Дальний Восток / Точка зрения 30 сентября 2014 г. 15:31

Доступны для всех

Interfax-Russia.ru - Премьер-министр РФ подписал распоряжение о международном статусе всех морских портов России. По мнению эксперта, власти нацелены увеличить грузопоток на востоке страны.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, подтверждающее международный статус российских морских портов. Всего в списке значится более 50 объектов, 20 из которых находится на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО).

Среди них 6 портов Сахалинской области (Александровск-Сахалинский, Корсаков, Невельск, Поронайск, Холмск и Шахтерск); 5 - Хабаровского края (Ванино, Де-Кастри, Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань, Охотск); 5 – Приморья (Владивосток, Восточный, Зарубино, Находка и Посьет); 2 – Чукотки (Анадырь и Провидения); а также порты Магадан и Петропавловск-Камчатский.

"Я подписал распоряжение, которое подтверждает статус всех российских морских портов, в том числе находящихся на территории Республики Крым", - сообщил премьер-министр РФ.

Необходимость такого документа он объяснил тем, что некоторые акты, ранее подтверждавшие открытие морских портов для международного сообщения, устарели, а в ряде случаев даже были утеряны, что приводило к определенным юридическим проволочкам.

"Теперь и пограничные, и таможенные процедуры для прибывающих иностранных судов, надеюсь, будут гораздо проще, не понадобятся дополнительные разрешения и согласования. Ну и, естественно, сами порты смогут работать в таком, более энергичном ключе в полную силу", - отметил Медведев.

Как в свою очередь пояснил вице-премьер Аркадий Дворкович, последние 25 лет отечественные порты существовали де-юре в неокончательно определенном статусе, хотя де-факто большинство из них были открыты для захода иностранных морских судов. Более того, по одним портам - таким, как Анадырь, Ванино, Калининград - документов не удавалось найти даже в архивах, по другим - таким, как Владивосток, Архангельск, Выборг - информация была строго засекречена, хотя де-факто они функционировали как международные морские порты.

"Документ, который вы подписали, фактически полностью легализует, дает ясный юридический статус всем нескольким десяткам российским морским портам, в том числе и крымским портам. Они теперь в полноценном режиме открыты для захода иностранных морских судов",- отметил чиновник.

Впрочем, как считает президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский, данное решение правительства РФ связано не только с желанием властей просто легализовать деятельность российских морских портов. По его мнению, открыв порты для иностранцев, российские власти, возможно, надеются привлечь на Дальний Восток больший грузопоток.

"Наверное, таким образом в наш регион хотят привлечь больший грузопоток. Хотя, с другой стороны, увеличение пропускной способности и грузооборота одних только портов ничего не даст, ведь для этого необходимо также увеличивать пропускную способность и железной дороги. Сейчас она не очень-то велика", - сказал он Interfax-Russia.ru.

Кроме того, как предположил эксперт, данное постановление может иметь определенное значение и для развития Северного морского пути (СМП).

"Сегодня Арктике придается огромное значение. И вот этот морской путь - с Дальнего Востока в Европу через Арктику - для России очень важен. Ведь корабли должны иметь возможность ходить не только из Владивостока, но и из любой другой точки региона – например, с Камчатки или Сахалина", - пояснил Петр Осичанский.

Кстати, в пользу последней версии говорит и намерение Минтранса РФ создать в одном или даже сразу двух вышеуказанных регионах так называемый порт-хаб для обслуживания Северного морского пути.

"Сейчас идет поворот российской экономики на Сибирь и Дальний Восток, суда пошли по Северному морскому пути. В этой связи стоит еще одна задача - в нашем регионе должен появиться порт-хаб, который возьмет на себя обязанности принимать грузы от больших судов, следующих по СМП, перегружать их на более мелкие корабли, которые затем развезут эти грузы по всему Дальнему Востока и странам АТР. Такой порт-хаб видится либо в Петропавловске-Камчатском, либо в Корсакове, либо на базе обоих этих портов одновременно", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" руководитель администрации морских портов (АМП) Сахалина Владимир Шутько.

Впрочем, "переквалифицировать" названные порты под порт-хаб для обслуживания Северного морского пути получится не сразу. Сначала их нужно будет модернизировать.

"Проблема Сахалина - нет ни одного защищенного порта, где корабли могли бы укрыться от шторма и разгружаться у причала в любую погоду. Как только у нас поднимается ветер, мы вынуждены отгонять из порта на рейд все суда в целях их безопасности. Чтобы порт Корсаков мог стать хабом, надо делать там волнозащиту и дноуглубление. Росморпорту даны уже указания - разработать проект, утвердить его, и сделать Корсаков портом укрытия", - сказал Шутько.

Вместе с тем, собеседник агентства напомнил, в программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона включено также строительство причала и пассажирского терминала в порту Корсаков. Инвестором готов выступить Росморпорт, также поучаствовать в проекте предложат и областной власти.

"Нужно построить нормальный причал, хороший терминал, пункт пропуска, площадки для стоянки автомобилей и размещения грузов. Пока же пассажиры вынуждены идти по грязному причалу, пыли, так как из-за них порт не может остановить свои грузовые операции", - пояснил он.

Также модернизация коснется и морского торгового порта Петропавловска-Камчатского. Не исключено, что в ней примут участие китайские инвесторы.

"Мы обсудили перспективы долгосрочного сотрудничества по модернизации и развитию инфраструктуры. Шанхайские партнеры выразили намерение провести инженерно-конструкторские изыскания, подготовить концептуальный проект и рассчитать ориентировочную стоимость полной реализации нашего проекта", - заявил генеральный директор ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" ("ПКМТП") Иван Капралов.

По его словам, речь идет о масштабных мероприятиях по модернизации существующих причалов и технических средств порта Петропавловска-Камчатского для увеличения причальной линии и глубин у причалов до 14 метров.

"Холдинг занимается инженерным проектированием и строительством судов, морских портов, туризмом, финансированием и другими инвестиционными проектами, а компания имеет огромный опыт в строительстве портовых сооружений и морских путей, а также гражданской инфраструктуры. Однако название китайских компаний пока не раскрывается - таковы условия шанхайской стороны", - отметила пресс-служба предприятия.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"