Москва / Эксклюзив 9 апреля 2018 г. 11:33

Руководитель департамента образования Москвы И. Калина: "Серьезное развитие в ближайшие годы получит московская старшая школа"

О достижениях последних лет и о будущем столичной школы в интервью "Интерфаксу" рассказал руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина.

Руководитель департамента образования Москвы И. Калина: "Серьезное развитие в ближайшие годы получит московская старшая школа"

- Исаак Иосифович, семь лет назад начались кардинальные преобразования в столичном образовании, которые привели к качественному рывку, что показывают результаты московских школьников. За счет чего удалось достичь такой массовости высоких результатов?

- Если говорить о том, с чего начались эти преобразования, можно вспомнить ноябрь 2010 года, когда на встрече с учителями и родителями в одной из школ мэр Москвы Сергей Собянин назвал недопустимым наличие в Москве нескольких десятков суперэлитных школ, которыми столица всегда "отчитывалась". При этом на все остальные школы никто не обращал внимания. Мэр тогда же подчеркнул, что нельзя требовать от школ равных результатов при неравных условиях.

Расчет объема финансирования одних школ производился исходя, условно, из 50 тыс. рублей на ученика в год, у других - из 200 тыс. рублей. И объем финансирования зависел от того, сумел ли директор школы убедить департамент, что ему нужно выделить больше денег, чем соседней школе. Понятно, что разное финансирование тут же рождало и разные кадровые возможности: к тем, кто платил больше, шли более квалифицированные педагоги. В результате в городе назревал социальный конфликт, так как большая часть населения не получала для своих детей доступ к тем возможностям, которым обладала очень узкая прослойка населения. И эта значительная часть горожан постепенно начинала впадать либо в уныние, либо в негодование.

Сказанное мэром тогда было рискованно, так как наиболее активная часть москвичей устраивала своих детей в эти элитные школы и была довольна двумя вещами: первое - что попали в такую школу, второе - что именно они туда попали, что они исключительные. А на другую часть москвичей, кратно большую, но не такую активную, не принято было обращать внимание.

Кардинальные изменения системы финансирования привели к абсолютно явным результатам. Теперь финансирование на каждого ученика идет в одинаковом объеме, независимо от того, в какой именно школе учится. То есть для города каждый ребенок одинаково ценен. При этом финансирование обучения детей-инвалидов осуществляется в большем объеме, так как создать адекватные для них условия гораздо сложнее.

Благодаря выравниванию финансирования стал выравниваться и кадровый состав в школах, потому что зарплаты сильно не отличаются. Есть, конечно, разница в суммах, но сказать, что в одних школах зарплаты сильно отличаются от зарплат в других, уже нельзя.

Также вслед за финансированием выравнивается и оснащение школ. Все школы, а не только "исключительные", смогли начать проводить хорошие, качественные ремонты, приобретать качественное оборудование. Не секрет, что раньше оснащение школы хорошими компьютерами зависело от того, смогли ли родители собрать на них средства или нет.

Главный результат решения мэра, которое последовательно было реализовано в течение прошедших 7 лет, – это то, что мы сегодня остановили рост негодования и уныния большей части москвичей, а высокое качество образования перестало быть уникальным.

- Остаются ли противники такого подхода?

- Да, до сих пор эти решения вызывают критику со стороны потерявших "исключительность", но у них никто ничего (кроме "исключительности") не отнимал.

- В итоге все школы будут равны между собой, одинаковы?

- Как бы одинаково не выглядела школа, дети всегда будут вырастать, к счастью, разными, потому что у них разные семьи, разное дополнительное образование, разное окружение, они читают разные книги, смотрят разные фильмы, интересуются разными вещами в интернете. При этом любой ребенок одновременно находится под воздействием нескольких воспитательных систем: школа, дополнительное образование, семья, его сообщество друзей, товарищей - это тоже воспитательная система. Сюда сегодня входят и СМИ, и, конечно же, интернет пространство. И поэтому при всей огромной воспитательной важности школы у нее не стопроцентная монополия на воспитательное воздействие на ребенка.

Тем не менее, если мы хотим (а я уверен, что мы все хотим), чтобы, вырастая, наши люди слышали, понимали друг друга, у них обязательно должна быть общая часть детства. И такой общей частью детства может, а, значит, и должна быть именно школа. Школа как основа демократии любого государства должна обеспечивать равный доступ и равные права.

Выделение себя на фоне других людей нужно заработать долгой жизнью и трудом. А вот детские стартовые условия жизни все-таки в части школьной жизни должны быть общими, равноправными, равнодоступными, равновесными. Всегда надо помнить, что школьная жизнь вырабатывает у ребенка установку на систему "опознавания людей". Выпускник российской школы должен осознавать выпускника российской школы как своего и в соответствии с этим строить с ним отношения, общение, работу.

К старшим классам у ребят, конечно, все больше будет проявляться разнообразие интересов, и любая школа должна предоставить разнообразие, но для этого совершенно необязательно разделять детей.

Замечательный пример: "Сириус". Там в одной смене собираются дети совершенно разных интересов (наука, спорт, искусство). И именно их совместное общение, совместная жизнь дает надежду на то, что, когда они вырастут, они будут понимать и, что еще более важно, ценить вклад в нашу общую жизнь людей, не таких как они. Ведь человек действительно что-то приобретает, только когда он общается с непохожими на себя.

- Один из показателей работы школ - запись в первые классы. Еще несколько лет назад были такие школы, куда никто не хотел записывать своих детей, остались ли такие учебные заведения?

- Сейчас все школы, объявляющие прием, набирают первые классы. В 2012 году, когда мы первый раз производили зачисление по электронной записи, у нас было 80 школ, куда никто не записал детей в первые классы. Теперь таких школ нет. Да, в какие-то школы больше стремятся, в какие-то меньше, но эту разницу уже нельзя назвать столь вопиющей.

- Также семь лет назад началось и массовое объединение школ в крупные образовательные комплексы. Можно ли сказать, что эта организационно-административная реформа московского образования завершена?

- Ничто не появляется само по себе. Как только мы выровняли финансирование, привязав его не к способности директора убедить департамент, а к единственному параметру - ученику, школы стали думать не о том, как договориться с департаментом, а о том, как привлечь учеников. Тогда в школах стали задумываться, например, а зачем нам на тысячу детей, по сути, на одной площадке два директора, два завхоза, пять бухгалтеров и так далее. Или, например, два учителя физики, у которых по полставки. Тогда начался процесс естественной интеграции школьных ресурсов. В результате мы получили большие, солидные школы.

Но сейчас каких-либо объективных показателей, требующих дальнейшей интеграции, просто нет. Сегодня большая часть московских школ имеет оптимальную интеграцию ресурсов. Могут быть исключительные случаи объединений, но массовая интеграция сейчас не очень востребована.

- Как образование в Москве будет развиваться дальше?

- Хороший вопрос. Возьмем пример: московская начальная школа по результатам международного исследования PIRLS (оценка читательской грамотности в младших классах - ИФ) заняла первое место в мире, причем с большим отрывом. Дальше эти дети идут в основную и старшую школу. И старшая школа прошла PISA (международное исследование среди старшеклассников - ИФ) хорошо, но осталась на шестых местах в мире.

Я думаю, что москвичи имеют право быть лучшими в мире не только в начальной школе, но и в старшей тоже. Поэтому два года назад мэром был инициирован очень мощный проект, формально названный интеграцией всех уровней образования, но реально это предпрофессиональное образование. В рамках проекта были открыты инженерные, академические, медицинские классы, очень востребованными оказались кадетские классы. Также появились предуниверсарии для старшеклассников на базах ведущих вузов города. Этот проект пока еще только развивается.

Поэтому думаю, что в следующие годы мощно будет развиваться старшая школа - с 8-го класса.

Процесс развития старшей школы не случаен. До введения ЕГЭ московские школьники имели преимущество при поступлении в московские вузы перед иногородними благодаря тому, что они, например, ходили на подготовительные курсы того или иного вуза. К вступительным экзаменам в конкретный вуз москвича готовили преподаватели этого же вуза, что давало серьезные преимущества перед жителем любого другого региона. Когда же в 2009 году ЕГЭ стал обязательным для всей страны, то это преимущество исчезло, и в 2010 сильно упала доля москвичей, поступающих на бюджетные места в ведущие вузы столицы.

Сегодня московский школьник, чтобы быть конкурентоспособным для поступления в ведущие московские вузы, должен быть равен сильнейшим выпускникам из регионов, ведь в Москву приезжают поступать в основном такие. Поэтому наши усилия направлены на то, чтобы школа делала московских учеников сильными конкурентами при поступлении в ведущие вузы Москвы. Для этого и создаются предпрофессиональные классы, проводятся университетские субботы, организуются предуниверсарии и развивается массовое олимпиадное движение.

Процесс создания предпрофессиональных классов начинался с небольшого числа школ, но с каждым годом их число увеличивается, и сегодня это массовое движение. По крайней мере, в каждом районе ученик может найти школу с инженерным или медицинским классом, с кадетским. Академических меньше - примерно одна школа на округ, но и количество ученых не может быть огромным.

Преимущество таких классов еще и в том, что, если ты поймешь ошибку в выборе профессии, ты можешь поменять свой выбор еще будучи школьником. Это наиважнейший момент предпрофессиональных классов - выпускник не будет на втором курсе института горевать, что он пошел "не туда": у него есть возможность скорректировать свой выбор еще в школе.

- Растет доля москвичей, завоевывающих первые места на заключительных этапах всероссийской олимпиады школьников, но эта доля не может же достичь 100%?

- Доля московских победителей на всероссийских олимпиадах выросла с 19% в 2010 году до 37% в 2017. В регионах, видя активность Москвы, также серьезно занимаются подготовкой к олимпиадам. Конечно, борьба будет обостряться. Мощный рывок в московском олимпиадном движении начался в 2014 году и пока он продолжается.

- Когда планируется завершить переоснащение по проекту "Московская электронная школа"?

- Оснащение московских школ ведет департамент информационных технологий по поручению мэра Москвы. Всего у нас 2 тыс. школьных зданий, оснащение идет по графику, и к концу 2018 года практически все городские школы получат новое оборудование для работы в "Московской электронной школе". При этом имеющееся в школах оборудование, установленное пять-шесть лет назад, тоже позволяет работать в Московской электронной школе, чем многие учителя и пользуются. Сейчас учительское, директорское сообщество разрабатывает стратегию развития столичного образования.

- Что Вы хотели бы в ней увидеть?

- Не хотелось бы на стадии рождения концепции стратегии влиять на нее административным ресурсом. Естественно, мы работаем вместе с разработчиками, но, скорее, как справочное бюро. Мэр обратился с предложением самостоятельно выработать стратегию именно тем людям, которые впоследствии будут ее реализовывать в своих школах. Как известно, хорошо можно сделать только то, что придумал сам. Поэтому идея разработки концепции именно таким образом - это очень правильный шаг.

Понятно, что мы предоставим юридическое сопровождение, помощь в финансово-экономических расчетах, но идеи, цели, задачи, механизмы решения этих задач, инструменты, которые выработает само сообщество, окажутся адекватными и их потребностям, и их возможностям. Да не обидятся на меня те, кто были директорами школ в 2010-2011 годах, но тогда не было такого интегрированного директорского сообщества, которое было бы способно выработать общие цели и общие задачи. И отдавать разработку целей всего образования такому разноцелевому сообществу, таким директорам было невозможно.

Тогда цели разрабатывались сверху, а потом приходилось долго и сложно объяснять и убеждать. Теперь же директора хорошо разбираются не только в педагогике, но и в экономике, в теории управления, юриспруденции. То есть, эти люди сами способны разработать цели и задачи образования. Я рад, что директорский корпус стал зачинщиком идеи реализации формулы "сам придумал и сам реализовал".