Interfax-Russia.ru - Выборы в Мосгордуму прошли в Единый день голосования 14 сентября. По данным Мосгоризбиркома, озвученным после подсчета 100% протоколов, по результатам выборов победили 28 кандидатов от партии "Единая Россия", пять - от КПРФ, а также по одному - от "Родины" и ЛДПР.
Еще 10 мандатов получили самовыдвиженцы, которых поддержала "Единая Россия".
Выборы в Московскую городскую думу развеяли легенду об использовании административного ресурса, считает председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко.
"Действующий депутат, лидер фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков сенсационно победил Владимира Зотова, префекта (Юго-Восточного административного округа - ИФ) с более чем 20-летним стажем. Если кто-то еще думает, что в Москве административный ресурс всем командует, взгляните на 21 округ, и все станет ясно", - сказал Б.Макаренко на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".
Схожее мнение высказал другой эксперт, генеральный директор PR-агентства "ИМА-консалтинг" Вартан Саркисов.
"Был ли соблазн применения административного ресурса? Был. Было ли это сделано? Очевидно, что нет. Миф об административном ресурсе в Москве умер", - сказал В.Саркисов.
В целом, выборы в Мосгордуму прошли без нарушений.
"Коллеги уже отметили, что выборы были невиданно стерильными и чистыми. Беспрецедентный случай - когда посреди выборов не было снято ни одного кандидата, не было никаких жалоб, никаких громких процессов и судов", - сказал политолог, профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев на пресс-конференции.
По его словам, предвыборная гонка также проходила без нарушений. "Всем, огромному количеству кандидатов был предоставлен равный доступ к выступлениям в СМИ", - считает О.Матвейчев.
По его словам, положительно выборы оценили и иностранные наблюдатели.
"Иностранные наблюдатели, когда увидели общественный штаб, были поражены, они не видели ничего подобного, когда сотня добровольцев сидит и в режиме реального времени отслеживают, что происходит на каждом участке", - сказал политолог.
В свою очередь политолог Борис Макаренко считает, что кандидаты, которые прошли в Мосгордуму, одержали победу благодаря активной работе с избирателями и встречам с ними.
"Мы увидели, как и действующие депутаты, и те люди, которые выдвинулись на праймериз, вышли на улицы. "Кубы" Навального в прошлом году казались каким-то технологическим прорывом, сейчас мы видели "кубы" самых разных депутатов", - сказал Б.Макаренко на пресс-конференции на центральном офисе "Интерфакса" во вторник.
По его словам, на выборах победили именно те кандидаты, которые активно встречались с избирателями, выслушивали их проблемы. "Повестка дня кампании из-за этого изменилась: из высоких политических материй приземлилась на конкретные проблемы", - сказал политолог.
"Очень привыкли (кандидаты) заворачиваться в партийный флаг, из-за которого их было совсем не видно. Плохо это тем, что они совершенно утрачивали стимулы работы с избирателями", - добавил Б.Макаренко.
В свою очередь, как оказалось, интернет-агитация на выборах в Москве пока не может полностью заменить "хождение в поле" и другие традиционные технологии, однако со временем роль социальных сетей будет расти, недооценивать их нельзя, считают политологи.
"Хотя уровень информатизации в столице достиг максимума, тем не менее, я глубоко убежден, что в Москве выборы не делаются в интернете", - добавил эксперт Вартан Саркисов.
По его словам, участие кандидатов в социальных сетях и активная агитация в интернете стали "трендом", однако выиграть выборы, рассчитывая только на свои странички в "Фейсбуке" и "Твиттере" нельзя.
"Все кандидаты поняли, что это тренд. Но это, мне кажется, скорее, дань моде, чем эффективная технология, рассчитывая на которую можно победить", - сказал В.Саркисов.
В свою очередь, профессор Высшей школы экономики, политолог Олег Матвейчев в ходе пресс-конференции отметил, что интернет-технологии становятся все более эффективным инструментом для кандидатов, однако пока не все могут использовать этот ресурс.
"Действительно, кандидаты делают ставку на то, что на выборы ходит, в основном старшее поколение, а они меньше пользуются интернетом. Заводят странички в социальных сетях, но они редко обновляются и мало посещаемы. Но я уверен, что если бы пользователи из первой десятки ЖЖ выставились хотя бы по одному из округов (в Москве - ИФ), результат бы их был впечатляющим", - сказал О.Матвейчев.
Он добавил, что со временем ситуация со ставкой на традиционные методы агитации будет меняться, и интернет-технологии, которые уже сейчас широко используются, станут приносить больше голосов избирателей в Москве.