Эксклюзив 12 мая 2015 г. 12:02

Главврач московской "скорой помощи" Н.Плавунов: "Время ожидания ответа при вызове "скорой" сократилось до 10 секунд"

Главврач московской "скорой помощи" Н.Плавунов: "Время ожидания ответа при вызове "скорой" сократилось до 10 секунд"
Фото пресс-службы департамента здравоохранения Москвы

Главный врач столичной Станции скорой и неотложной медпомощи имени А.С. Пучкова Николай Плавунов рассказал "Интерфаксу", какие изменения произошли в его учреждении за последние годы и о перспективах развития "скорой помощи" в Москве.

- Николай Филиппович, как сегодня строится система оказания скорой медицинской помощи в Москве?

- Всего на станции работает и выходит ежедневно на линию более 1 тыс. бригад скорой помощи. Бригады разделяются по профилям, всего работает 8 типов бригад. Есть общепрофильные выездные бригады. Кроме того, существуют бригады реанимационные (взрослая и детская реанимация), педиатрические, психиатрические, акушерско-гинекологические. Помимо этого, есть бригады экстренные-консультативные. Таких бригад у нас работает шесть – две кардиологические, две неврологические и две инфекционные. Они выезжают в те больницы, где нет специалистов данного профиля.

В столице помимо скорой медицинской помощи департаментом здравоохранения системно развивается неотложная помощь: при поликлиниках работает 191 бригада неотложной помощи – 89 детских и 102 бригады для оказания помощи взрослому населению.

На Станции помимо диспетчеров (как минимум фельдшеров по образованию), которые принимают и сортируют вызовы от населения, работает служба врачей-консультантов. Дистанционная медицинская консультация по телефону позволяет ответить на различные, связанные с состоянием здоровья, вопросы. Также туда перенаправляются все звонки, которые требуют особого внимания с целью уточнения повода для вызова бригады. И врач консультативной службы, общаясь с человеком, более точно определяет его состояние. Все врачи-консультанты – это тоже врачи скорой помощи, имеющие большой опыт работы – в основном именно на выездной бригаде. Это люди, которые погружены в профессию и привыкли быстро принимать решения. Сейчас в консультационной службе у нас работает 15 врачей – 4 педиатра и 11 врачей медпомощи, которые консультируют взрослых. Мы планируем поэтапно довести количество врачей службы до 17-20.

Помимо этого, у москвичей недавно появилась возможность получения консультативной помощи в едином диспетчерском центре службы неотложной медицинской помощи в административных округах столицы.

В центрах диспетчерами на приеме звонков работают опытные врачи, которые консультируют и по медицинским вопросам, и по организационным, и по справочным. При необходимости они могут записать позвонившего на плановую консультацию к лечащему врачу.

- Сколько человек принимают вызовы пациентов?

- В стандартном режиме у нас работает от 35 до 40 операторов. Если мы видим, что количество обращений растет, то открываем дополнительные рабочие места. Когда прогнозируем, что может быть рост вызовов - традиционно это понедельник и первые дни после длительных праздников, то заранее увеличиваем число работающих в оперативном центре, который принимает звонки от населения. При необходимости можем увеличивать число операторов до 53. Это минимизирует время ожидания ответа. Раньше этот срок составлял 45 секунд, сейчас мы подошли к ответу оператора в течение 10 секунд. Думаем, что в перспективе мы сможем еще уменьшить этот показатель – у нас внедрена новая система телефонной связи и есть для этого возможности.

В среднем ежедневно "скорая помощь" столицы принимает 12 тыс. вызовов. Это средний показатель. Примерно тридцать процентов пациентов госпитализируется.

- Каковы нормативы по прибытию "скорой" и как они соотносятся с реальной ситуацией?

- Понятно, что в мегаполисе подстанции скорой помощи не могут располагаться в одном месте, а находятся во всех округах Москвы. Если брать нормативы по времени, то подстанции скорой помощи должны быть размещены таким образом, чтобы доехать с места дислокации в любую точку своего района в течение 20 минут. Но этот норматив нас не устраивает и мы перешли на расчетное время.

Сегодня у нас функционирует информационная система, которая, во-первых, позволяет при получении вызова увидеть все свободные бригады, ближайшие к месту вызова. И если мы видим, что вызов поступает в экстренной форме, на него не обязательно будет направлена скорая с подстанции этого района. Поедет та бригада, которая находится ближе.

Во-вторых, система позволяет не только определить ближайший оптимальный маршрут к месту вызова, но и провести расчет времени прибытия. Мы на это расчетное время и ориентируемся. Его контролирует диспетчер, который работает с бригадой. По итогам первого квартала это время составляет около 13 минут. Это среднее время прибытия на вызов.

- Недавно было озвучено, что среднее время прибытия скорой при ДТП составляет чуть более 8 минут. За счет чего удается добиться такого показателя?

- ДТП - это экстренный повод, на него мы всегда приезжаем быстрее, чем по другим вызовам. Кроме того, для оказания медицинской помощи в случае ДТП мы организовали систему постов скорой медпомощи.

Пост скорой помощи – это бригада, которая работает на удалении от подстанции. Сегодня у нас в городе размещено 67 таких постов, включая новую территорию Москвы. Как правило, пост привязан к медицинскому учреждению или к посту ГИБДД. На МКАДе у нас расположено 10 постов – все они находятся рядом с ГИБДД и понятно, что у них получается ситуация быстрого реагирования, особенно если авария случилась на кольцевой. Также восемь таких постов находится в городе – мы их привязали к 3 транспортному кольцу и к ряду тех магистралей, где по статистике есть вероятность более частого возникновения ДТП – это развязка Волоколамского шоссе с Ленинградкой, развязка Каширки с Варшавкой и т.д. Конечно, если поступит какое-то обращение в связи с заболеванием – бригада с поста тоже может выехать на помощь. Но в принципе они "нацелены" на помощь при ДТП. Благодаря всем этим мерам достигается такое время приезда.

Очевидно, что невозможно так идеально поставить подстанции в городе, чтобы они были равноудалены от всех точек. Поэтому там, где есть риск не доехать с подстанции за 20 мин, – тоже создаем посты скорой помощи. Как правило, они размещаются на территории больниц или поликлиник. Бригада находится в нормальных условиях, но при этом мы выигрываем по времени еще 3-4 минуты за счет этого поста. И, конечно, система постов себя полностью оправдала при оказании помощи на новых территориях. Там находятся 10 постов скорой помощи – помимо трех базовых подстанций. И так мы закрываем всю эту большую территорию.

- Насколько часто пациенты отказываются от госпитализации?

- Таких пациентов у нас немало – за год отказывается от госпитализации более 200 тыс. человек. Люди нередко отказываются ехать в больницу, имея при этом абсолютные показания для госпитализации. В этой ситуации у нас выработана определенная тактика – если пациент отказывается от госпитализации, мы повторно через два часа к нему приезжаем, мониторим его состояние и предпринимаем меры, чтобы человек понял - ситуация опасная и ему надо ехать в больницу. Безусловно, отказ - это право пациента, но если ситуация экстренная, мы стараемся принять все меры убеждения. Более чем в 80 процентах случаев нам удается его переубедить. Если человек не согласен ложиться в больницу – вызываем для него неотложную помощь.

- Может ли пациент при госпитализации выбрать медучреждение?

- Да, такие пожелания возникают. Но в этом вопросе две составляющих, и людям мы их объясняем. Первое – место для госпитализации выбирается не бригадой скорой помощи, а диспетчером отдела госпитализации. Он видит свободные койки – и он это место выдает. Когда мы говорим о скорой помощи – речь идет об экстренной госпитализации. Поэтому здесь сохраняется приоритет ближайшей больницы. Когда речь идет о плановой госпитализации – это выбор пациента. При экстренной госпитализации все же принимаем решение мы. Мы выбираем из того, что ближе пациенту. Этот принцип соответствует всем нормам оказания скорой помощи – не только в РФ.

- Ранее вы заявляли о создании новой программы госпитализации, которая позволяет диспетчеру в автоматизированном режиме выбирать стационар в соответствии с профилем патологии пациента. Расскажите об этом подробнее.

- Сегодня благодаря совместной работе с департаментом здравоохранения Москвы все процессы организации скорой помощи полностью автоматизированы: от момента получения вызова до момента госпитализации. Все управляется в электронном виде, все есть в базе данных и обновляется в режиме онлайн.

Еще года три-четыре назад система госпитализации не имела обратной связи с больницами. Была информация в базе данных: о коечном фонде, о профиле и т.д., но ее использование без обратной связи было не очень эффективно. Чтобы повысить эффективность, мы совместно с больницами и департаментом информационных технологий Москвы установили в приемных отделениях стационаров программу, которая аналогична нашей – называется "АИС-госпитализация" – что позволяет больницам в режиме он-лайн видеть пациентов, которых мы им направляем.

Как только принимается решение об эвакуации пациента в больницу – его данные видит у себя диспетчер в приемном отделении. Видит, во сколько получен вызов (это позволяет прогнозировать время доставки пациента), тяжесть его состояния и предварительный диагноз. То есть, в руках медиков уже есть ориентир, который позволяет подготовиться к поступлению данного пациента. Второй момент – когда пациент доставляется в стационар и его берут на госпитализацию, мы опять же в автоматическом режиме получаем обратную информацию – и программа производит автоматическую корректировку коечного фонда в данной больнице.

Есть пациенты, которым требуется особый контроль. Потому что, скажем, эффективность лечения пациента с инфарктом миокарда зависит от того, насколько быстро привезем его в специализированное отделение, где ему могут быстро провести коронарографию, стентирование или ангиопластику. В этих отделениях мы поставили отдельную программу – и как только выдается пациенту место, тут же в кардиореанимации начинается подготовка к его приему, готовится операционная – чтобы, как только человека привезли, он сразу мог попасть к кардиохирургу.

За счет того, что мы имеем сегодня обратную связь, система работает совершенно по-другому. Если мы видим, что в ближайшей больнице коечный фонд по данному заболеванию уже загружен – пациента мы перенаправим в другую ближайшую больницу, где есть свободная койка данного профиля.

Мы проводим работу, чтобы большее число мест для госпитализации запрашивалось бригадами СМП в автоматизированном режиме. Уже сейчас по 25 видам заболевания бригада может без звонка в отдел госпитализации набрать две кнопки на своем мобильном комплекте – обращение приходит диспетчеру автоматически, и программа выдает данные. Звонить никуда не надо. Планируем список заболеваний постепенно расширять. В нынешнем варианте программа действует второй год.

- Налажена ли на станции обратная связь с пациентами?

- Варианты обращения на Станцию скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова самые различные: нам можно написать письмо, активно работает сайт (www.mos03.ru), где тоже можно оставить обращение и задать любой вопрос. Периодически на сайте размещаем анкету, с помощью которой оцениваем отношение людей к скорой помощи, их удовлетворенность/неудовлетворенность работой СМП. Кроме того, есть горячая линия, куда можно обратиться и оставить информацию или благодарность. Любое обращение подлежит подробному разбору.

Есть обращения негативного характера, но они единичные. Мы уделяем этому большое внимание. Если проводим разборы в случае недовольства пациентов действиями бригады – всегда приглашаем на этот разбор тех, кто обратился. Зачастую бывает, что человек к нам приходит, мы начинаем разговаривать, объяснять – и он понимает, что не совсем правильно оценил ситуацию. Но эти разборы приносят обоюдную пользу – и нам, и этому человеку.

- Как вам удается решать вопрос с непростой дорожной ситуацией в Москве?

- Сроки прибытия скорой по сравнению с показателем 5-летней давности нам удалось сократить на 7-8 минут. Во многом этого удалось достичь благодаря огромной работе правительства Москвы по повышению транспортной доступности в столице – это строительство выделенных полос на автомагистралях, перехватывающих парковок, развязок, новых станций метрополитена.

Хочу также напомнить, что в свое время была организована работа с нашими коллегами из ГИБДД по повышению доступности проезда СМП. Проводили рейды: бригада скорой помощи сопровождалась бригадой ГИБДД. И в соответствии с тем, как люди реагировали на скорую помощь, сотрудниками ГИБДД принимались меры реагирования к тем водителям, которые не уступали дорогу. Эта совместная работа способствовала тому, что к скорой помощи гораздо лучше стали относиться на дорогах и чаще пропускать. Сейчас того негатива, который был в начале 2000-х годов по отношению к скорой помощи, нет. Водители стали проявлять гораздо больше уважения и понимания.

- С зимы этого года к возможностям обычной "скорой помощи" добавилась санитарная авиация. Какие планы по развитию этого направления?

- Сейчас для нужд скорой помощи работает один вертолет, он базируется на площадке городской клинической больницы N15. Вертолет работает в составе московского авиационного центра, который находится в составе МЧС. Медицинская бригада - сотрудники скорой помощи.

В феврале этого года мы расширили перечень поводов, по которым вылетает вертолет. Раньше он вылетал в основном в случаях дорожно-транспортного травматизма. Сейчас мы вертолетом эвакуируем и больных инфарктом миокарда, с инсультом, судорожными синдромами, с желудочными кровотечениями. За неполных три месяца больше 60 пациентов было госпитализировано из новых территорий и из Зеленограда. За счет использования вертолета время прибытия в больницу сокращается более чем в два раза. Из отдаленных районов Москвы мы преимущественно эвакуируем пациентов в 64 или 7 больницу. Примерное время доставки оттуда на машине занимает 40-45 минут, вертолетом - 18 минут.

Это уже отработанная ситуация. Уже были и случаи эвакуации детей на вертолетах, и людей пожилого возраста – старше 90 лет.

В плане в этом году – подключить к оказанию медпомощи еще два вертолета.

- Есть ли у вас проблемы с кадрами?

- Считается престижным работать на Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова. Каждый год мы принимаем большое количество специалистов, поскольку в городе работает система подготовки кадров – фельдшеров скорой помощи готовят шесть колледжей департамента здравоохранения. Ежегодно на станцию приходят работать 300-350 молодых специалистов - с учетом врачей. А поскольку мы являемся учебной базой для прохождения практики для многих учебных учреждений, мы этих людей знаем с первого курса – они приходят к нам сначала на практику или стажировку, а потом на работу.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще