Interfax-Russia.ru – Уходящий 2014 год на Дальнем Востоке не обошелся без сложностей, но также дал начало важным проектам, среди которых газопровод "Сила Сибири" и территории опережающего развития.
Опережающие проекты
Важные события происходили в 2014 году и в политической жизни Дальнего Востока. Самыми значимыми из них, безусловно, стали выборы губернаторов Приморья и Якутии. Победу в обоих случаях одержали действующие врио глав регионов. В частности, в Приморском крае наибольшее число голосов набрал "единоросс" Владимир Миклушевский, в Якутии – его однопартиец Егор Борисов.
Также представители "Единой России" победили на выборах мэров нескольких региональных столиц. В частности, главой Благовещенска был избран Александр Козлов, Анадырь возглавил Илья Давыденко, а южносахалинским градоначальником стал Сергей Надсадин.
Что касается экономики, то в уходящем году на Дальнем Востоке стартовал ряд важных инвестиционных проектов. Так, например, в Приамурье началось строительство новой ветки Байкало-Амурской магистрали, чьей модернизации вся страна ждала уже не один десяток лет, а в Еврейской автономной области – железнодорожного моста в Китай через реку Амур.
"Когда мост будет построен, все железные дороги Китая и России будут соединены, проблемы с перевозкой и расстоянием будут одновременно разрешены. Тунцзянский китайско-российский мост сократит расстояние перевозок через провинцию Хэйлунцзян до Хабаровска, Москвы на 500 км, уменьшит время перевозки на 7 часов. Расходы на перевозку тонны груза с вводом объекта уменьшатся на $6 (около 37,5 юаней), что приведет к ежегодной экономии в 300 млн юаней ", - уточнила "Интерфаксу" председатель Ассоциации прикладной экономики провинции Хэйлунцзян Чжан Чуньцзяо.
Также в 2014 году Россия продолжила реализацию проектов, направленных на развитие газовой отрасли. Прежде всего, речь идет о строительстве крупнейшего магистрального трубопровода "Сила Сибири", который, как уверяют в правительстве, поможет наладить доставку углеводородов во все восточные регионы страны.
"После того, как мы создадим сеть газопроводов здесь, на Дальнем Востоке, Сибири, у нас будет возможность соединить европейскую часть газопроводной системы с восточной. И это, с точки зрения экспортных возможностей, с точки зрения расширения географии газификации собственной страны, даст большие преимущества осуществлять перетоки в зависимости от ситуации на мировых рынках - либо на запад побольше, поэффективнее, либо на восток", - пояснил президент РФ Владимир Путин.
Также власти страны намерен развивать Дальний Восток с помощью создания так называемых территорий социально-экономического опережающего развития (ТОР).
"На этих территориях предусмотрен особый правовой режим, а также методы государственного и муниципального контроля, благодаря которому для резидентов ТОР будут действовать налоговые, таможенные и административные льготы", - пояснили в свою очередь в Минвостокразвития.
Как сообщал глава ведомства Александр Галушка, всего на Дальнем Востоке планируется создать 14 таких территорий. На эти цели правительство намерено выделить 42 млрд рублей.
Кроме того, в уходящем году одобрение властей получил и проект по созданию во Владивостоке особой экономической зоны (ОЭЗ), ориентированной на производство автомобилей и их комплектующи
Согласно оценкам экспертов, запуск данной ОЭЗ позволит создать в регионе почти 3,5 тыс. рабочих мест. За 10 лет ее существования государственная казна за счет налогов сможет пополниться на 30 млрд рублей, при этом затраты всех бюджетов составят 5,3 млрд рублей.
Особую экономическую зону сохранили и в Магаданской области до 2025 года.
Кроме того, развитию регионов, по мнению чиновников, может помочь и перенос на Дальний Восток ряда министерств и крупных госкомпаний, работающих в соответствующем направлении.
"Мы не говорим о переезде центрального аппарата, а говорим об изменении акцентов в работе компаний. Говорим о том, что если уж они собираются развивать мощности на Дальнем Востоке, то неплохо бы, чтобы там были налоги, чтобы там было какое-то количество людей, чтобы они не в командировки мотались, а постоянно там находились", - уточнил полпред президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев.
Важным стратегическим решением для развития экономики региона стало и распоряжение премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, подтверждающее международный статус российских морских портов. Всего в списке значится более 50 объектов, 20 из которых находится на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО). Как ожидается, теперь пограничные и таможенные процедуры для прибывающих иностранных судов будут гораздо проще.
Кроме того, в 2014 году правительство РФ утвердило новую 10-летнюю программу развития Курильских островов. По информации властей, ее реализация обеспечит динамичное социально-экономическое развитие указанной территории, рост уровня жизни и как следствие покупательной способности местного населения, позволит модернизировать транспортную и социальную инфраструктуру региона и создать условия для развития перерабатывающей промышленности.
Точка в деле
В уходящем году удалось поставить точку в деле так называемых "приморских партизан", за ходом которого следила практически вся страна. Подсудимых признали виновными в совершении целого ряда тяжких преступлений, в том числе убийствах, разбоях, незаконном обороте оружия, а также посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительных органов.
Трое участников банды получили пожизненные сроки, остальные - до 25 лет колонии особого и строгого режима. Кроме того, суд частично удовлетворил многомиллионные иски к преступникам со стороны потерпевших. Общая сумма денежной компенсации, которую должны выплатить злоумышленники, составила более 9,8 млн рублей.
Кроме того, широкий общественный резонанс получил инцидент, произошедший прошлой зимой в храме Воскресения Христова в Южно-Сахалинске. 9 февраля в церковь ворвался вооруженный мужчина. По словам очевидцев, выкрикивая оскорбления в адрес верующих, он добежал до алтаря, несколько раз выстрелил по иконам, а затем направил оружие на людей. В итоге от рук злоумышленника пострадали 9 человек. Для двоих из них ранения оказались смертельны. В настоящее время расследование уголовного дела в отношении стрелка, которым оказался 24-летний местный житель, уже завершено.
Еще один скандальный случай с последующим возбуждением уголовного дела произошел в 2014 году на корабле "Маршал Шапошников". На этот раз пострадавшим оказался матрос Михаил Басов, которого жестоко избили его же сослуживцы. Как выяснилось позднее, причиной конфликта была личная неприязнь, зародившаяся между ребятами еще во время военной подготовки в одном подразделении.
Непокорная стихия
В 2014 году жителям Дальнего Востока пришлось столкнуться с самыми разными природными явлениями. Так, к примеру, в июле на регион обрушился мощный тайфун "Неогури". Сильные дожди, местами с грозами, прошли в Хабаровском крае, Еврейской автономной области, Приамурье и на Камчатке. В регионах отмечались небольшие нарушения в работе транспорта и объектов энергоснабжения, однако каких-либо серьезных ЧП тайфун не вызвал.
Также немало осадков в середине лета выпало в Приморье и Магаданской области. Водой подтопило более 50 жилых домов, дождевые потоки снесли электрические опоры, размыли автодороги и тротуары. В одном только Владивостоке ущерб от паводка оценили в 200 млн рублей.
В середине августа мощный ливневый циклон накрыл и Сахалинскую область. Как пояснили тогда синоптики, на регион обрушился тропический тайфун "Халонг", пришедший на Дальний Восток из Японии. В Южно-Сахалинске циклон, сопровождавшийся сильным, порывистым ветром, повредил кровли десятков домов, оборвал у них линии электропередач и поломал около 1 тыс. деревьев.
ЧС не обошлось без человеческих жертв: тайфун унес жизнь 22-летней девушки, попытавшейся голыми руками убрать со своего автомобиля оборванный ураганом электропровод. Кроме того, различные травмы из-за разгула стихии получили еще 10 жителей города. Хуже всех пришлось автовладельцу, которому прямо во время движения на машину упало поломанное ураганом дерево. Мужчину срочно госпитализировали. Остальные пострадавшие получили легкие травмы в виде порезов из-за летящих палок, а также обломков шифера, стекла с поврежденных крыш и окон домов.
Также циклоны не оставляли Дальний Восток в покое и с наступлением холодов. Так, например, в ноябре снежная буря бушевала на территории сразу пяти регионов ДФО. Сложнее всего пришлось Хабаровскому краю, где циклон вызвал серьезные затруднения в движении транспорта как на муниципальных, так и на федеральных дорогах. Кроме того, сложности из-за непогоды возникали и на трассах Амурской области. В снежном плену здесь оказались десятки автомобилей.
Кроме того, в уходящем году на Дальнем Востоке продолжили извергаться вулканы. В частности, столбы пепла с разной периодичностью выбрасывали камчатские исполины Шивелуч, Карымский, Жупановский и Безымянный. Также повышенная активность в 2014 году была отмечена и на вулкане Синарка, расположенном на необитаемом острове Шиашкотан (Северные Курилы).
"Учитывая значительный временной интервал после последнего сильного извержения (около 140 лет назад) и высокую температуру газов фумарольных выходов, вполне возможно ожидать сильное извержение в ближайшее время", - отметили в пресс-службе Института морской геологии и геофизики (ИМГиГ) ДВО РАН.
От моря до неба
В 2014 году на Дальнем Востоке продолжали тонуть люди и корабли. Череда морских трагедий началась с 10 сахалинских пограничников, утонувших при задержании браконьерского судна.
Затем в Японском море перевернулся камбоджийский лесовоз "Полайн". В момент крушения на борту судна находилось 10 моряков. Девятерым из них удалось перебраться на спасательные плоты, после чего их подобрали проходившие мимо корабли. К сожалению, через некоторое время один из спасенных моряков скончался. Также погиб старший помощник капитана. Его тело участники поисково-спасательной операции обнаружили в море 5 сентября.
Самая большая морская катастрофа в российских водах произошла с южнокорейским рыболовным траулером "Орионг-501". При выборке трала в контур судна случайно попала забортная вода, в течение получаса она заполнила весь контур, а затем "утащила" изрядно потяжелевшую шхуну на дно Охотского моря.
В момент крушения на борту траулера находилось 60 человек – в основном, граждане Южной Кореи, несколько рыбобработчиков из Индонезии и Филиппин, а также инспектор-наблюдатель Рыбнадзора. Восьмерых человек (в том числе нашего соотечественника) в тот же день эвакуировали на борт двух российских судов "Каролина-77" и "Залив Забияка". Позднее один из них (гражданин Южной Кореи) скончался от переохлаждения. Остальным 52 морякам, к сожалению, спастись не удалось.
Не обошелся 2014 год и без авиакатастроф на Дальнем Востоке. Впрочем, их было не так уж и много.
Первое ЧП произошло на границе Еврейской автономной области (ЕАО) и Хабаровского края. 3 июня здесь разбился частный легкомоторный самолет "Аэропракт А22 L2", выполнявший рейс по маршруту Калинка-Волочаевка-2-Биробиджан. В момент крушения на борту воздушного судна находилось два человека: владелец и его пассажир. Выжить в авиакатастрофе им не удалось.
В том же месяце в Хабаровском крае потерпел крушение и вертолет Ми-8 "Авиалесохраны". В момент крушения на борту воздушного судна находилось 15 человек: три члена экипажа, летчик-наблюдатель и 11 десантников, летевших тушить крупный лесной пожар. К счастью, на этот раз ЧП обошлось без жертв. Незначительные травмы (ушибы и ссадины) получили 5 человек. Всех их быстро обследовали в местной районной больнице и отправили по домам. Остальные пассажиры и члены экипажа вертолета отделались лишь легким испугом.
А 23 июля в Карагинском районе Камчатского края разбился частный легкомоторный вертолет Robinson R44. Как уточнили в региональном управлении МЧС РФ, воздушное судно, принадлежавшее одному из местных рыбодобывающих заводов, рухнуло на ставной невод в акватории Берингово моря в 20 метрах от берега. В авиакатастрофе погибли крупный дальневосточный бизнесмен и сын владельца нескольких местных рыбных заводов.
Отметился уходящий год и несколькими серьезными железнодорожными авариями. Так в феврале на перегоне Находка – станция Кузнецово Дальневосточной железной дороги (ДВЖД) с рельсов сошли сразу 12 грузовых вагонов. Авария вызвала нарушение энергоснабжения и повредила габарит нечетного пути. Также ЧП повлияло на работу пригородных поездов.
За день до этого железнодорожная авария произошла на перегоне Жанна – Малоковали в Забайкальском крае, где с рельсов сошли пять вагонов с алюминием. В результате происшествия был нарушен габарит соседнего пути. Кроме того, в тот же день сход с рельсов колесной пары локомотива грузового поезда с порожними вагонами произошел еще на одном участке Забайкальской железной дороги – перегоне Мадалан - Тахтамыгда Свободненского района в Амурской области. К счастью, происшествие обошлось без пострадавших.
Кроме того, крупная железнодорожная авария в уходящем году произошла и на одном из железнодорожных переездов Сахалина. 10 июня здесь столкнулись грузовой поезд и рейсовый автобус. В салоне маршрутки, следовавшей из Поронайска в Южно-Сахалинск, находилось 27 пассажиров. Четверо из них погибли на месте, еще один человек скончался в машине "Скорой помощи". Различные травмы получили еще 14 пассажиров, 13 из них (шесть мужчин и семь женщин) были госпитализированы.
Несколько месяцев спустя в области случилось и другое серьезное железнодорожное происшествие. На этот раз в центре событий оказался пассажирский пригородный поезд, сошедший с путей в районе села Красноярское. В результате аварии погиб 30-летний дорожный мастер Холмской дистанции пути Денис Эпштейн. Также различные травмы получили еще 20 пассажиров поезда, медики госпитализировали 11 из них.
От первого лица
Каким стал 2014 год для Дальневосточного федерального округа (ДФО), рассказали Interfax-Russia.ru губернаторы входящих в него регионов.
По его словам главы Якутии Егора Борисова, для республики уходящий год сложился удачно.
"Темпы роста валового регионального продукта, промышленного производства, инвестиций в основной капитал, прибыли предприятий у нас выше, чем в среднем по стране. Развитие обеспечивается намеченным высоким инвестиционным потоком, который превысит планку в 208 млрд. рублей, ростом за год более 2,3%. Доля инвестиций в ВРП будет соответствовать намеченному уровню и составит 33%", - сообщил глава Якутии.
Он добавил, что развитие экономики региона положительно отразилось и на уровне жизни местного населения. В частности, по его словам, по итогам 2014 года доходы якутян, с учетом инфляции, возросли на 0,5%, в результате чего показатель среднемесячной заработной платы в республике достиг 50 тыс. 870 рублей.
"Соответственно доходам выросли и потребительские расходы. Оборот розничной торговли за 2014 год составил 156,5 млрд. рублей, 102,8% к уровню 2013 года. О повышении качества жизни свидетельствует также рост объема приобретаемых товаров и услуг из так называемой зоны комфорта. Существенно больше мы стали тратить на услуги культуры, оздоровление, туризм", - добавил Борисов.
Еще один ключевым свидетельством повышения качества жизни в регионе, по словам главы республики, является стабильное улучшение демографической ситуации в Якутии. По его данным, только в этом году естественный прирост населения достиг 7 тыс. 832 человек.
Позитивную оценку уходящему году дал и губернатор Приморского края Владимир Миклушевский.
"2014 год для Приморского края сложился позитивно. Уровень валового регионального продукта сохранился на прежних позициях. По предварительным данным, индекс промышленного производства вырос на 1,5 %. Рост показывают обрабатывающее производство (2 %), сельское и лесное хозяйство (4,1 %), транспортная отрасль (4,2 %). Существенно вырос также объем розничной торговли (7,4 %)", - сообщил глава региона.
Кроме того, по его словам в уходящем году правительству края удалось выполнить все свои обязательства в социальной сфере.
"На территории края сегодня уже несколько лет действуют 53 формы социальной поддержки для слабозащищенных слоев населения, и в этом году они также все были выполнены. В соответствии утвержденными показателями повышается заработная плата работникам бюджетной сферы. Так, средняя зарплата учителей на данный момент составляет 33 тыс. 223 рубля, работников культуры – 24 тыс. 16 рублей, врачей – 54 тыс. 156 рублей", - добавил губернатор.
Кроме того, по его словам, в 2014 году Приморский край успешно продолжал работать над улучшением своего инвестиционного климата. В крае был внедрен региональный инвестиционный стандарт, разработанный Агентством стратегических инициатив.
"Наша активная деятельность дает хорошие результаты – объем капитальных инвестиций за три квартала 2014 года превысил прошлогодний показатель соответствующего периода почти на 9 % и составил 74,4 млрд рублей. Наибольшее количество инвестиций в основной капитал направлено в сферу транспорта и связи (28,3%), в обрабатывающие производства (20%), в производство и распределение электроэнергии, газа и воды (14,5%)", - отметил Миклушевский.
Хороших показателей, по его словам, удалось достичь в 2014 году и в сфере сельского хозяйства.
"В Приморье собран очень хороший урожай зерновых. Общий сбор по всем видам культур превысил прошлогодние показатели от 10 до 30%. Мы уже вышли на самообеспечение картофелем, а урожай сои составил 270 тысяч тонн - это более чем в два раза выше лучших показателей советских времен", - отметил глава региона.
По мнению главы Камчатского края Владимира Илюхина, уходящий год для региона выдался хоть и продуктивным, но отнюдь не простым.
"Этот год для Камчатки стал непростым с точки зрения развития экономики. Общий спад темпов роста сказался и на нашем субъекте, однако именно в этом году некоторые отрасли получили новое развитие. В этом году мы добились существенных успехов и в развитии горной промышленности. Нам удалось заметно нарастить объемы производства драгоценных металлов, углеводородов, существенно вырос объем инвестиций в разработку месторождений и строительство обогатительных комбинатов", - сообщил губернатор.
Также, по его словам, серьезные подвижки произошли в плане развития транспортной инфраструктуры региона.
"Мы возобновили морское пассажирское сообщение вдоль побережья Камчатки, начали активно развивать северную авиацию, соединили отдаленные районы с краевым центром новыми дорогами и мостовыми переходами, начали развивать транспортную сеть в городах", - рассказал Илюхин.
Кроме того, определенных успехов, как отметил глава Камчатки, удалось добиться и в социальной сфере.
"Особенно они заметны на севере края. С этого года мы впервые реализуем государственную программу развития Корякского округа. В северных селах строятся физкультурные комплексы, объекты культуры, здравоохранения", - сообщил глава Камчатского края.
Также успешным уходящий год назвал и губернатор Магаданской области Владимир Печеный.
"Мы рассчитываем на дальнейшее поступательное развитие экономики региона. Тот факт, что Наталкинский ГОК не будет запущен в ближайшее время, не должен нас обескураживать. Освоение Яно-Колымской провинции все равно будет продолжаться и первым уже скоро начнет работу предприятие на месторождении "Павлик", - сообщил губернатор.
Он отметил, что в январе-ноябре 2014 года рост промышленного производства в регионе составил 8,2%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Губернатор призвал глав районов к спокойной системной работе по развитию своих муниципальных образований в интересах людей, а областные власти, в свою очередь, продолжат выполнять все взятые на себя социальные обязательства.
"Сейчас мы занимаемся формированием точек роста экономики Магаданской области. Ставится задача, чтобы такая точка роста была сформирована в каждом муниципальном районе. В целом, наш курс на опережающее развитие экономики Магаданской области остается неизменным", - добавил Печеный.
Главной задачей, стоявшей в 2014 году перед Амурской областью, по словам ее губернатора Олега Кожемяко, стала ликвидация последствий крупномасштабного наводнения.
"Были мобилизованы все ресурсы, и 1 октября мы выполнили все намеченые планы: предоставили гражданам жилье, возможность получить все необходимые денежные средства и выплаты. Восстановили социальную инфраструктуру наших сёл, поставили новые хоккейные коробки, детские площадки, в 18 домах культуры провели капремонты. Людям, кому это требовалось, передали скот, птицу, постарались каким-то образом минимизировать в том числе и моральные последствия наводнения. Поскольку наибольший удар пришелся по сельскому хозяйству, стояла задача восстановить плодородие почвы, былые пашни. И в этом году мы не только восстановили прежние объемы, но и пошли дальше: собрали миллион тон сои, 500 тысяч зерновых", - сообщил он Interfax-Russia.ru.
Кроме того, в уходящем году в области продолжилась реализация и текущих социальных проектов – к примеру, работы по расселению граждан из аварийного жилья.
"Более 60 тысяч кв. метров сдадим жилья. Это достаточно большое количество и по площади, и по объемам", - отметил Олег Кожемяко.
Также итоги уходящего года подвел и губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин.
"В этом году мы фиксируем рост объемов валового регионального продукта и промышленного производства на островах - более чем на 2% к уровню 2013 года. Отдельно отмечу, что иностранный бизнес продолжает активно работать на территории области и никуда уходить не собирается", - сообщил "Российской газете" глава региона.
Кроме того, по его словам, реализация действующих проектов на континентальном шельфе, прилегающем к Сахалину, также продолжалась с участием зарубежных компаний.
"По оценке, добыча нефти по итогам 2014 года возрастет до 14,3 млн тонн (в 2013 году - около 14 млн тонн), газа - до 28,4 млрд куб. метров (годом ранее - порядка 27,5 млрд куб. метров). В уходящем году мы приступили к разработке нового месторождения "Северное Чайво" и ввели в эксплуатацию крупнейшую в мире буровую платформу "Беркут", - уточнил Хорошавин.
Также, по словам губернатора, положительные результаты по итогам года показали и другие отрасли промышленности.
"Почти на 3% увеличилась добыча угля. Стабильно работают энергетические предприятия. Продолжается реконструкция Ногликской газовой электрической станции и Охинской ТЭЦ. В 2014 году была завершена разработка проектной документации для строительства Сахалинской ГРЭС-2", - сообщил он.
Многого, по словам губернатора, удалось достичь и в вопросах обеспечения транспортной доступности региона.
"В этом году мы сделали еще один серьезный шаг вперед по пути развития региональных воздушных перевозок, обеспечения их безопасности, комфорта и, самое главное, устойчивого транспортного сообщения Сахалина и Курильских островов. На острове Итуруп открылся новый аэропорт. Он был построен в рамках действующей федеральной программы развития Курильских островов", - уточнил глава Сахалина.
Кроме того, по его словам, в уходящем году впервые за последние 20 лет в Сахалинской области был зафиксирован естественный прирост населения.
"По предварительной оценке, к 2016 году мы ожидаем серьезное увеличение численности сахалинцев и курильчан. И это, пожалуй, будет самым главным нашим достижением", - отметил губернатор Сахалинской области.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"