Пришли на помощь

Interfax-Russia.ru – МЧС доставило около 80 тонн груза в отдаленные районы Якутии, недополучившие продукты и топливо из-за срыва северного завоза.

По поручению председателя правительства РФ Дмитрия Медведева в начале ноября МЧС России приступило к формированию продовольственного резерва для северных районов Якутии, недополучивших предназначенные для них грузы из-за обмеления реки Индигирка.

"К настоящему времени самолетами Ил-76 МЧС России в Якутск доставлено около 80 тонн груза, в том числе детское питание, овощи, сухие смеси, каши, лук, сахар, а также мясные, рыбные и молочные консервы. Непосредственно в поселки продукты повезут на небольших самолетах Ан-74 МЧС России и вертолете Ми-26 авиационно-спасательного центра Дальневосточного регионального центра МЧС России, который также осуществляет переброску техники к местам строительства автозимников", - сообщил Interfax-Russia.ru представитель пресс-службы Дальневосточного регионального центра (ДВРЦ) МЧС РФ.

По его словам, завоз продуктов в северные поселки Якутии – мера не экстренная, а скорее превентивная.

"Ситуация с продовольствием и энергоресурсами в отдаленных поселках республики не является критической. Да, в этом году выдался очень сложный северный завоз, однако все основные товары на север Якутии успели завезти до того, как обмелела река Индигирка. Этого запаса местным жителям хватит как минимум до открытия автозимников", - заверил сотрудник ведомства.

Эту же информацию Interfax-Russia.ru подтвердил и руководитель управления по работе со средствами массовой информации администрации президента и правительства Якутии Афанасий Егоров.

"На минувших выходных в северных поселках побывала группа Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России во главе с его начальником Виктором Яцуценко. Согласно заключению специалистов, на севере Якутии дефицита продуктов и топлива нет. По оценкам Виктора Николаевича, существующего запаса продовольствия, медикаментов и энергетических ресурсов северянам хватит до февраля 2014 года, а некоторых жизненно важных товаров – до начала следующей навигации", - сказал он.

Как уточнил собеседник Interfax-Russia.ru, Виктор Яцуценко лично обошел практически все продовольственные магазины и склады поселков Чокурдах (Аллаиховский район) и Белая Гора (Абыйский район), заглянул в местные школы и поликлиники.

"В целом обстановка в населенных пунктах спокойная и необходимости для привлечения дополнительных сил МЧС России в этом регионе нет", - подчеркнул он.

По мнению Афанасия Егорова, сложившаяся в этом году ситуация с северным завозом вполне стандартна, поскольку логистика северного завоза в Якутии очень сложна. Сначала товары поступают по железной дороге в поселок Усть-Кут, расположенный в Иркутской области на берегу реки Лена. Там в речном порту Осетрово их перегружают на суда. Теплоходы с грузами для северных районов спускаются вниз по Лене, выходят в море и по морскому участку идут к устьям рек Яна, Индигирка или Колыма, где происходит очередная перевалка - на корабли с небольшой осадкой. И уже эти суда доставляют груз в пункты назначения.

"Чтобы добраться до северных поселков Якутии, речникам нужно преодолеть так называемый бар – мелководный участок, расположенный в устьях Яны и Индигирки. А для этого перед началом навигации его (бар - ИФ) необходимо углубить", - пояснил он.

Раньше эту задачу, по словам Егорова, выполнял мощный земснаряд "Анабар", принадлежавший ФГУ "Ленское государственное бассейновое управление путей и судоходства". Однако в 2010 году, несмотря на протесты регионального правительства, руководство федерального учреждения направило это судно на Сахалин. В проливе Лаперуза в шторм "Анабар" разбился. К сожалению, другого мощного земснаряда у путейцев не нашлось.

"Оставшийся маломощный земснаряд не смог сделать прорезь в баре. Не помогло и другое специализированное судно, направленное к устью Индигирки. В итоге судам пришлось уйти на Яну и разгрузиться в поселке Нижнеянск. Оттуда грузы будем вывозить уже автозимником, который планируется открыть в начале декабря", - пояснил руководитель пресс-службы правительства Якутии.

По планам правительства Якутии, в Индигирскую группу районов пробьют два автозимника. Первый маршрут свяжет поселки Нижнеянск, Усть-Куйга, Депутатский, Белая Гора и Чокурдах, второй - от Белой Горы, либо от Хандыги через Усть-Неру должен дойти до Хонуу.

"Общий путь из Нижнеянска до Чокурдаха состоит из нескольких участков. Первый участок протяженностью 350 км пойдет из Нижнеянска до Усть-Куйги через поселки Усть-Янск и Казачье. Второй участок – 223 км круглогодичной дороги – свяжет Усть-Куйгу и Депутатский. Оттуда путь пойдет на юго-восток до Сыаганнаха и на восток до Белой Горы, от которой зимник пробьют сразу в двух направлениях – в Чокурдах и на Хонуу", - пояснили в правительстве республики.

От Белой Горы на Чокурдах проложат порядка 400 км. В другую сторону пойдет зимник до Хонуу - также около 400 км. Еще одна зимняя автодорога длиной 320 км на Хонуу пойдет от Усть-Неры. Она свяжет всю индигирскую сеть автозимников с федеральной трассой "Колыма" и перевалочным пунктом грузопотоков Хандыгой, от которой до Хонуу порядка 880 км.

"Таким образом, для обеспечения Индигирской группы районов грузами, не дошедшими в навигацию, дорожникам предстоит подготовить порядка 1,9 тыс. км зимних автодорог", - отметили в пресс-службе регионального правительства.

Что касается финансовой стороны вопроса, то, по данным местных властей, на одну только прокладку автозимников в указанных северных районах Якутии понадобится порядка 85 млн. рублей. Общую стоимость прокладки подобных "дорог" якутские власти назвать пока затрудняются.

Как известно, в 2011 году аналогичные проблемы (флот не прошел бар реки Яна) обошлись республиканским властям в 500 млн. рублей. В текущем году, по оценкам специалистов, расходы бюджета могут составить уже порядка 900 млн рублей. Вместе с тем, нет никаких гарантий, что такая история с северным завозом не повторится вновь.

"Речной комплекс республики, мягко говоря, приходит в упадок, а если быть жестче - деградирует. У администрации Ленского бассейна не хватает землеройных судов. Если в 80-х годах водные пути обслуживали порядка 300 единиц технического флота, то сейчас только 200. Потеря всего одного морского землесоса "Анабар" сразу повлекла почти неразрешимые проблемы на баре Яны, теперь на Индигирке. Состав нефтеналивного и грузового флота ЛОРПа также сократился и вырабатывает сроки эксплуатации", - отметили в правительстве Якутии.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"