Эксклюзив 25 апреля 2017 г. 09:54

Заместитель гендиректора ПАО "МОЭСК" по транспорту и учету электроэнергии С.Салтыков: "Снижая потери в электросетях, мы экономим средства, которые идут на развитие электросетевого комплекса столичного региона"

Заместитель гендиректора ПАО "МОЭСК" по транспорту и учету электроэнергии С.Салтыков: "Снижая потери в электросетях, мы экономим средства, которые идут на развитие электросетевого комплекса столичного региона"

В 2017 году снижение энергопотерь и борьба с хищением электричества признаны приоритетными направлениями работы ПАО "МОЭСК". И это не удивительно – ведь величина потерь электроэнергии при передаче напрямую влияет на финансовые результаты компании. О том, каких результатов в борьбе с потерями уже удалось достичь и о планах на будущее в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель генерального директора МОЭСК по транспорту и учету электрической энергии Сергей Салтыков.

- Сергей Владимирович, насколько снизились энергопотери МОЭСК в 2016 году по сравнению с 2015? Удовлетворены ли в компании этими результатами?

- Совет директоров компании в прошедшем году признал снижение потерь электроэнергии приоритетным направлением работы. Это вполне закономерно, потому что потери, которые возникают в сетях, оплачиваются из установленных тарифов и являются затратной частью компании. Снизив потери, мы экономим средства, которые можем направить на развитие, модернизацию приборов учета, реализацию программы по снижению потерь.

По итогам 2016 года уровень потерь в сетях МОЭСК составил 8,33% от отпуска в сеть. По сравнению с 2015 годом (потери – 8,55%) потери снижены на 200 млн кВтч. Несмотря на положительную динамику, останавливаться на достигнутых показателях мы не намерены. В текущем году начнем реализацию комплексной Программы мероприятий по снижению потерь в сетях ПАО "МОЭСК" на 2017-2021 гг. По итогам нынешнего года планируем достичь уровня потерь 7,7%. Для этого необходимо снизить потери электрической энергии на 711 млн кВтч по сравнению с 2016 годом, то есть почти в три раза улучшить прошлогодний результат. Это довольно амбициозная задача, которую мы поставили перед собой в этом году.

Комплексная Программа по снижению потерь на сегодняшний день охватывает все сферы деятельности компании. В ней будут собраны мероприятия, включая техническое перевооружение и реконструкцию сетей, их капитальный ремонт, сопутствующим эффектом от которых станет снижение технических потерь.

- Какие еще мероприятия в 2017 году вы планируете реализовать для снижения электропотерь?

- Не секрет, что самый высокий уровень потерь электроэнергии в распределительных сетях 0,4-20 кВ. Потери по сетям данного класса напряжения в среднем достигают 20%, а самая большая проблема – незаконное и неучтенное электропотребление. В Программе этот вопрос предлагается решать сразу по нескольким направлениям, совместными усилиями всех структурных подразделений МОЭСК, в том числе путем проведения внезапных рейдов. В нашей компании они проходят в рамках акции "Честный киловатт". К рейдам по выявлению неучтенного потребления, проверке работы приборов учета привлекаются не только работники специализированного филиала "Энергоучет", но и персонал электросетевых филиалов, службы безопасности, юридического блока и пресс-службы МОЭСК. Кроме того, для участия в рейдах приглашаются представители органов местного самоуправления, правоохранители и СМИ.

В 2017 году для борьбы с расхитителями электроэнергии предполагается создать мобильные группы, которые будут выявлять недобросовестных потребителей.

Контролировать потери помогут современные приборы учета с удаленным сбором данных, которыми планируется оснастить 61 тыс. точек учета.

Кроме того, в компании разработана и внедряется программа повышения квалификации персонала при работе с потерями электроэнергии, профильных специалистов обучают составлению актов о неучтенном потреблении. Введена персональная ответственность сотрудников за выполнение плановых значений потерь электроэнергии, а также дополнительное премирование за выявленные факты неучтенного электропотребления и снижение потерь ниже планового уровня.

- Проблема воровства электроэнергии актуальна уже много лет. Какова статистика по энерговорам в МОЭСК?

- Наиболее эффективный способ борьбы с энерговоровством – рейдовая работа. Как я уже и говорил, за выявление безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии у нас в компании отвечает филиал "Энергоучет". Для более эффективной работы на местах специалисты взаимодействуют с сетевыми филиалами, которые хорошо знают своих потребителей, а значит выявить энерговоров не составляет больших трудностей.

Рейдовые мероприятия действительно дают положительный эффект. Например, в 2016 году было составлено 720 актов бездоговорного потребления на 138 млн кВтч общей стоимостью почти 790 млн рублей. При этом с потребителей в прошлом году взыскано 672 млн рублей за ранее допущенное бездоговорное электропотребление. Количество актов по сравнению с 2015 годом осталось на том же уровне, а вот их стоимость увеличилась почти вдвое за счет выявления бездоговорного потребления крупных объектов.

По безучетному потреблению было составлено 2293 акта на общую величину почти 250 млн кВтч. Это значительный прорыв по сравнению с 2015 годом, мы нашли безучетного потребления примерно на 90 млн кВтч больше.

- А что грозит энерговору, когда его обнаружат?

- Наказание за энерговоровство предусмотрено постановлением правительства N 442 от 04.05.2012. Согласно документу, энерговору придется возместить не просто стоимость незаконного электропотребления, а весь объем, который он мог бы потребить. Математика здесь понятна – вор должен будет оплатить максимальный объем электрической энергии, который физически мог пройти через вводной кабель за период бездоговорного потребления. Показания приборов учета, даже если они есть, в случае энерговоровства к расчетам не применяются. Энергетики вынуждены выставлять акт на основании расчетов, прописанных в постановлении. По такой методике объем неучтенного потребления, а, следовательно, и его стоимость в разы превосходит объем фактического потребления электроэнергии за тот же период. В результате недобросовестному потребителю приходится оплачивать немалые суммы, которые могут стать серьезным финансовым бременем.

Один из последних примеров - Серпуховское текстильно-швейное объединение "Пролетарий" (в 2006 году имущество фабрики перешло к ООО "Китеж"). Из-за систематических долгов по оплате электрической энергии ПАО "Мосэнергосбыт" расторгло договор энергоснабжения с фабрикой. После этого предприятие в течение года потребляло электроэнергию без договора. В результате в адрес ООО "Китеж" был составлен акт почти на 220 млн рублей. Если бы руководство объединения вовремя перезаключило договор энергоснабжения, за потребленную электрическую энергию пришлось бы заплатить примерно 10 млн рублей. Стоимость энерговоровства в данном случае в 22 раза превосходит стоимость фактического потребления электроэнергии за тот же период. Но закон есть закон – в случае отсутствия договора энергоснабжения энергетики вынуждены выставлять счета за электропотребление согласно постановлению правительства.

- Какие способы обмана энергетиков самые распространенные?

- В 2016 году при проведении проверок узлов учета электрической энергии у потребителей мы нередко обнаруживали случаи несанкционированного вмешательства в работу приборов учета.

Наиболее распространенными оставались традиционные способы хищений: изменение схем подключения приборов учета, несанкционированное перепрограммирование счетчиков по зонам суток и по тарифному меню, внешнее воздействие на прибор учета постоянным магнитным полем, подключение токоприемников до узла учета электроэнергии, то есть, когда потребление идет, а счетчик его не фиксирует.

У персонала МОЭСК есть необходимые навыки, техническое оснащение и большой опыт выявления подобных хищений электроэнергии. А для того, чтобы их предотвратить, применяются превентивные меры – установка антимагнитных пломб на приборы учета потребителей. В прошедшем году было установлено почти 9 тыс. штук таких знаков визуального контроля.

Инструментальная проверка приборов учета сделает очевидными любые незаконные махинации с электросчетчиками. Поэтому остаться безнаказанным не получится. Находчивым потребителям выставляются немалые штрафы за безучетное потребление.

- Удавалось ли выявить необычные, "инновационные" схемы обмана?

- Нарушители продолжают находить все более новые и искусные способы хищений. В 2016 году нам встречались случаи непосредственного вмешательства в схему счетчика электрической энергии с подделкой заводских пломб, так называемые "заряженные" приборы учета, которые можно в нужный момент отключить. Такие "новшества" мы выявили на севере Московской области, приборы учеты были направлены заводу-производителю на экспертизу. В результате мы получили заключение, что прибор учета был вскрыт, и в него поместили дополнительное устройство, позволяющее воровать электроэнергию. Владелец счетчика был оштрафован на крупную сумму за безучетное потребление электроэнергии.

Подобные нарушения выявляются с помощью образцовых счетчиков, которыми оснащен персонал компании, а также при проведении дополнительных проверок приборов учета, замену которых инициировал потребитель.

- Другая важная для МОЭСК проблема - дебиторская задолженность за услуги по транспорту и учету электроэнергии. Как вы с ней боретесь?

- Главной причиной роста задолженности МОЭСК является платежная дисциплина наших контрагентов, которую соблюдают не все. Уровень дебиторской задолженности на начало 2016 года составил 13,4 млрд рублей, на конец года – 12,9 млрд рублей. В течение года нам удалось снизить задолженность на 500 млн рублей. Тем не менее, ситуация по ряду сбытовых компаний остается сложной.

Один из самых недисциплинированных по платежам контрагентов - АО "Оборонэнергосбыт" - прекратил свою деятельность в конце 2016 года и лишен статуса гарантирующего поставщика Минобороны РФ. Все его потребители были переданы с 1 января 2017 года на обслуживание другим гарантирующим поставщикам, находящимся на территории обслуживания.

"Оборонэнергосбыт" накопил долг в 922,7 млн рублей, который в ближайшее время будет проблематично взыскать, компания подала заявление о банкротстве. Для разрешения ситуации ведутся переговоры на различном уровне – с ПАО "Россети", Минобороны РФ.

Конечно, сегодня мы получаем исполнительные листы по данному контрагенту. Они будут предъявлены через службу судебных приставов, но, к сожалению, взыскать эти суммы будет непросто, так как деятельность гарантирующего поставщика прекращена, и денежных поступлений у компании нет.

- В конце 2015 года в России законодательно усилили ответственность компаний за просрочку платежей за энергоресурсы. Помогло ли это МОЭСК в работе с дебиторской задолженностью?

- Законодательно требования к дебиторам ужесточились, произошло повышение пени с 1/360 на 1/130 ставки рефинансирования. Фактически, должники обязаны платить за просрочку 30% годовых. Однако рост величины пени не повлиял на поведение должников.

Есть ряд контрагентов, у которых традиционные долги за месяц – два. К таким относятся МУП "Ивантеевские электросети", МУП "Объединение Истринские электросети". Им приходится оплачивать задолженность с большими процентами, что для них накладно. Поскольку долги надо как-то покрывать (а через тариф это сделать нельзя), они подают иски к своим дебиторам, среди которых в основном муниципальные предприятия – теплосеть, водоканал.

Мы регулярно инициируем заседания комиссии в Минэнерго Московской области, где анализируем платежную дисциплину контрагентов. На заседания вызывается руководство этих контрагентов-должников, рассматриваются графики погашения долгов. Если должник находится в ведении другого профильного министерства Московской области, представители этого ведомства также приглашаются на заседания.

- МОЭСК составляет ежегодный рейтинг платежной дисциплины гарантирующих поставщиков. Расскажите о нем подробнее.

- Рейтинг мы ведем уже два года. Он регулярно публикуется в СМИ и показывает лучших и худших. К рейтингу контрагенты относятся серьезно. Оказаться на его вершине и престижно, и почетно. Почти все сбытовые компании имеют в структуре управления администрации муниципальных образований, и высокое место в рейтинге – лишняя возможность для энергосбытов продемонстрировать свою хорошую работу.

Безусловный положительный лидер рейтинга - ООО "Русэнергосбыт". За более чем десятилетний период нашего сотрудничества эта компания ни разу не задержала платежи за услуги МОЭСК. Второе место уверенно держит МУП "Троицкая электросеть". Ну и почетное третье место по праву принадлежит АО "Королевская электросеть СК".

Есть и такие, как ПАО "Красногорскэнергосбыт" - наш должник, который постоянно находится на последнем месте рейтинга. Долг ПАО "КЭС" на конец 2016 года превышал 240 млн рублей, это более четырех месяцев просрочки платежей. А за последние два месяца текущего года долг стал увеличиваться и достиг почти 300 млн рублей. Страдают от этого сетевые компании, которые работают на территории Красногорска. Они не получают от сбыта платежи за свои услуги, что, в свою очередь, ставит под угрозу выполнение их ремонтных и инвестиционных программ.

Рейтинг мы обновляем регулярно и рассчитываем, что по итогам 2017 года хронических антилидеров станет на порядок меньше. По крайне мере, со своей стороны мы прилагаем для этого все усилия и всегда готовы пойти на встречу, если речь идет о надежности электроснабжения потребителей Московского региона.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще