Точка зрения 10 февраля 2016 г. 10:57

Пропали в шторм

Interfax-Russia.ru – Две иностранных шхуны пропали во время шторма в Охотском море. Пока спасатели обнаружили лишь их аварийные буи, пустой спасательный плот и несколько гидрокостюмов.

Две иностранных шхуны с российским экипажем (предположительно, "Норт" под флагом Сьерра-Леоне и "Вирт" под флагом Того) пропали рано утром 7 февраля в южной части Охотского моря. Как уточнили агентству "Интерфакс - Дальний Восток" в Морском спасательном координационном подцентре (МСКЦ) города Петропавловск-Камчатский Минтранса России, сигнал бедствия поступил спасателям с двух аварийных радиобуев, которые в дальнейшем были обнаружены в районе поиска вместе с несколькими гидрокостюмами и фрагментами деталей судовых палуб. Сами шхуны, как отметили моряки, сигнал SOS не подавали.

"Поиски судов начались 7 февраля - сразу же после получения сигнала бедствия. В этот день в зоне предполагаемого места происшествия как раз и были обнаружены 2 радиобуя разной маркировки, а также несколько гидрокостюмов, однако каких-то следов кораблекрушения спасатели не нашли", - сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе Дальневосточного регионального центра (ДВРЦ) МЧС России.

По данным ведомства, с 7 по 9 февраля спасатели обследовали более 10 тыс. кв. км акватории. В основном, осмотр проводился с воздуха, поскольку вести поисково-спасательные работы в море все эти дни не позволяла погода. Тем не менее, до того, как разыгрался шторм, судно "Василий Полещук" успело обследовать 144 кв. км. Но, к сожалению, и тот, и другой вид поиска оказались безрезультатными.

10 февраля погода в районе предполагаемого кораблекрушения улучшилась, что позволило задействовать в поисковой операции спасательное судно "Сибирский". Также осмотр акватории продолжил и самолет Ан-74 Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России.

На этот раз, как отметили спасатели, поиски оказались куда более успешными: в ходе осмотра акватории участники операции сначала обнаружили третий аварийный радиобуй и радиолокационный ответчик (первый из которых, судя по маркировке, принадлежал шхуне "Adex", а второй - "Норт"), а затем и спасательный плот с одного из судов. Людей ни на нем, ни рядом с ним не оказалось.

"В данный момент на месте поисковые работы продолжает только спасательное судно "Сибирский". По прогнозу Росгидромета в район надвигается циклон, что препятствует дальнейшей работе авиации", - отметили в ДВРЦ МЧС России.

Действия членов поисково-спасательной операции координирует Морской спасательный координационный подцентр города Петропавловск-Камчатский.

"Вся информация – пока предварительная. Что эта на самом деле за суда, и чем они занимались, мы пока точно не знаем. Также не знаем, сколько человек было у них на борту. Эти данные есть только у судовладельцев, но они с нами почему-то до сих пор не связались, и сами мы их найти пока не можем", - сообщил Interfax-Russia.ru представитель МСКЦ.

Еще одной странностью всей этой истории, как отмечают спасатели, стало полное безразличие к судьбе пропавших моряков со стороны их собственных родственников, никто из которых до сих пор так и не позвонил в МЧС, чтобы поинтересоваться ходом поисковой операции.

"Обычно в подобных ситуациях телефоны ведомства не смолкают от звонков обеспокоенных родственников, но на этот раз все иначе", - сообщили агентству "Интерфакс - Дальний Восток" в ГУ МЧС России по Камчатскому краю.

Впрочем, по мнению президента Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петра Осичанского, в таком поведении судовладельцев и родственников, напротив, нет ничего удивительного.

"Я думаю, эти суда занимались браконьерской ловлей краба, да еще и под удобным флагом, да еще и в наших водах. Охотское море же сейчас считается исключительно нашей территорией, туда иностранцам нельзя заходить. Понятно, что в таком случае судовладелец никак не станет себя обозначать, потому что тогда ему придется отвечать уже в уголовном порядке. А что касается родственников, так многие из них часто даже не знают, где работают их отцы, мужья или сыновья, потому что последние, когда идут на браконьерство, не особо об этом распространяются. Кроме того, такие суда очень часто меняют и названия, и флаг, поэтому многие могут просто даже не знать, как называется корабль, на котором работает член их семьи", - сказал он Interfax-Russia.ru.

Также Осичанский рассказал, что иностранная шхуна под названием "Норт" уже как-то попадалась пограничникам за браконьерским промыслом.

"Если это то же самое судно, которое просто сменило флаг, то, значит, я прав или мои слова как минимум близки к истине. Если нет – тогда нужно будет ждать, пока не отзовется судовладелец. Но я думаю, родственники отзовутся раньше. Были уже подобные ситуации. Думаю, еще пара дней и процесс пойдет", - сказал он.

Также эксперт назвал и возможную причину кораблекрушения.

"Такие суда возят краба живьем (мертвый он обесценивается), и чтобы он не погиб, пока шхуна доберется до заказчика - Кореи или Японии, его помещают в трюм с водой. Соответственно, чем больше краба, тем больше нужно воды. А это уже, конечно, представляет опасность для моряков. Под такой нагрузкой судно как бы немного садится: вроде бы, да, повышается его остойчивость, но на самом деле такой груз добавляет кораблю устремление при качке во время шторма. Судно просто переворачивается и уходит на дно. У нас в регионе немало судов с крабом погибло именно по этой причине", - сообщил Осичанский.

Специалист отмел версию о том, что шхуны могли захватить пираты.

"Это исключено. Во-первых, в Охотском море часто штормовая погода, во-вторых, кого там ловить? Богатые транспортные суда там не ходят, иностранцев туда не пускают, наши моряки пиратскими делами не занимаются. Пограничники такие вещи, конечно, отслеживают. Тем более, нашли же уже гидрокостюмы, буи, вроде бы еще один спасательный круг – это, я считаю, и есть следы кораблекрушения", - отметил президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов.

Отметим, что в настоящее время по факту исчезновения одного из судов – рыболовецкой шхуны "Adex" - Дальневосточное следственное управление на транспорте СКР уже возбудило уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

Также свою проверку по факту исчезновения двух иностранных судов в южной части Охотского моря уже начала Камчатская транспортная прокуратура.

"Пока предстоит выяснить - затонули ли шхуны, не исключены разные варианты случившегося", - сообщил представитель ведомства.

По его словам, в ходе проверки будет также дана оценка своевременности начала организации спасательной операции.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще