Группа компаний "Детский мир" может к 2021 году занять треть российского рынка детских товаров. О том, как развивается группа компаний, сколько новых магазинов планирует открыть, о новых тенденциях школьного сезона рассказал в интервью "Интерфаксу" заместитель генерального директора по операционной деятельности ГК "Детский мир" Фарид Камалов.
- Фарид, в преддверии начала нового школьного сезона могли бы Вы рассказать о новых тенденциях и моделях? Что будут носить и чем будут пользоваться школьники в этом году?
- Тенденции разделились на три направления: мода, требования учебных заведений и пожелания родителей. Все это мы старались учесть в наших новых коллекциях. Что в тренде? Как всегда классические цвета - белый, черный, синий и коричневый. Разнообразить форму помогают цветные детали одежды, клетчатые и однотонные жилеты. В этом году популярно сочетание розового и серого цветов.
Сразу хочу отметить, что в направлении школьной формы "Детский мир" ориентируется на отечественных производителей и предлагает широкий выбор одежды именно от российских поставщиков.
Несколько лет назад мы запустили собственную торговую марку Chessford, в этом году она пополнилась специальной линейкой недорогой качественной одежды для школы, выпущенной отечественной компанией "Скай Лейк".
Новинками этого года также станут коллекция хлопкового жаккарда с золотой фурнитурой, модели с кожаными деталями и интерпретацией стилистики street fashion от московского производственно-швейного объединения (МПШО) "Смена".
- Эти изменения связаны с веяниями моды или учитываются предпочтения школ и родителей, удобство и безопасность?
- Безусловно, в сегменте детской одежды главный приоритет для "Детского мира" - безопасность и удобство. Мы сотрудничаем только с проверенными производителями.
- Среди модников есть понятие "must have" – вещь, которая обязательно должна быть у человека, следящего за модой. Что бы Вы отнесли в разряд must have для школьников в этом году?
- "Must have" для мальчиков – классические сорочки на каждый день, несколько пар брюк разных оттенков, один жакет, кардиган, элегантный жилет для праздничных мероприятий и, конечно же, разнообразные аксессуары. Ассортимент для девочек чуть шире, не забываем – они же модницы. В школьном гардеробе девочкам необходимы несколько однотонных блузок на каждый день и одна нарядная, сарафан, брюки, юбка, жакет и жилет. Не пренебрегаем аксессуарами - ни одна строгая школьная инструкция не в силах их запретить.
- Сколько в среднем придется потратить на сборы ребенка в школу в этом году?
- Наша ключевая задача – предложить покупателям лучшие цены, конкурировать не только с гипермаркетами, которые тоже занимаются школьным ассортиментом, но и с фэшн-индустрией.
Поэтому принцип ценообразования у нас практически не меняется. Несмотря на инфляцию в стране, цены останутся на уровне прошлого года.
Минимальная стоимость "набора для школы" в сети магазинов "Детский мир" для мальчика составляет 4,9 тыс. рублей, для девочки – 4,4 тыс. рублей.
В "наборы" входят одежда и обувь для учебных занятий, канцелярские товары, дневник, тетради, рюкзак, мешок для сменной обуви.
- Есть ли товары, на которых родители могут сэкономить? Экономия вообще уместна в этом случае?
- В целом мы не рекомендуем экономить на товарах для детей, так как это может привести к дополнительным затратам в будущем или навредить детскому здоровью. Например, некачественная одежда или обувь, приобретенные в сомнительном месте, могут быстро прийти в негодность, и придется приобретать новые комплекты. Не стоит экономить на ранцах, так как качественный продукт прослужит несколько лет и не станет причиной развития сколиоза.
"Детский мир" придерживается политики доступных цен. Например, в этом году футболки для мальчиков и девочек предлагаются по специальной цене в 99 рублей. А сорочки для мальчиков или блузки для девочек – по 349 рублей.
Предпочесть более дешевые товары можно при выборе канцелярских товаров, тетрадей, ручек. Кстати, их стоимость по отношению к прошлому году уменьшилась благодаря нашей стратегии закупок. Самый популярный канцелярский набор из 35 предметов, куда входят, в том числе, и тетради, стоит 299 рублей. В нем есть практически все, что нужно школьнику 1 и 2 классов.
На несколько лет вперед можно приобрести рюкзак, пенал, канцелярские товары (линейки, циркули, дневники), спортивную форму, аксессуары: бабочку, галстук, банты, ободки, резинки для волос.
Наши акционные цены будут держаться весь сезон, который мы для себя определили с 15 июля по 4 сентября.
- С точки зрения экономии обычные магазины уступают интернет-площадкам?
- Интернет-площадки активно растут и забирают часть доли традиционных ритейлеров. В этом году мы выровняли цены в интернет-магазине и розничных супермаркетах, снизив их в рознице. В преддверии школьного сезона запустили специализированный интернет-ресурс "Школьная ярмарка". Там собраны все наши предложения к школе, сделана удобная навигация с набором всех необходимых для покупателя опций.
Кстати, товары из интернет-магазина также представлены и в розничных магазинах сети.
По сути, мы предлагаем покупателям весь набор необходимых сервисов. Можно заказать товар в интернете, а получить его в магазине. Или заказать на сайте то, чего нет в магазине, и это привезут в удобную для вас торговую точку нашей сети, где вы сможете осмотреть товар и, если он вам понравится, оплатить и забрать его. Есть и традиционная доставка на дом.
По просьбам наших покупателей в этом году мы увеличили число распродаж. Ближайшая акция под названием "Киберчетверг" пройдет 17 августа в интернет-магазине, там же можно оформить самовывоз заказа в розничном магазине. Во время акции можно будет приобрести и школьный ассортимент.
- В РФ недавно запустили эксперимент по внедрению электронных социальных сертификатов для покупки детских товаров. В этом эксперименте участвует и "Детский мир". Расскажите подробнее о нем, пожалуйста.
- Наша сеть может претендовать на звание ключевого партнера подобных социальных проектов, так как у нас минимальные розничные наценки на социально важные категории товаров, в том числе продукцию для новорожденных.
В марте 2016 года "Детский мир" стал первым партнером проекта в Москве и начал принимать к оплате сертификаты, которые выдаются малообеспеченным семьям. Этими сертификатами наши покупатели могут оплатить до 100% стоимости покупки. Кроме того, в сети "Детский мир" держатель социальной карты москвича может воспользоваться дополнительной скидкой 3% или оплатить покупки бонусными баллами программы лояльности розничной сети. Помимо столицы мы также являемся партнером похожего проекта правительства Санкт-Петербурга.
- Какие товары (игрушки, одежда, еда, гигиенические товары и пр.) выходят под торговой маркой "Детский мир"?
- В "Детском мире" достаточно много собственных товарных марок (СТМ), в большей степени это торговые марки одежды и обуви в различных ценовых категориях. Их доля в одежде и обуви составляет 70%. Мы активно развиваем собственное брендирование в гигиенических товарах и уже выпустили подгузники под нашим СТМ. Направлением развития СТМ для нас остаются такие категории, как игрушки, товары для спорта и отдыха.
Кроме того, "Детский мир" сотрудничает с брендами, которые занимаются созданием специальной линейки одежды для нашей компании. Например, у нас довольно крупный проект с Concept Club и их детским брендом Acoola, который разрабатывает для нас коллекцию марки Mishoo by Acoola. Эта коллекция уже эксклюзивно продается в магазинах нашей сети. Как видите, мы работаем не только с собственной товарной маркой, но и с коллегами, которые обладают большими компетенциями в модной индустрии.
- В 2017 году "Детский мир" планирует открыть не менее 70 магазинов. В каких регионах?
- В 2017 году мы анонсировали открытие не менее 70 магазинов, но по факту, я думаю, что их окажется больше. Насколько – увидим в конце года.
Стоит отметить, что наш консервативный прогноз на среднесрочную перспективу включает открытие не менее 250 новых магазинов.
Если в прошлом году мы ориентировались на открытие магазинов в Московском регионе и на юге страны, в частности, начали работу в Ингушетии, Чечне и Дагестане, то в этом году у нас достаточно равномерная программа органического развития практически по всем регионам присутствия. Это Московский, Северо-Западный регионы, Урал, Сибирь, южное направление.
Мы также продолжаем экспансию в Казахстане – там уже открыты 13 магазинов, а до конца года планируем открыть еще 7.
На Казахстан выбор пал из-за достаточно большой емкости рынка – около 16 млн населения, у казахских родителей в среднем трое-пятеро детей. В республике мы активно прирастаем и захватываем долю рынка. По итогам прошлого года Казахстан показал очень хорошие результаты по EBIDTA и чистой прибыли.
- Вы пока еще не охватили Дальний Восток. Когда планируете войти в этот регион?
- На Дальний Восток мы смотрим очень внимательно, изучаем экономику "дальних" супермаркетов. В прошлом году мы открыли два магазина в Чите, это самая восточная точка сети. Мы понимаем, что успех в этом регионе возможен только при развитии логистической инфраструктуры. Важным шагом в этом направлении может стать открытие нового распределительного центра на Урале в 2018 году.
- Как Вы думаете, в случае появления "Детского мира" на Дальнем Востоке, сможете ли вы в этом регионе соперничать (цена/качество) с детскими товарами из Китая?
- В этом регионе особенно актуальна тема "серого импорта", и при разных налоговых нагрузках конкурировать сложно. Если же компания примет решение об открытии магазинов на Дальнем Востоке, мы, безусловно, предложим нашим покупателям товары по конкурентным ценам, как это происходит сейчас во всех регионах присутствия.
- "Детский мир" планирует в этом году увеличить выручку до 100 млрд руб. Рост связан только с увеличением числа магазинов?
- В прошлом году мы открыли 100 магазинов сети "Детский мир", рост выручки связан с их раскруткой, ростом общего товарооборота компании.
Если брать сопоставимые продажи, то, несмотря на то, что рынок сегодня слаборастущий, наш показатель продаж Like4Like (оценка роста/падения выручки сети по сравнению с предыдущим периодом, исключая показатели вновь открытых (поглощенных) магазинов, с целью показать эффективный, а не экстенсивный рост) позитивный. По итогам 2016 года наша доля рынка составила 17%, в этом году мы продолжим его консолидацию. Наша среднесрочная цель – доля рынка на уровне 30%.
Важно отметить, что "Детский мир" остается крупнейшим налогоплательщиком в своей отрасли: за прошлый год мы выплатили более 4 млрд рублей налогов. Остаемся и крупнейшим работодателем – среднесписочная численность сотрудников на 31 декабря 2016 года превысила 11 тыс. человек.
- "Детский мир" также еще активно поддерживает детей с трудной судьбой…
- Все верно, наш собственный благотворительный фонд уже 13 лет проводит акцию "Участвуйте!", в которой может принять участие любой желающий. Для этого достаточно прийти в ближайший магазин сети "Детский мир" и оставить подарок для детей с трудной судьбой. Примерно раз в квартал собранные вещи и игрушки мы передаем официально, по акту приема-передачи, в детские дома, благотворительные фонды, приюты, многодетные семьи. Всего у нас около 600 благополучателей по всей стране.
Акция носит масштабный характер. Если за весь 2016 год мы передали благотворительную помощь на сумму 130 млн рублей, то за первое полугодие 2017 года стоимость переданных товаров превысила уже 160 млн рублей.
Еще в одном социальном проекте – "Софинансирование" - активно принимают участие сами сотрудники компании. Каждый может пожертвовать часть своей зарплаты в наш благотворительный фонд "Детский мир". Деньги направляются на платные операции больным детям. По итогам прошлого года удалось сделать операции 40 малышам.
Кроме того, благодаря нашему проекту – "Операция "Игрушки" - в десятках городов страны в детских больницах появились игровые комнаты, где дети, находящиеся на длительном лечении, могут хотя бы на время забыть о своих болячках и отвлечься от болезненных процедур. Всего за несколько лет мы открыли порядка 250 комнат. Проект очень востребован в регионах, и количество игровых комнат постоянно растет. Так на следующей неделе в Карелии в рамках благотворительного фестиваля "Солоны" откроются еще восемь игровых комнат.