Москва. 1 ноября. ИНТЕРФАКС - Участники слушаний в Общественной палате РФ считают, что Россия не готова к ратификации Парижского соглашения.
"Нормативная база России не готова к тем нормам, которые созданы и согласованы в рамках Парижского соглашения. Кроме того, мы связываем с этим соглашением много рисков для нашей страны. Это внешнеэкономические, международно-правовые, социально-экономические риски. Есть риски и технологические, и инвестиционные", - заявил глава департамента энергосбережения Минэнерго Александр Митрейкин, выступая на общественных слушаниях "О Парижском соглашении по климату и рисках для экономического развития страны".
В рамках данного соглашения Россия взяла на себя обязательства ограничить к 2030 году выбросы парниковых газов на уровне 70–75% от показателей выбросов 1990 года.
Как заявил руководитель Росгидромета Александр Фролов, Россия уже снизила объем выбросов на 43% по сравнению с 1990-м годом, что намного больше любого государства мира. "Благодаря экономическому кризису 90-х и принятым сейчас мерам, Россия на год сдержала глобальное потепление во всем мире", - подчеркнул А.Фролов.
Опасения экспертов вызывает также углеродный сбор, предлагаемый рядом западных стран, международных и российских экологических движений в качестве радикальной меры реализации Парижского соглашения.
Так, по словам старшего партнера McKinsey&Company Степана Солженицына, "плата за углерод" может привести к разрушению базовых отраслей российской экономики и увеличению финансовой нагрузки на государственный бюджет и кошельки рядовых граждан.
"Это в первую очередь выгодно Западу. России же нужно подумать о себе. Углеродный сбор эффективен именно для сбора денег, но совсем не эффективный способ стимулировать меры по снижению выбросов. Такая мера дает сокращение примерно в 40 млн тонн, в то время как планомерная работа по повышению энергоэффективности может дать в перспективе сокращение выбросов на 500 млн тонн", - сказал С.Солженицын.
По мнению заместителя председателя комитета Госдумы по энергетике Дмитрия Исламова, ратификация Парижского соглашения скажется на регионах, в особенности добывающих зонах.
"Хотим мы этого или нет, но вокруг Парижского соглашения муссируется вопрос о создании безуглеродной зоны. И все мы понимаем, что в первую очередь пострадает угольная промышленность, а это 110 тыс. человек, которые проживают в моногородах на Кузбассе и для которых работа в таких отраслях – основной заработок. Кроме того, какая безуглеродная зона может быть в Сибири, где главными источниками энергии является уголь, газ? Готовы ли потребители этого региона платить в три раза дороже за более экологичные источники энергии? Наверное, нет", - считает Д.Исламов.
По словам председателя комиссии ОП РФ по развитию реального сектора экономики Сергея Григорьева, многие аспекты этого соглашения вызывают споры в экспертных кругах.
"Мы живем в непростых экономических условиях, и любые непродуманные решения могут нанести серьезный удар по экономике страны. Поэтому прежде чем решиться ратифицировать Парижское соглашение, мы должны разработать собственную национальную методологию и вообще систему оценки того, в какое положение мы себя поставим, ратифицировав этот документ", - заявил С.Григорьев.
В декабре 2015 года в Париже прошла международная конференция ООН по климату. На ней было принято Парижское соглашение, в соответствии с которым все страны должны объединить усилия для сокращения выбросов парниковых газов. 22 апреля 2016 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке российская делегация подписала данное соглашение.