Точка зрения 13 сентября 2018 г. 16:02

Экономически обосновать

Экономически обосновать
© РИА Новости. Алексей Филиппов

Interfax-Russia.ru – Президент РФ Владимир Путин перед решением вопроса о строительстве моста между Сахалином и материком рекомендовал оценить предполагаемый объем перевозок.

Еще в конце июля президент РФ Владимир Путин заявил, что поручил правительству проработать вопрос о строительстве моста между Сахалином и материком.

"Знаю, что вопрос о строительстве моста между Сахалином и материком давно обсуждается, десятилетиями (...). Это давняя мечта тех, кто на Сахалине проживает, в том числе это было бы существенным фактором, закрепляющим население, людей - можно приехать, уехать в любое время года, в любую погоду, все понятно. (...) Я поручил правительству проработать все это. Посмотрим", - сообщил глава государства на встрече с губернатором Сахалинской области Олегом Кожемяко.

Со своей стороны губернатор тогда напомнил, что некоторое время назад Законодательное собрание региона направляло главе государства письмо с обоснованием необходимости строительства этого моста, в том числе за счет той части средств, которая изымается по соглашениям о разделе продукции.

Между тем эксперты перед принятием решения о строительстве моста предложили оценить проект с точки зрения экономической целесообразности.

Институт экономики и развития транспорта (ИЭРТ, дочернее предприятие РЖД) произвел определенные расчеты по экономике строительства мостового перехода на Сахалин. Как рассказал корпоративному изданию РЖД заместитель генерального директора ИЭРТа Сергей Шарапов, постройка моста к 2030 году может увеличить объем грузового сообщения Сахалина с материковой частью РФ до 32–47 млн тонн грузов с нынешних 4,5–8,5 млн тонн.

При этом стоимость доставки грузов на остров существенно снизится. "При расчетах мы брали за основу доставку грузов из Комсомольска-на-Амуре до Холмска. В итоге по некоторым родам грузов стоимость перевозки будет снижена от трех до семи раз", - сказал Шарапов.

По предварительным оценкам, цена строительства составит 540 млрд 300 млн рублей без НДС, сказал изданию эксперт. По его словам, сумма складывается из нескольких составляющих: сам мостовой переход протяженностью 6 км оценивается в 252 млрд 800 млн рублей, участок Мыс Погиби - Ныш на Сахалине (127 км) - в 82 млрд 700 млн рублей, от Селихина до Мыса Лазарева (452 км) – 204 млрд 700 млн рублей.

При этом стоимость рассчитывается в зависимости от конструкционных особенностей и прогнозных размеров движения.

В свою очередь в "дочке" РЖД - Научно-исследовательском институте железнодорожного транспорта" (ВНИИЖТ) обращают внимание на то, что из-за суровых погодных и геологических условий выбору технологического решения для строительства транспортного перехода на Сахалин должны предшествовать тщательные изыскания.

"Необходимо понимать, что в отличие от Керченского пролива в проливе Невельского, хоть и не очень широком (всего 7,3 км) и неглубоком (до 10 метров), погодные условия сильно отличаются от существующих в Азовском море", - отметил первый заместитель генерального директора ВНИИЖТ Александр Косарев.

Он напомнил, что пролив Невельского замерзает, зима в тех краях длится по полгода, температура опускается ниже минус 30 градусов по Цельсию, дуют сильные ветры, а в проливе существует сильное течение.

"Прежде чем выбирать то или иное технологическое решение, должны быть проведены серьезные изыскания для определения ветровых нагрузок, состояния грунтов, воздействия течений", - рассказал эксперт.

"Самое важное - это понимание того, каким будет движение по мосту: преимущественно грузовое или пассажирское, какой объем движения, будет одна колея или две. От всего этого будут зависеть нагрузка на конструкции и, соответственно, выбор инженерных решений", - также сказал Косарев, добавив, что не менее важно проанализировать проект и с точки зрения бизнеса, его роли в экономике региона.

В РЖД предложили строить мост на Сахалин по концессии. Причем, как выяснил "Коммерсантъ", потенциальному концессионеру могут отдать различные участки проекта - только шестикилометровый мост, мост с железной дорогой или все вышеперечисленное с новым портом на Сахалине.

Вместе с тем, экономическая эффективность посчитана только для варианта линии Селихин-Ныш совместно с финансируемой РЖД модернизацией Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей - суммарно 1,12 трлн рублей. У такого варианта чистая приведенная стоимость (NPV) 298 млрд 700 млн рублей, внутренняя норма доходности (IRR) - 8,4%, дисконтируемый срок окупаемости (ДСО) - 26 лет.

Между тем, как считают эксперты в железнодорожной и угольной отрасли, проект возведения Сахалинского моста составлен непрофессионально, к тому же указан некорректный поток грузов.

По данным газеты "Ведомости", грузов, преимущественно угля, для транспортировки через такой мост пока не достаточно для того, чтобы принять решение о возведении настолько дорогостоящего объекта.

По мнению специалистов, мост окупится со временем только в том случае, если правительство будет систематически вкладывать в него бюджетные деньги.

В целом, президент РФ согласен с тем, что мост с материка на Сахалин раскрыл бы потенциал портов острова.

"Это существенным образом раскроет потенциал портов Сахалина, но нужно понять объем перевозок. В этом смысле нам крайне важно наладить сотрудничество с остальными регионами", - заявил Путин, выступая на Восточном экономическом форуме.

По его словам, от расчетов зависит принятие решений об инвестициях в развитие собственной инфраструктуры.

"Нам нужно гарантировать объем контейнерных перевозок, для этого нам нужно сотрудничать и с Китаем, и с Японией, и с Южной Кореей, и с Монголией", - добавил президент.

Со своей стороны вице-премьер - полномочный представитель президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев высказал уверенность в том, что мост с материка на Сахалин будет окупаемым.

"Что такое экономическое обоснование строительства крупного инфраструктурного проекта? У нас пока с китайскими коллегами оценка грузовой базы расходится. Мы будем стараться сближать оценки, потому что от этого зависят большие объемы инвестиций", - сказал Трутнев на итоговом брифинге в ходе Восточного экономического форума.

Он согласился с тем, что процесс оценки рентабельности строительства сложный и неоднородный: "Есть позиция людей, которые говорят, что мост не окупится: районы труднодоступные, дорога длинная. Я придерживаюсь совершенно другой точки зрения. Дело в том, что здесь цены на строительные материалы превышают материковые в 2-3 раза. В год только бюджетная сфера Сахалина закупает для строительства на сумму 90 млрд рублей. Таким образом, экономия для Сахалина может составить не менее 40 млрд, по нашим оценкам".

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще