Москва / Эксклюзив 29 мая 2009 г. 12:17

Руководитель госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы Валерий Шатохин: Мораторий на проверки малого бизнеса не означает бесконтрольности

Руководитель госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы Валерий Шатохин: Мораторий на проверки малого бизнеса не означает бесконтрольности

Недавно был объявлен мораторий на проверки предприятий малого и среднего бизнеса. Как теперь обстоит дело с проверками, каким образом осуществляется государственный и муниципальный контроль над объектами недвижимости, рассказал в интервью "Интерфаксу" Валерий Шатохин.

Валерий Евгеньевич, расскажите об инспекции?

Инспекция появилась в 2006 году в результате объединения Государственной земельной инспекции и Государственной городской инспекции по контролю за использованием объектов нежилого фонда города Москвы. Сегодня у нас работает 347 человек. Хотелось бы отметить, что штат укомплектован на 100%, все сотрудники инспекции имеют высшее образование.

Скажите, что контролирует ваша инспекция?

Мы контролируем соблюдение порядка учета и использования только тех объектов нежилого фонда, которые находятся в собственности Москвы, в том числе и за пределами ее территории. Что касается земельных участков, то инспекция вправе проверять их вне зависимости от форм собственности. Также проверяем деятельность органов исполнительной власти Москвы и городских организаций, осуществляющих работу в режиме "одного окна".

Есть статистика по уже проведенным проверкам?

Да, в прошлом году проведено 30 тыс. проверок, в том числе более 16 тыс. проверок использования нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы и около 14 тыс. земельных участков.

А сколько нарушений?

Фактически при проведении каждой четвертой проверки выявлялось нарушение. За прошлый год выявлено 7,3 тыс. административных правонарушений.

Что это за нарушения?

Более 60% земельных правонарушений приходится на земельные участки, используемые без надлежаще оформленных правоустанавливающих документов. Основная часть нарушений в использовании нежилых помещений связана с их незаконной перепланировкой, это около 50%.

Недавно был объявлен мораторий на проверки предприятий малого и среднего бизнеса. Как теперь обстоит дело с проверками?

Хочу сразу заметить, что мораторий на проведение проверок не означает полного отсутствия контроля в сфере имущественно-земельных отношений. Указом мэра до конца 2009 года приостановлено проведение всех плановых проверок. В отношении внеплановых выездных проверок порядок проведения строго регламентирован, но в ряде случаев их проведение является необходимой мерой, например, в рамках мониторинга договоров аренды, при оформлении актов приемки-передачи, а также во исполнение определений судов в рамках исковой работы. Так что никто не запрещал выявлять нарушения и привлекать нарушителей к ответственности.

Здесь, на первый взгляд, есть противоречия - ведь чтобы выявить нарушение, надо сначала выйти на проверку. Но, во-первых, мы по-прежнему проводим проверки ГУПов, госучреждений, предприятий "немалого" бизнеса. И в ходе этих проверок встречаются очевидные факты нарушений со стороны предприятий "малого бизнеса".

Во-вторых, в инспекцию обращаются граждане и организации с информацией о нарушениях земельного законодательства, в использовании нежилых помещений, которые мы не можем оставить без внимания, в особенности, если подобные нарушения создают реальную угрозу для жизни граждан. Мы также проводим проверки по поручениям прокуратуры и по обращениям правоохранительных органов. Кроме того, с 1 мая 2009 года инспекция вправе проводить внеплановые проверки организаций всех форм собственности, в том числе относящихся к "малому бизнесу", получив согласие органов прокуратуры. И, наконец, мы проводили и проводим плановые контрольные мероприятия в городских организациях, осуществляющих свою деятельность в режиме "одного окна".

А граждане к вам могут обратиться?

Да, мы реагируем на обращения граждан. Ведь гражданина интересует сам факт нарушения, а не то, к какой категории субъектов бизнеса относится нарушитель - малой, средней или крупной. Мы обращаемся в Федеральную Регистрационную Службу, определяем, кто по запрашиваемому адресу зарегистрирован, и кто там находится по факту. После этого обращаемся в прокуратуру для получения разрешения на проверку.

Как долго выдает разрешение прокуратура?

За один день. Согласие на проверку дают не только в прокуратуре города, но и в окружных прокуратурах. Начальники отделов земельного контроля Госинспекции в округах сейчас прорабатывают порядок взаимодействия с окружными прокуратурами.

Вы занимаетесь контролем работы городских организаций по принципу "одного окна". Расскажите о том, как ведется работа в этом направлении?

Проверки охватывают все государственные структуры в Москве, осуществляющие работу в режиме "одного окна", а это 31 держатель и 617 служб "одного окна". В ходе проверок выясняются такие вопросы, как уровень организации работы держателей и служб "одного окна", своевременность и качество оформления документов, организация процесса согласований, соответствие процедуры оформления документов требованиям правовых актов. Результаты проверок выносятся на еженедельные совещания, а также на рабочие группы городской комиссии по внедрению режима "одного окна" органов исполнительной власти Москвы и городских организаций, во главе с руководителем аппарата мэра Москвы.

Основными, на данный момент, являются нарушения, влияющие на сроки подготовки документов и качество их оформления. В отношении нарушителей принимаются самые строгие дисциплинарные меры, вплоть до увольнения. Согласно 316 постановлению правительства Москвы, сейчас ведется активная деятельность по совершенствованию работы государственных структур в режиме "одного окна", в рамках которой реализуется инициатива внедрения и развития единых центров обслуживания населения и организаций.

Как сегодня обстоит дело с внедрением этих центров?

Сейчас комитетом государственных услуг города Москвы реализуется городская программа по созданию центров обслуживания населения и организаций, осуществляющих работу по принципу "одного окна", основной задачей которых является консолидация наиболее востребованных городских организаций на одной площадке, обеспечение качественного и быстрого оформления документов, создание дополнительных услуг для заявителей. Сегодня уже работают четыре таких центра, которые по достоинству оценены и востребованы заявителями. Для удобства граждан, обратившихся в центр, уже предоставляется дополнительный сервис в виде возможности оплачивать различные услуги, делать копии документов, не выходя из одного здания, а в ближайшей перспективе планируется привлечение нотариусов.

Центр на базе управы Рязанского района Юго-Восточного округа обслуживает в основном физических лиц. Ключевым направлением работы этого центра, является оформление документов для приватизации жилья, льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, а также документов технического учета (БТИ), инженерных служб и прочее.

Зеленоградский центр также ориентирован на оказание услуг для физических лиц. Оказывает населению схожий с центром в ЮВАО перечень услуг по оформлению документации, за исключением приватизации жилья. В центре широко применяются информационные технологии: предварительная запись, помимо традиционного телефонного звонка, осуществляется по интернету, что в значительной степени обеспечивает отсутствие очередей.

Центр на базе префектуры Юго-Западного округа ориентирован на обслуживание юридических лиц. Осуществляет работу по оформлению имущественно-земельных отношений, разрешительной документации на переустройство/реконструкцию объектов нежилого назначения, а также внесению организаций в реестр субъектов малого предпринимательства и прочее.

В Центральном округе внедрена технология использования "универсальных специалистов". Это сотрудники префектуры, которые прошили теоретическое и практическое обучение в ГУП "МосгорБТИ", департаменте земельных ресурсов, департаменте имущества, департаменте поддержки и развития малого предпринимательства, департаменте жилищной политики и жилищного фонда, инспекции по надзору за переустройством помещений в жилых домах. Все специалисты допущены к работе по приему заявлений и выдаче документов. И, в силу своей универсальности, каждый из них может оказать помощь в оформлении любого интересующего документа, который выдается в центре. Это позволяет тратить меньше времени на ожидание приема.

Какие планы на будущее? Сколько еще таких центров планируется запустить?

До 2011 года планируется открыть 133 центра, из них 123 в районах и 10 - в округах Москвы.

Есть ли трудности в этой работе?

К сожалению, на сегодняшний день далеко не все организации могут принять к исполнению документ в электронном виде, заверенный электронной подписью. Отсутствие единой законодательной базы, регулирующей использование электронного документооборота, является основным препятствием, и, в значительной степени, тормозит рабочие процессы.

С 1 мая вступил в силу новый федеральный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля. Что это значит для вас?

Да, действительно, с 1 мая инспекция в своей работе руководствуется положениями 294-ФЗ. Все проверки субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся по согласованию с прокуратурой. Но, в случаях причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде или возникновения угрозы причинения такого вреда - орган контроля вправе приступить к проведению проверки незамедлительно, с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятия. В отношении других субъектов предпринимательства согласование с прокуратурой не требуется.

Что касается плановых проверок, с 1 января 2010 года изменится порядок их проведения, который предполагает сдачу органами контроля до 1 ноября каждого года проекты ежегодных планов проведения проверок в органы прокуратуры. На основании этих планов Генпрокуратура РФ сформирует ежегодный сводный план проведения проверок, который будет размещен на ее официальном сайте в интернете.

В настоящий момент Госинспекция, совместно с департаментом имущества, департаментом земельных ресурсов и префектурами города Москвы готовит проект плана проведения проверок на 2010 год. Нам предстоит проделать большой объем работы, серьезность и значимость которой не вызывает сомнений.

Интервью подготовил Антон Мастренков