Эксклюзив 2 апреля 2010 г. 13:41

Первый замглавы департамента жилищной политики Н.Федосеев: "Понятие коммунальной квартиры в Москве не исчезнет никогда"

Первый замглавы департамента жилищной политики Н.Федосеев: "Понятие коммунальной квартиры в Москве не исчезнет никогда"

О том, как получить помощь в улучшении жилищных условий, когда будут расселены московские коммуналки, и об особенностях жилищных программ в кризис рассказал "Интерфаксу" первый заместитель руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы Николай Федосеев.

Николай Викторович, насколько пришлось изменить жилищные программы из-за сокращения бюджета?

Прошлый год был кризисным, что сказалось на экономике Москвы в целом и, в частности, на деятельности департамента. Нам не удалось полностью выдержать объемы предоставляемых жилых площадей, которые запланировали еще в докризисном 2008 году, но ни одна из городских жилищных программ не была прекращена. Прежде всего, сократилось число квартир, направляемых на реализацию городских жилищных программ, в том числе по программам обеспечения жильем очередников и переселения.

Так, мы планировали по программе переселения обеспечить новым жильем около 20 тыс. семей, проживающих в ветхих домах - "хрущевках" сносимых серий. Удалось выполнить лишь половину от этого числа. По программе обеспечения жильем очередников мы фактически мы вышли на плановые цифры - 14-15 тыс. семей, но нам пришлось сократить бесплатное предоставление жилья по договорам социального найма и договорам безвозмездного пользования. При этом увеличилось число предоставленных квартир очередникам по возмездным формам улучшения жилищных условий.

До 2009 года в Москве ежегодно обеспечивалось новым жильем 15 тыс. семей очередников, в том числе бесплатным - около 7-7,5 тыс. семей. В прошлом году на бесплатной форме мы предоставили жилье только 4,5 тыс. семьям, а все остальное пошло на возмездной форме. Во время дефицита бюджета такие формы предоставления жилья позволяют вернуть в бюджет Москвы расходы, затраченные на строительство жилья. Сейчас это вынужденная мера, и с увеличением доходов городского бюджета мы постараемся вернуть уровень программ на докризисный уровень.

Но, несмотря на кризис, в 2009 году удалось начать новую программу бездотационных домов, квартиры в которых предоставляются очередникам по договорам не социального найма, то есть эти квартиры приватизировать нельзя. Это некий аналог дореволюционных доходных домов.

Много ли таких домов в Москве и насколько они популярны у очередников?

В прошлом году включены в программу 6 таких домов: 4 в Южном Бутове, один в Люблино на улице Верхние поля, и один в Южном округе на улице Мусы Джалиля. Сегодня в этих домах живет более 1300 семей, свободных квартир не осталось. В этих домах плата за наем гораздо ниже рыночной и для большинства наших очередников доступна. С другой стороны такая плата позволяет городу не тратить дополнительные средства на содержание дома и не выделять на него дотаций.

На сегодня плата за наем в доходных домах составляет 35 рублей 40 копеек за один квадратный метр плюс коммунальные услуги. Таким образом при стандартной двухкомнатной квартире семья платит около 2 тыс. рубелей в месяц за наем, а также некоторую сумму за коммунальные услуги - порядка 2,5-3 тыс. рублей, в зависимости от того, сколько воды и электричества они израсходовали.

После переселения в такой дом очередник снимается с очереди?

Есть два варианта предоставления квартир в бездотационных домах: со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условиях и без снятия. Если человек снимается с учета, то получает право получить квартиру несколько большую, чем предусмотрено нормативами вплоть до предоставления по комнате на человека. Например, семья из трех человек может получить трехкомнатную квартиру 75-80 кв. метров. В случае снятия с учета также появляется возможность постоянной регистрации в этих квартирах.

А те, кто все же ожидают подхода очереди и не снимаются с учета, ограничены предоставлением квартир по 18 кв. метров на человека и зарегистрироваться там не могут. Их регистрация остается на прежнем месте жительства, для таких москвичей жилье в доходных домах становится временным до подхода очереди.

Получилось так, что примерно 55% жителей бездотационных домов снимаются с учета, остальные нет.

Расскажите о программе предоставления жилья ветеранам.

Мы в прошлом году активно обеспечивали жильем участников Великой Отечественной войны, хотя эта задача для нас не новая. Мы никогда с советских времен не прекращали обеспечение жильем инвалидов и участников ВОВ, полностью закрывали эту проблему в 1995, 2000, 2005 годах.

По состоянию на 29 марта в Москве осталось 14 семей ветеранов войны, не обеспеченных жильем, и всех ветеранов войны, вставших на учет нуждающимися в улучшении жилищных условий до 2005 года мы обеспечим квартирами до майских праздников.

Хотелось бы отметить, что речь идет о тех участниках войны, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Здесь, к сожалению, есть непонимание со стороны отдельных граждан, участников войны и их семей. Они смотрят телевизионные сюжеты, в которых дается отрывочная информация, и считают, что все ветераны, независимо от того, встали ли они на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий или нет, получат квартиры. К нам приходят и говорят: мы участники войны, дайте нам квартиру, поставьте нас на учет. Но по закону для всех действуют одни и те же нормативы постановки на учет: менее 10 кв. метров площади жилого помещения на человека, последние пять лет неухудшение жилищных условий и 10 лет проживания в Москве. При этом критерий малоимущности для постановки на жилищный учет к участникам ВОВ не применяется. При этом неважно, встал ли ветеран в очередь до марта 2005 года или после.

Если же приходит к нам бабушка, состоящая на жилищном учете, и приносит удостоверение, что является вдовой умершего участника ВОВ, мы ей естественно присваиваем категорию, что она вдова участника войны и обеспечиваем жильем. Но есть люди, которые имеют по 15, 16, 20 и более метров жилой площади на человека, и требуют от нас новую квартиру. Мы им терпеливо объясняем, что они по нормативам обеспечены и по закону новое жилье не положено.

Очень часто за счет неправильной информированности они считают, что их региональные чиновники зажимают.

При этом, так как обеспечение участников войны идет за счет средств федерального бюджета, передаваемых Москве, то мы не можем идти на нарушения. Даже если сочувствуем ветерану, у которого 14 кв. метров жилья на человека, что выше норматива, мы не можем предоставить новое жилье. Это федеральные деньги, и целевое использование федеральных бюджетных средств - одна из приоритетных задач.

Финансирование идет?

Деньги идут, проблем нет. Мы направляем заявку в правительство РФ со списком участников войны, которые реализовали свое право на улучшение жилищных условий, в соответствии с которой получаем деньги на приобретение квартир ветеранам.

За 2008-2009 годы мы обеспечили чуть более тысячи семей участников, инвалидов войны и их вдов. На 29 марта осталось 14 семей. Это все равно плавающая цифра за счет того, что приходят новые люди, предоставляющие документ о том, что имеют право на льготу.

Число семей-очередников пять лет назад в Москве было под 200 тыс. семей, сколько их сейчас?

На сегодня в очереди состоит 134 тыс. 388 семей (год назад - 150 тыс. семей), в которых 436,7 тыс. человек. Наиболее крупной очередь была в 1992 году, когда в ней находилось 218 тыс. семей, потом она пошла на спад, а после изменения Мосгордумой правил постановки на учет, позволившим многим встать в очередь, число семей-очередников опять пошло вверх. Снижение "длины" очереди пошло с 2004 года, когда в ней стояло почти 200 тыс. семей, и сейчас очередь на уровне 1982 года.

Тридцать лет назад и Москва была поменьше…

В 1982 году город уже был не такой маленькой. Советская перепись населения показывала, что в Москве проживает 8,5 млн человек, данные последней переписи - 10,5 млн, но и это устаревшая цифра. К тому же в 80-х Москва была закрытым городом, и режим прописки был "драконовским". Просто так, как сейчас, нельзя было приехать в Москву, снять комнату в коммунальной квартире или купить несколько метров жилья, чтобы зарегистрироваться в Москве.

С принятием нового Жилищного кодекса квартиру от города может получить только малоимущный москвич…

С 2005 года мало что изменилось в праве постановки на учет за исключением введения критерия малоимущности для тех, кто хочет получить квартиру бесплатно по договору социального найма. Нас иногда обвиняют, что очередь нуждающихся сокращается за счет введения критерия малоимущности, из-за которого граждане не могут встать в очередь. Но после принятия Жилищного кодекса мы разделили очередь на две. Одна состоит из тех, кто предоставил справку о малоимущности. А вторая состоит из нуждающихся в помощи города в приобретении жилья, в которую встают те же москвичи, имеющие менее 10 кв. метров на человека, 5 лет не ухудшали жилищные условия и 10 лет проживают в Москве. Они не могут получить квартиру по социальному найму, но могут участвовать в возмездных программах - социальной ипотеке, покупке в рассрочку, безвозмездные субсидии или получить у города жилье в бездотационном доме.

Много семей встали в очередь в прошлом году?

В 2009 году в очередь на социальный наем встали 2048 семей, в которых 7716 человек. В 2010 году в очередь уже встало 239 семей - 852 человека. Нуждающимися в содействии города в приобретении жилья в прошлом году признано 1512 семей (6903 человека), в этом году - 135 семей (611 человек).

А за 1998 год, когда ввели новые правила постановки на учет, в очередь встали более 16 тыс. семей, в 2004 году перед изменением Жилищного кодекса - 12,5 тыс.

Пик экономического кризиса, вероятно, уже миновал, будет ли снижена процентная ставка по социальной ипотеке?

В прошлом году мы уже снизили процентную ставку по социальному ипотечному кредиту. В связи с кризисом в конце 2008 года мы были вынуждены поднять ставку до 11,7%, а с 1 декабря 2009 опустили на докризисные 10,5%. А реальных рыночных ставок меньше 14% я не видел, хотя сейчас банки немножко стали их снижать.

Одна из наших городских жилищных программ - социальная ипотека, позволяющая очередникам покупать жилье у города не по рыночной цене, а близкой к себестоимости строительства. Причем сумма зависит от количества лет, проведенных в очереди, и может снижаться вплоть до 10 тыс. рублей за кв. метр, если человек достаточно давно стал очередником.

Какие квартиры считаются коммунальными и сколько их в Москве?

В Москве коммунальных квартир около 88 тыс. Всего в коммунальных квартирах проживает около 182 тыс. семей, из них очередниками являются 47 тыс.

Коммунальной квартира считается, если у комнат в ней либо несколько собственников, либо несколько нанимателей по разным договорам социального найма. Есть, конечно, люди, которые считают разные поколения семьи, проживающие в одной квартире, разными семьями, а квартиру коммунальной. Мы естественно их не считаем жителями коммунальных квартир.

А, если, например, развелись супруги и поделили квартиру?

Развод еще не повод считать квартиру коммунальной. А вот если один из супругов продал свою часть в квартире третьему лицу, то такая квартира становится коммунальной.

Получается, что из 3,9 млн московских квартир 2,3% являются коммунальными. Наибольшая доля коммуналок в Центральном и Южном округах - 4,1% и 3,2% соответственно, наименьшее - в Зеленограде (0,6%). Это обычные дома, когда-то квартиры заселялись покомнатно. В свое время много коммунальных квартир появилось в рабочих районах, где бывшие общежития, которые ордеровались, становились обычными домами. Потом эти комнаты приватизировались, продавались.

Будет ли реализована программа расселения коммуналок, и когда их в Москве не останется вовсе?

Понятие коммунальных квартир в городе, вероятно, не исчезнет никогда, потому что всегда найдутся желающие продать и купить комнату, долю в квартире.

Что касается коммунальных квартир, в которых есть городская собственность (люди в них живут по договорам социального найма), мы планируем их расселить.

Были попытки создать программу расселения коммуналок раньше, но она не обеспечивалась финансово. Поэтому программа расселения коммунальных квартир реализовывалась лишь через программы предоставления жилья очередникам и переселения из ветхого жилья. В этих случаях мы всегда предоставляем отдельные квартиры за исключением случаев, когда граждане специально создавали коммунальную квартиру, чтобы получить больше квартир.

Мы планируем, что все коммуналки, в которых хотя бы одна комната принадлежит городу, расселить к 2020 году. Раньше планировали это сделать гораздо быстрее, но кризис сроки подкорректировал. Те квартиры, в которых все комнаты находятся в собственности граждан, мы расселять не будем за исключением квартир, где есть очередники.

Если же заняться расселением всех коммуналок, это расселение станет бесконечным, так как любой собственник имеет право продать одну комнату или долю в праве собственности на квартиру и вселить туда посторонних людей. В этом случае начнутся злоупотребления, когда собственники будут продавать комнаты, чтобы получить от города другое жилье. За счет налогоплательщиков удовлетворять шкурные интересы отдельных граждан мы не будем.

Расскажите о программе предоставления квартир детям-сиротам.

Ежегодно мы обеспечиваем жильем 100% выпускников детских сиротских учреждений отдельными квартирами по договору безвозмездного пользования. В 2009 году предоставили более 600 квартир. Выходит много телевизионных сюжетов о том, что сирот в регионах "черные" риэлторы обманывают и выкидывают либо на улицу, либо в лучшем случае в бараке дают одну комнату. К сожалению, некоторые выпускники не понимают, что такое квартира, сколько она стоит, цену деньгам и не понимают людского коварства. Их обманывают, вынуждая продать квартиру за смешные деньги. Были случаи, когда квартиру меняли на магнитофон, либо на ржавые "Жигули". Это происходит из-за того, что по Жилищному кодексу сироты обеспечиваются жильем по договору социального найма. А этот договор сейчас предусматривает право приватизации, чем пользуются криминальные элементы, убеждающие наивного ребенка приватизировать квартиру, продать и обменять ее.

Чтобы этого избежать в Москве с выпускником заключается договор безвозмездного пользования, не предусматривающий приватизации, сроком на пять лет. Ребенок это время не может квартиру приватизировать, продать поменять или подарить. Через пять лет, когда он повзрослеет, с ним заключается договор социального найма. Это привело к тому, что сейчас в городе нет случаев, когда сирот в жилищном вопросе обманывают.

Сложный вопрос многих семей, приватизировать жилье или нет?

А нужна эта приватизация? Мы постоянно убеждаем москвичей подумать над этим. Вы готовы сами платить за капитальный ремонт мест общего пользования, замену лифтов, латание крыш? Вы готовы к потенциальной угрозе со стороны криминальных элементов, что вас увезут в деревушку, и будут держать в подвале, требуя подписать договор?

Еще один вопрос - налог на собственность. Сейчас налог рассчитывается по инвентаризационной цене БТИ. В скором времени налог будет рассчитываться исходя из рыночной стоимости. Даже если налог составит доли процентов от цены квартиры при том, что самая дешевая квартира стоит в Москве несколько миллионов рублей, в год придется платить не 200 рублей налога, как сейчас, а несколько тысяч рублей.

Важный момент для собственников квартир - их страхование. Риск гибели, утраты жилья в результате пожара, взрыва лежит на собственнике. Если сгорела ваша собственная квартира, государство давать новое жилье не обязано. Ведь если человек купил машину, разогнал ее и врезал в столб, он не идет в префектуру, требуя новый автомобиль. Квартира точно такое же имущество.

А вы в какой квартире живете?

В наследство от бабушки досталась двухкомнатная квартира. Эту квартиру я поменял на лучшую с большей площадью с доплатой. А чтобы выплатить эту доплату, взял ипотечный кредит на 14 лет, чего не скрываю. Причем свою квартиру застраховал.

Интервью подготовил Юрий Кологорцев

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще