Москва / Эксклюзив 28 июня 2010 г. 15:20

Главный ветеринарный инспектор столицы А.Туник: "Ситуация с бешенством в Москве под контролем"

О ситуации с бешенством в столице, проблемах оказания ветеринарных услуг, о том каких животных держат москвичи у себя дома в интервью "Интерфаксу" рассказал председатель Комитета ветеринарии Москвы, главный государственный ветеринарный инспектор города Александр Туник.

Главный ветеринарный инспектор столицы А.Туник: "Ситуация с бешенством в Москве под контролем"

- Александр Николаевич, расскажите как сейчас складывается в столице ситуация с бешенством?

- В настоящее время ситуацию с бешенством в Москве можно оценить как благополучную в отличие от Московской области. Например, в 2008 году в Москве зафиксировано 4 случая бешенства животных. Причем все они завозные из других регионов. Вызванные ими очаги были оперативно ликвидированы и распространения не получили. В области в том же году выявлено 216 случаев бешенства в 33 районах. В 2009 году в Москве зафиксировано 3 случая (все у собак), а в Подмосковье 258 случаев в 30 районах. С начала текущего года в Подмосковье цифра заболеваний достигла 70 в 18 районах. Эта статистика говорит о том, что ситуация по бешенству в Москве прогнозируемая и контролируемая, а Московской области это далеко не так.

- От кого заражаются домашние животные бешенством?

- В основном заражаются от диких животных – лис, енотовидных собак, болеют и ежи. Одна из проблем последнего времени - большое распространение лис в области. Поскольку они не представляют промыслового интереса для охотников, их недостаточно отстреливают, в результате чего их очень много расплодилось в Подмосковье и соседних регионах.

Бешенство имеет природно-очаговый характер распространения, и бороться с ним сложно. Например, Англия, свободная сейчас от бешенства, на борьбу с болезнью потратила огромные средства и десятилетия. У них была целая государственная программа по борьбе и профилактике. В нашем же государстве, как не было государственной программы по ликвидации бешенства, так нет и сейчас. Я считаю, должна быть федеральная программа по ликвидации этой болезни с финансированием из федерального бюджета.

Сейчас федеральный бюджет выделяет средства на вакцину от бешенства, в том числе для дикой фауны. Эта пероральная вакцина закладывается в приманку. Но все равно охватить всю фауну, например, в Московской области очень сложно. Есть технологии раскладки вакцины в наиболее эпизоотически опасных районах с самолетов, вертолетов, и вручную, но средств на раскладку вакцины не хватает, а результат следует ожидать не ранее чем через 6-8 лет.

- Какие действия принимаются при выявлении бешенства у животного в Москве?

- Последний нашумевший случай был в Юго-Восточном округе в конце прошлого года. Тогда префект Владимир Зотов оперативно выпустил документ об объявлении карантина, что позволило нашим специалистам быстрее приступить к профилактическим мероприятиям, не допускающим дальнейшего распространения бешенства.

Карантин предусматривает определенные ограничения. Например, нельзя проводить мероприятия с участием животных на этой территории, открываются дополнительные прививочные пункты (в случае на юго-востоке их открыли 141), проводится дезинфекция, поквартирный обход жителей с вынужденной вакцинацией не привитых домашних животных, разъяснительная работа с населением. Также проводится отлов и размещение в приюты безнадзорных собак и кошек. Для животных из района с объявленным карантином мы не оформляем ветеринарные сопроводительные документ на участие в выставках в других местах. Следует отметить, что в случае в Юго-Восточном округе мы дополнительно привили почти 5 тыс. животных, в том числе несколько сотен бездомных собак.

- Где можно привить животных от бешенства?

- Круглогодично это можно сделать в 20 наших стационарах. Кроме того, в течение года мы организуем до тысячи сезонных прививочных пунктов. Также вакцинация проводится в приютах. За первые полгода в Москве уже было открыто почти 900 дополнительных пунктов.

- Когда следует первый раз прививать животных?

- Каждое животное - собачка, кошечка - должны прививаться. Первая вакцинация делается в возрасте животного 2,5-3 месяца, когда оно окрепло. Затем перед первым общением со свободной природой, перед тем как выпустить во двор, на улицу, а потом ежегодно. Есть вакцины, которые поддерживают иммунитет до двух-трех лет, но это дорогостоящие импортные препараты. Отечественные вакцины мы получаем за счет средств федерального бюджета, и прививка делается бесплатно. Если хозяин животного хочет сделать прививку ассоциированной вакциной в целях профилактики нескольких болезней, то за нее придется заплатить.

- Сколько людей обращается из-за укусов животными?

- В 2009 году было много обращений по укусам – более 25 тыс. человек. Из них 57% нанесено безнадзорными животными. При этом 85% граждан получили антирабическое лечение (профилактика заражения бешенством). Зарегистрировано 230 москвичей, укушенных животными, у которых впоследствии установлено бешенство, в том числе на территории города Москвы 72 человека. В прошлые годы число обращений доходило до 30 тыс. обращений. Это очень большое число.

- В Москве строят приюты для безнадзорных животных, а на улицах их меньше не становится…

- В городе работает программа гуманного обращения с животными, предусматривающая отлов, размещение в приютах, вакцинацию, стерилизацию. Программа принесла положительные результаты, безнадзорных собак на улицах стало меньше. Но "свято место пусто не бывает": отловили собак в одном месте, поместили в приют, а на территорию их обитания постепенно приходят новые. Москву и область практически нельзя разделить. МКАД давно не является препятствием для собак, да и Москва перешла за кольцевую магистраль.

В Московской области, как и по всей России до сих пор существует другой подход – отлов и эвтаназия, но и на это не выделяется достаточно денег. Система не работает, а отсюда и проблемы. Построили мы приюты, наладили отлов, а существующая кормовая база привлекает в Москву новых животных. Проблема безнадзорности животных и профилактики бешенства должна решаться одновременно в двух регионах, а дальше подключатся другие близлежащие субъекты, только тогда будет эффект. Мы предложили в письме на имя полпреда президента Георгия Полтавченко распространить опыт Москвы на соседние регионы.

Мы вкладываем средства, чем сдерживаем ситуацию, но пока не будет единого подхода в разных регионах, ситуация кардинально не изменится.

В Англии, например, очень строгое отношение к владению животными. Чтобы им владеть, надо заплатить. Там животных в первую очередь берут из приютов. Кроме того, в Англии контролируется деятельность клубов и заводчиков животных. Действие такой системы десятилетиями привело к тому, что там практически нет бездомных животных.

У них никто не посмеет выкинуть животное на улицу. А у нас пополнение популяции бездомных животных происходит за счет миграции животных из соседних регионов, неконтролируемого разведения и выбрасывания их на улицу.

За рубежом работа с животными основана на учете и регистрации, которые у нас так и не налажены, в первую очередь, из-за отсутствия соответствующего федерального закона. Москва лет семь пытается сделать свой закон о содержании животных, но у региона нет таких полномочий. В тоже время, мы ведем чипирование животных, в том числе и бездомных. Чип вводится подкожно и безвреден для животного. Сканируя его мы можем получить информацию откуда животное, вакцинировалось ли оно. Думаю, со временем, когда жители поймут преимущества чипирования, эта система будет отлажена как в странах ЕС.

- Сколько в Москве ветеринарных клиник?

- В Москве 20 подразделений государственной ветеринарной службы, проводящих иммунопрофилактику и лечение, при чем в каждом административном округе одно подразделение работает в круглосуточном режиме. И еще есть около 200 частных клиник. Я сторонник того, чтобы ветеринарных клиник было больше, и ветеринарные услуги были ближе, доступнее населению. В идеале в каждом районе нужна клиника, врачи которой будут знать твое животное и станут "семейными докторами".

- Можно ли по обращениям в клиники оценить количество домашних животных в Москве?

Ежегодно в клиниках вакцинируется 310-320 тыс. животных. А фактически их конечно больше, сколько именно, никто не скажет – нет учета. Скажешь миллион, два миллиона, но проверить никто пока не может.

- Держат ли москвичи у себя дома экзотических животных?

- Кого только ни держат! Москва такой регион, идет общение со всем внешним миром.

У нас и в негосударственных клиниках есть специалисты по работе с экзотическими животными. Если есть особые случаи заболевания животных, помощь могут оказать в зоопарке, где наработан большой лечебный опыт с экзотическими животными. А, если еще более уникальный случай, создаем консилиум и проводим углубленную диагностику.

Мы работаем со всеми экзотическими животными. А змеи, рептилии в Москве стали обычными домашними животными, не говоря об обезьянах и крокодилах – это норма. Другое дело, есть животные, занесенные в Красную книгу и те, которые запрещены к ввозу, их содержать у себя нельзя.

- Бывают случаи, когда хозяева не могут содержать своих питомцев и усыпляют их. Много ли таких обращений и в чем причина?

- Эвтаназия может проводиться в государственных и частных клиниках. В 2008 году госветслужбой проведена эвтаназия 5 тыс. животных, в 2009 - 5,5 тыс. Причина – неизлечимые болезни или нежелание ухаживать за старыми больными животными. А ведь животное нельзя подвергать мучениям и на улицу не выкинешь.

Вскрытие трупов животных при подозрении на особо опасные болезни проводится только специалистами госветслужбы, так как частные клиники не имеют для этого соответствующих условий и разрешений. Дальше труп животного утилизируется установленным порядком.

- Отсюда вопрос, как правильно захоранивать умершего питомца, куда обращаться хозяевам?

- Кладбище (колумбарий) для захоронения праха животных находится в Куркино. Захоронение трупов в землю в Москве запрещается. За нарушение этих правил даже существует штраф от 100 руб. до 10 тыс. рублей.

В случае смерти животного следует обратиться в городскую ветеринарную лабораторию для вскрытия и установления причин смерти, а дальше труп животного утилизируется. Кроме того, Центр ритуальных услуг для животных в Куркино оказывает услуги по кремации питомца и захоронению праха в колумбарии.

- Какие заболевания опасные и для животного, и для человека, встречаются в Москве?

- Помимо бешенства опасных заболеваний общих для животных и человека достаточно, точное их количество никто не может подсчитать.

Сибирская язва, туберкулез, бруцеллез, орнитоз, лептоспироз. Встречаются также самые разнообразные гельминтозы и грибковые заболевания.

Чаще всего в Москве встречается лептоспироз и орнитоз. Сибирская язва – это единичные случаи, и последний раз ее в Москве выявляли в 2005 году в завезенном в город мясе.

В этом году в Москве мы уже выявили 78 случаев лептоспироза у собак, два случая орнитоза и один случай туберкулеза у голубя.

Особо опасное заболевание, мониторинг которого мы ведем – трихинеллез. Личинка гельминта выявляется в мясе свиней, последний случай выявления трихинеллеза в столице был четыре года назад. Другое опасное заболевание - финноз – общее для человека и животного. Опасно тем, что человек не сразу понимает, что заражен, и непонятно чем болен, потом он "тает" на глазах, худеет. Последние 10 лет мы ведем статистику этого заболевания, выявляем, откуда поступило зараженное мясо. По финнозу идет снижение, но всё равно порядка 200 случаев в год выявляем.

- Вас послушать, мясо перестанешь есть.

- Мясо мы проверяем по утвержденным методикам. Мясо – хороший белковый продукт, и надо знать, где его покупать, то есть в местах санкционированной торговли. И не лишнее убедиться в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы.

- Куда лучше обращаться в государственные или частные ветеринарные клиники?

- Государственная служба оказывает ветеринарные услуги по полному перечню. Достаточно профессионально это делают и в частных клиниках. Но не обязательно в каждой из них иметь специализированное оборудование, например, офтальмологическое или стоматологическое – в городе его много не нужно. У нас на всю Россию функционирует один кабинет компьютерной томографии, которого одного для Москвы вполне достаточно.

Основная проблема в отсутствии лицензирования ветеринарных услуг, что привело к большому количеству шарлатанов в ветеринарии. От этого страдают добросовестные врачи и частные клиники, а нам приходится исправлять положение. А, например, в Австралии существует практика создания общественной организации ассоциации ветеринарных врачей, которая сама следит за чистотой профессиональных рядов.

У нас есть гильдия практикующих ветеринарных врачей, есть общественный совет при Комитете ветеринарии. Я предложил врачам прийти к тому, чтобы у нас само ветеринарное сообщество выдавало лицензии на право заниматься ветеринарной деятельностью. Не государство, а общественная организация. Если врач допустил промах, то может лишиться лицензии. Здесь нужно понимание самого профессионального сообщества, чтобы не допустить шарлатанов на рынок ветеринарных услуг. Пока же в каждой газете объявление об оказании ветеринарных услуг неизвестно кем, а государственной службе приходится заниматься конфликтными ситуациями из-за некачественного их оказания. По каждому обращению неквалифицированного оказания помощи госветинспекцией проводится внеплановая проверка клиник. Плановые проверки мы можем проводить не чаще одного раза в три года.

Кроме того, уже много лет в Москве заключаются соглашения с практикующими врачами и негосударственными клиниками на право проведения иммунопрофилактики против бешенства и других особо опасных болезней. Таких соглашений подписано уже более 180.

Также хотелось бы отметить, что в заявительном порядке наша служба проводит регистрацию частных практикующих врачей. В Москве сейчас их зарегистрировано около сотни. Они получают свидетельство. При этом, за все время регистрации еще не было ни одного случая отзыва свидетельства.

- Сейчас лето, питомцев вывозят за город, что можете порекомендовать их хозяевам?

- Самое главное, призываю ежегодно всех животных вакцинировать, особенно перед выездом за город.

Мы предложили Московской области в уставы дачных товариществ внести норму, позволяющую вывозить на участки только вакцинированных животных.

Кроме того, мы предложили проводить выездную вакцинацию животных на дачах в тех местах, где сконцентрированы садовые и дачные товарищества. Мы выделяем своих специалистов, а область предоставляет вакцину. Если животное по документам вывезено из Москвы, вакцину предоставляем мы, если животное из области, вакцину предоставляет Подмосковная служба.

Мы подошли к этому вплотную и, думаю, уже этим летом начнем такую практику. Попробуем в 2010 году сделать это хотя бы в нескольких районах.

Подготовил Юрий Кологорцев