Точка зрения 27 октября 2017 г. 09:59

Перевалочный пункт

Перевалочный пункт
Фото официального сайта Камчатского края

Interfax-Russia.ru - Морской терминал по перегрузке сжиженного природного края построят на Камчатке.

Правительство Камчатского края и ПАО "НОВАТЭК" заключили соглашение о сотрудничестве по созданию в регионе морского терминала по перегрузке сжиженного природного газа (СПГ). Подписи под документом поставили губернатор края Владимир Илюхин и председатель правления компании Леонид Михельсон.

"Стороны берут на себя обязательства создать организационные и экономические условия для строительства на восточном побережье края перевалочного терминала по перегрузке СПГ с арктических судов-газовозов на обычные суда-газовозы", - сообщили в пресс-службе правительства Камчатки.

Реализация проекта, как полагают в правлении "НОВАТЭК", позволит компании оптимизировать затраты по транспортировке газа, производимого в российской части Арктики (на полуостровах Ямал и Гыдан), в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Предполагается, что мощность терминала составит до 20 млн тонн в год, а будет он работать более 40 лет.

"Строительство терминала позволит оптимизировать транспортную логистику при доставке СПГ из Арктики потребителям в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, стимулировать использование трасс Северного морского пути, а в дальнейшем – создать на базе перевалочного терминала новый независимый центр формирования цены СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе", - пояснил Михельсон.

Также от создания морского терминала по перегрузке сжиженного природного газа выигрывает и Камчатский край, ведь проект будет не только способствовать развитию транспортной инфраструктуры, а также торгово-экономических и научно-технических связей региона, но и создаст необходимые условий для газификации полуострова за счет использования отпарного газа перевалочного терминала на местных объектах энергетики и коммунального хозяйства.

"Для Камчатки это стратегический проект. Я очень рад, что крупная федеральная компания приходит к нам на полуостров. Мы надеемся, что при реализации этого проекта мы решим целый комплекс задач. Во-первых, это новые рабочие места и большой объем налоговых поступлений в бюджет края. Во-вторых, реализация проекта предполагает поставки дополнительных объемов голубого топлива в газотранспортную систему полуострова, что в свою очередь позволит обеспечить потребность новых энергетических и коммунальных объектов края, а также коммерческих потребителей - резидентов площадки ТОР "Камчатка", промышленные, строительные и сельскохозяйственные объекты края", - сказал Владимир Илюхин.

Кроме того, по словам губернатора, Камчатка, также как и "НОВАТЭК", заинтересована в дальнейшем развитии Северного морского пути.

"Для края – это новые возможности в логистике и главное – в развитии портовой деятельности. Речь идет о развитии базы по обслуживанию флота - созданию условий для бункеровки, снабжения и ремонта судов", - пояснил Владимир Илюхин.

Вместе с тем, по словам губернатора, возможность подключения газопроводов морского перевалочного терминала к газотранспортной системе региона (для поставок отпарного газа), безусловно, создаст благоприятные условия и для бизнеса. Так, по итогам 2016 года объем потребления газа в крае составил 390 млн кубометров.

"Наши газовые месторождения достигли предельного потребления. У нас в крае действует программа газификации, которая предполагает перевод на газ энергетических и коммунальных объектов ряда районов. Мы перевели камчатские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 на газ, газифицировали крупнейшую котельную в Петропавловске-Камчатском, построили несколько новых котельных в Елизовском районе. Но для бизнеса газа не хватает, и мы приветствуем приход "НОВАТЭК" на Камчатку, поскольку это позволит обеспечить потребности частного сектора экономики", - сказал Владимир Илюхин.

По информации пресс-службы правительства края, делегация специалистов "НОВАТЭК" в начале августа уже провела обследование и техническую оценку площадок под предполагаемое строительство терминала в бухтах Вилючинская, Русская, Бечевинская и Моржовая. Между тем, в настоящее время наибольший интерес "НОВАТЭК" проявляет к бухте Моховая в Петропавловске-Камчатском.

"Первая группа с потенциальными инжиниринговыми компаниями уже посмотрела (площадки – ИФ), мы очень довольны, как нас там приняли, как нас там хотят видеть. Мы постараемся в наиболее короткие сроки принять решение по предварительному финансированию проектных работ. Будем максимально ускорять реализацию инвестиционного проекта", - сообщил глава компании.

По словам Михельсона, морской терминал будет построен на Камчатке не позднее 2022-2023 годов. Пока же в правительстве края решается вопрос об использовании мер государственной поддержки при реализации проекта. В их числе – режимы ТОР и Свободного порта Владивосток (СПВ). Предполагаемый объем инвестиций в проект (строительство терминала) Михельсон назвать затруднился.

"Не такие громадные (инвестиции - ИФ), это все-таки не СПГ, а перевалочные (мощности - ИФ). Наверно, месяцев через 4-6 месяцев сумеем примерно сказать (объем инвестиций - ИФ). Ведем изучение", - сказал он.

Глава "НОВАТЭКа" не исключил, что какой-то объем СПГ будет торговаться на Камчатке на условиях FOB (free-on-board, международный торговый термин Инкотермс, использующийся для обозначения условий поставки груза и определения стороны, на которую возлагаются расходы по транспортировке и/или определения точки передачи ответственности за груз от продавца к покупателю).

По словам Михельсона, "НОВАТЭК" сейчас ищет партнеров для совместного строительства терминала по перегрузке СПГ на Камчатке. Ими могут выступить потребители СПГ, например, японская JERA или корейская Kogas.

"Хранилище планируем строить не на земле, а по такому же принципу, как "Арктик СПГ 2" (на гравитационных платформах - ИФ), и у нас есть возможность очередности. Посмотрим, какими очередями можно идти, максимально приблизим первую очередь. И объемы с "Ямал СПГ" у нас есть, чтобы сразу решать вопросы газификации, в которой мы обязательно будем участвовать", - пояснил он.

По словам Михельсона, сейчас по Северному морскому пути можно перевозить СПГ 7-8 месяцев в году, в будущем этот срок может увеличится до 12 месяцев.

ПАО "НОВАТЭК" - один из крупнейших независимых производителей природного газа в России. Компания занимается разведкой, добычей, переработкой и реализацией газа и жидких углеводородов. Месторождения и лицензионные участки компании расположены в Ямало-Ненецком автономном округе, крупнейшем в мире регионе по добыче природного газа, на долю которого приходится около 80% добычи газа в России.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще