2017 год запомнился тем, что на российском рынке капитала произошло оживление, и состоялось сразу же несколько достаточно заметных IPO. Руководитель бизнеса рынков капитала и инвестиционно-банковских услуг России и СНГ БКС Глобал Маркетс Михаил Бутрин рассказал в интервью "Интерфаксу" об основных тенденциях этого года и об ожиданиях от российских рынков в 2018 году.
- Каким образом можно охарактеризовать 2017 год для российской экономики в целом и для финансовых рынков в частности?
- Мы видим, что экономика действительно выходит из рецессии, и появляются островки роста. По году мы прогнозируем рост несколько выше 1,5% ВВП. Если говорить о финансовых рынках, здесь неоднозначная ситуация. Например, рынок облигаций охарактеризовался бурным ростом и притоком свежих денег, в том числе и зарубежных. Если говорить о рынке акций, то этого не произошло. В первом и втором кварталах на волне иллюзий и ожиданий от победы господина Трампа был всплеск инвестиций в российские акции, но потом наметился отток средств. И если сейчас сравнивать показатели российского рынка акций с другими развивающимися рынками, то мы отстаем. Как ни парадоксально, санкционные ограничения способствовали повышению интереса к долговым инструментам на внешнем и внутреннем рынках.
В первом полугодии мы видели существенное количество размещений евробондов и локальных рублевых облигаций. Многие компании воспользовались тенденцией снижения ключевой ставки ЦБ, выходили на рынок и рефинансировали свои старые долги, уменьшали стоимость долга и увеличивали продолжительность, то есть делали как можно более долгие размещения с точки зрения временных параметров.
У нас в этом году было четыре IPO. В начале года был "Детский мир", а осенью было три размещения, в двух из которых, "Global Truck" и "Обувь России", мы выступили глобальными координаторами. А если вы посмотрите на количество вторичных размещений, то таких транзакций набралось уже больше 10 за год. Это говорит о том, что есть интерес к инвестированию в уже известные компании, а рынок первичных размещений только начинает восстанавливаться после 2014 года.
- На чем был сделан акцент в развитии бизнеса БКС Глобал Маркетс и почему? Какие направления развивались наиболее динамично?
- Осенью прошлого года, когда планировали 2017 год, мы сделали акцент на активное развитие услуг корпоративного сегмента. Понятно, что конкурировать с уважаемыми коллегами из ВТБ, "Сбербанка" и другими крупными финансовыми институтами бессмысленно. Поэтому для себя мы определили сегмент компаний, которые характеризуются несколькими ключевыми характеристиками. Первое - это частные компании. Второе - это компании, которые показывают на протяжении нескольких последних лет бурный рост, и он будет длиться в последующие 3-5 лет. В-третьих, модель компании, с которой мы знакомимся, разумна и не иллюзорна. Четвертый - это качество менеджмента и вовлечение акционеров. При этом мы фокусируемся на компаниях, выручка которых варьируется от 10 миллиардов рублей и выше.
Мы можем и хотим помочь таким компаниям обеспечить финансовый рост, который они заложили в свои модели. Например, через выход на публичные рынки заемного и акционерного капитала. Хотел бы отдельно подчеркнуть, что начиная с октября-ноября прошлого года, мы участвовали почти в 30 размещениях рублевых облигаций. Это взрывной рост, мы сегодня входим в пятерку частных финансовых организаций, которые занимаются размещением облигаций. Наши достижения были отмечены наградами CBONDS.
- Оправдались ли ожидания на этот год?
- Да, скажу вам больше, мы превзошли их, несмотря на наши опасения. Известно, что, чем больше размер сделки, тем легче ее разместить. Оба наших случая, если применять международные стандарты, относятся к небольшим сделкам ("Обувь России" – 100 млн долларов, Global Truck – порядка 70). Институциональный зарубежный инвестор, который привык покупать российский риск, мог сказать, что останется с неликвидной бумагой и ему это не интересно. Но нам удалось обе сделки закрыть, сломать эту парадигму, и в этом смысле мы действительно превзошли собственные ожидания.
- Насколько помогает биржа в рамках этого сегментного роста?
- Безусловно, биржа довольна, так как обе компании находятся в так называемом секторе роста. Еще раз повторю, что успех этих размещений свидетельствует о том, что небольшие по размеру IPO с листингом на Московской бирже привлекают внимание со стороны институциональных зарубежных инвесторов.
- Компания стала организатором сразу же нескольких размещений акций. Какие тенденции вы могли сформулировать по их итогам?
- В IPO "Обуви России" акционерами компании стали около 30 зарубежных инвесторов. И это очень качественные инвесторы, которые принимают взвешенные долгосрочные решения. То же самое могу сказать и про IPO Global Truck. Там у нас появился якорный инвестор в лице РФПИ, и, вместе с тем, мы видим там качественных и, что очень важно, долгосрочных зарубежных инвесторов. Мы активно инвестируем свое время, свои ресурсы, в том числе и маркетинговые в форумы, и программы, в том числе и с поддержкой Минэкономразвития, которые направлены на выращивание чемпионов в индустрии и выведении их на публичные рынки. Мы позиционируем себя сегодня, как инвестиционный банк, который помогает российским динамично развивающимся компаниям профинансировать свой рост.
Есть еще один специфический для BCS Global Markets момент: мы относительно новый игрок на рынке IPO. Если взять каждого из нас в отдельности, то у каждого за плечами большое число сделок. Однако институционально BCS Global Markets - это новый игрок. Поэтому все остальные могут позволить себе неудачу, а мы нет. И в этом преимущество для наших клиентов.
- Как вы смотрите на перспективы российского рынка IPO в следующем году?
- Все будет понятно после введения и осознания эффекта от санкций, которые ожидаются в феврале. После президентских выборов 18 марта 2018 года в правительстве наверняка появятся новые люди. Поэтому о каких-то существенных, знаковых ситуациях можно будет говорить, скорее всего, во второй половине года.
- А какие еще ниши вы считаете перспективными?
- Потребности корпораций не заканчиваются только IPO и выпуском облигаций. Палитра намного шире и ярче. У каждого финансового директора дюжина продуктов, которые он так или иначе приобретает на рынке. В том сегменте, о котором я говорю (выручка 10 миллиардов рублей плюс), мы начали активно предоставлять услуги именно корпоративного финансирования. Речь идет о размещении депозитов, выдаче кредитов на приобретение бизнеса, выдача кредитов на проектное финансирование, финансирование под залог ценных бумаг, хеджирование валютных и процентных рисков. То есть, как я уже и говорил, мы не можем конкурировать с большими банками. Однако, когда вы начинаете работать с компанией с выручкой 10 миллиардов рублей, то обнаруживаете, что имеется стабильный спрос на продукты и услуги корпоративно-инвестиционного финансирования. Поэтому мы активно инвестировали и будем продолжать инвестировать в это направление в ближайшие 3 года.
И второе направление - это сегмент работы с частными, состоятельными клиентами. Мы хотим существенно активизировать привлечение их активов к нам в управление и предлагать им различного рода инвестиционные инструменты.
- Как чувствуют себя конкуренты? Какие продукты сейчас нужны рынку?
- Конкуренты у нас есть по каждому из направлений. Например, по части привлечения средств состоятельных клиентов, очевидно, наш сегодняшний конкурент, - это АТОН. Они начали свою работу раньше нас на несколько лет, инвестировали в качественную команду и продуктовое предложение. Вместе с тем, я считаю, что наша клиентская команда, аналитический департамент и торговые дески выглядят сильнее. В совокупности с развитой сетью отношений с международными инвесторами это и позволило нам выступить глобальным координатором двух IPO. И это произошло всего лишь через год с небольшим после формирования обновленной и расширенной инвест-банковской команды BCS Global Markets. Кроме того, спектр наших продуктовых возможностей намного шире. По части IPO мы также конкурируем с "ВТБ Капиталом", где-то, может, со "Сбербанком", где-то с "Ренессансом".
Если говорить о казначейских операциях, то здесь наших конкурентов намного больше. На сегодняшний день любой банк, у которого есть устоявшиеся взаимоотношения, дорожит своей клиентурой и старается предоставить широкий спектр услуг. Чем мы хотим и точно можем быть полезны, и где наше конкурентное преимущество? Здесь несколько факторов. Во-первых, мы оперативны. Во-вторых, мы активно пользуемся структурой брокера. Не всегда клиенту удобно сделать какие-либо операции на банке, порой и брокер может ему предоставить достаточно широкий спектр возможностей по финансированию. В этом наша гибкость сегодня. В-третьих, универсальность. Мы двигаемся в сторону универсального банковского института, который делает не 2-3 продукта, а порядка 7-8.
- Ваши прогнозы на 2018 год? Какие наиболее важные тренды?
- Это скорее не тренды, а допущения, которые мы принимали при планировании бюджета на 2018 год. Мы ожидаем, что рост ВВП будет в районе 1,8%. Мы также ожидаем, что инфляция будет чуть выше 4%. Доллар в районе 56-57 рублей. Все говорят о том, что назрели структурные реформы. Если мы увидим в первом полугодии тенденцию в сторону начала осуществления структурных реформ, то инвестиционные потребности и возможности увеличатся. Если мы увидим непринятие назревших решений для макроэкономики, то ожидать чего-то существенного не стоит.
- Чего ожидаете от нового пакета санкций? Есть ли у БКС Глобал Маркетс стратегия в связи с ними?
- Мы не находимся под санкциями и очень дорожим этим. Мы видим случаи, когда наши западные контрагенты тяготеют работать с нами и в некоторых случаях не хотят работать с финансовыми институтами, на которые наложены санкции. Мы стараемся быть готовыми к сценарию, если будут введены еще более жесткие ограничения. Более всего настораживает неопределенность в трактовании применения возможных санкций. Расширенное толкование теоретически может привести к тому, что для работы с большинством российских компаний так или иначе будут введены ограничения. Однако, мы относимся к лагерю умеренных оптимистов и планируем свою работу исходя из преимущественно позитивных сценариев.