуацию вокруг ареста Pussy Riot подпитывает не столько религиозный протест, сколько укоренившееся в обществе противостояние между определенной частью интеллигенции и, так называемой, "церковной бюрократией" (то есть, руководителями Церкви). Претензии у первых к последним являются как культурно-историческими, так и политическими.

Например, известный галерист и политтехнолог Марат Гельман, отнесясь критически к месту проведения акции, назвал происходящее с Pussy Riot "местью патриарха".

"Есть информация, что патриарх очень просил власти, чтобы была такая жестокая месть. Дело в том, что то, что они сделали, это была реакция на то, что церковь очень активно участвовала в этих выборах", - заявил Гельман в эфире телеканала "Дождь".

По словам галериста, количество и уровень следователей, которые занимаются этими девочками, "говорит о том, что это у кого-то на контроле очень высоко".

"На самом деле, это будет позорная ситуация, и в первую очередь это ударит по самому Кириллу. Потому что мы не сможем не говорить во время суда, что привело их к этому", - подчеркнул галерист.

В свою очередь, давний оппонент Гельмана руководитель православного корпуса движения "Наши" Борис Якеменко (брат главы Росмолодежи) в своем блоге также отметил, что нападки на Церковь начались после того, как патриарх поддержал Путина. Однако он назвал дальнейшие действия неслучайной, то есть "заказной и оплаченной" кампанией.

Дойдет ли дело до суда, и как в итоге разрешится судьба Pussy Riot в таком контексте, пока можно только гадать.

Обозреватель Алексей Дружников