В сентябре в Сахалинской области будут выбирать губернатора. О проблемах и перспективах региона на полях Санкт-Петербургского экономического форума в интервью агентству "Интерфакс" рассказал временно исполняющий обязанности губернатора Валерий Лимаренко.
- Валерий Игоревич, прошло пять месяцев с Вашего назначения на пост врио губернатора Сахалинской области, какие основные проблемы видите в регионе? Как в целом оцениваете его состояние и потенциал?
- Потенциал колоссальный, $13 млрд выручки от добычи нефти, газа, угля. Но на этом фоне у нас есть яркие социальные проблемы. Например, люди продолжают жить в ветхом аварийном жилье. Это очень большой объем – около 10% населения региона живет в аварийном жилфонде. И нужно этот вопрос решать немедленно! Мы уже приняли ряд решений, чтобы ускорить жилищное строительство. Приняты меры для увеличения объема строящегося жилья вдвое.
Вторая проблема – большие трудности с медициной. Она недоступна для всех жителей региона – очень трудно попасть в поликлинику, с трудом получают талон к врачу. И главная причина – не хватает специалистов, существует проблема с их квалификацией. Мы приняли ряд срочных решений, чтобы увеличить заработную плату медикам, решить вопрос по увеличению в два раза "подъемных" для тех, кто приезжает на работу в регион. Помимо этого приняли беспрецедентные меры по закреплению их на нашей территории. Поменяли министра здравоохранения и его заместителей, заменили главных врачей, которые потеряли доверие у населения. Таким образом мы рассчитываем привлечь в этом году в регион 200-300 квалифицированных специалистов.
Третья крупнейшая проблема – дороги. Только одна треть муниципальных дорог имеет твердое покрытие, две трети дорог – это просто направления. Люди в дождь вынуждены ходить в сапогах из-за слякоти и грязи на дорогах, и это в северных районах Сахалина, где идет добычи нефти и газа, где "добываются" миллиарды долларов выручки. Это противоречие нужно решать как можно быстрее.
- Как собираетесь решать?
- Мы в этом году в сравнении с прошлым годом увеличили на 60% финансирование строительства и ремонта дорог. Более того, центр тяжести всей работы сместили в сторону муниципальных дорог. В этом году очень много денег потратим на проектирование, так как эта работа не велась раньше. А это основа, чтобы в будущем активно строить. Мы разыграли конкурсы на три года с тем, чтобы привлечь сюда компании, которые займутся строительством в эти годы.
Вообще транспортная доступность региона – большая проблема. Из областного центра в Оху (севере Сахалина) идет дорога протяженностью 860 км, из них 250 км – грунтовка. Мы предложили Минтрансу РФ сделать эту дорогу федеральной. Поскольку все главные дороги имеют федеральное значение. Но есть один казус, противоречие в федеральном законе, что федеральные дороги должны идти из одного региона в другой. А Сахалинская область – единственный в стране островной регион, который не имеет автодорожной связи с другими областями, так как вокруг море. Заместитель председателя правительства, полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев поддержал нашу инициативу и поручил Минтрансу РФ внести предложение, чтобы было исключение в законе, и Сахалинская область получила право иметь федеральную дорогу. Это сильно бы помогло нам, в том числе привлечь федеральное финансирование на асфальтирование оставшегося грунтового участка главной дороги острова.
- Вопрос транспортной доступности Сахалина также очень непростой. Сейчас в регионе стали открывать новые межрегиональные авиарейсы. Теперь добраться до Москвы проще?
- Сахалинская область – островной регион. Вопрос транспортной доступности для нас – вопрос жизни и смерти. Это принципиальный вопрос. Поэтому авиация очень важна. Мы восстановили некоторые ранее закрытые маршруты внутри области, сделали их дешевыми, снизив цены на билеты фактически в 3 раза. Более того, сделали единые билеты по стоимости как для местного населения, так и для гостей региона, так как ранее они были разными. Теперь это единая система. С 1 июня запустили три новых межрегиональных маршрута из Южно-Сахалинска в Благовещенск, в Петропавловск-Камчатский и в Комсомольск-на-Амуре. Стоимость билетов на них также субсидируется пока из областного бюджета. Это существенно улучшает транспортную доступность для местных жителей.
Но мы пока никак не можем решить проблему доставки людей в Москву, особенно в пиковый сезон летних отпусков. Несмотря на то, что авиакомпания "Россия" увеличила частоту полетов в Москву в этом году на 13% в сравнении с прошлым годом, нам требуются либо дополнительные рейсы, либо увеличивать число самых больших и вместительных лайнеров. Сейчас решаем эту задачу с Минтрансом РФ. Очень сложный вопрос! Вы знаете, что из нашего региона ушел "Аэрофлот", а "Россия" пока справиться с этой задачей не может. Жители региона добираются в Москву и через Хабаровск, Владивосток, но и там не всегда получается улететь. И эта проблема, которую мы решаем каждый день, всячески пытаемся помочь нашим людям .
- Как обстоят дела с морским транспортом в регионе?
- Мы заказали два грузопассажирских судна усиленного ледового класса на Невском судостроительном заводе, которые будут курсировать между Сахалином и Курильскими островами. Это фактически втрое улучшит это направление.
У нас был случай в этом году, когда теплоход "Игорь Фархутдинов", – единственное судно, осуществляющее грузопассажирские перевозки между Сахалином и Курилами, – из-за льдов не смог пробиться к Курильским островам. Мы вынуждены были делать спецоперацию, чтобы с помощью авиации доставлять людей на острова.
Приехав на Санкт-Петербургский форум, я специально заехал на Невский судостроительный завод, внимательно посмотрел, как идут дела со строительством кораблей для Сахалинской области. Убедился, что дела идут боле-менее благополучно. Мы за этим следим, потому что это чрезвычайно важно.
На Амурском судостроительном заводе строятся два судна для паромной переправы между Сахалином и материковой частью РФ. Они должны выйти на линию в 2020 или 2021 году.
Мы считаем, что нам нужно развивать портовое хозяйство и существенно переделывать логистический морской бизнес. Работаем сейчас с Минтрансом РФ, чтобы в ближайшее время разработать программу развития портов. Сахалинская область находится фактически в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, на перекрестке главных маршрутов, в том числе Северного морского пути. Мы надеемся, что будет построен мост между Сахалином и материком, который соединит нас с Байкало-Амурской магистралью. И к этому времени наши порты должны быть развиты таким образом, чтобы все это заработало одновременно.
Вот основные проблемы, с которыми мы сегодня работаем.
- Готова ли Ваша программа действий, с которой Вы пойдете на выборы?
- Всю жизнь работаю над какими-то большими программами. Приехав на Сахалин, стал изучать экономический потенциал региона и начал сразу движение по социально-экономическим программам, исходя из промышленного потенциала и понимания, как развивать те или иные отрасли. Но по мере того, когда начал встречаться и общаться с людьми, у меня сильно трансформировалось понимание выбранной программы. И оно сегодня основано исключительно на интересах сахалинцев и курильчан, их насущных вопросах – жилья, здравоохранения, транспортной доступности.
Моя программа – не что иное, как реальные шаги, которые я собираюсь сделать в ближайшие полгода-год, поскольку жить с этими проблемами просто невыносимо. Их необходимо решать! Приведу один пример. Я начал изучать проблему бедности. Это не самая большая проблема на Сахалине, но одна из проблем в стране. Бедность – это порок, от которого надо избавляться. В нашем обществе не должно быть бедных людей, потому что это зона протеста, зона всех неприятностей. Этой проблемой надо обязательно заниматься, ее нельзя упускать.
Я проанализировал внимательно статистику бедности в регионе. Выяснилось, что из 47 тыс. человек, находящихся за чертой бедности, 17 тыс. – пенсионеры, 16 тыс. – семьи с детьми, 14 тыс. – безработные и люди с низкими доходами. Семьи с детьми в принципе не должны быть бедными. А они становятся бедными интересным образом. Живет семья из трех человек, жена уходит в декретный отпуск, зарплата падает вдвое. Появляется еще один ребенок, и они из благополучной семьи начинают становиться бедными. То есть государство должно оказать этим людям помощь. Этого порога бедности не должно быть, этим надо заниматься.
Женщина, находясь в декретном отпуске, пока малышу не исполнилось 1,5 года, получает доплату от государства. Потом выплаты прекращаются. Мы решили выплачивать из областного бюджета пособие семьям с детьми до 3 лет, чтобы мама могла спокойно 3 года сидеть с ребенком.
Кроме того, мы поддерживаем семьи по ипотеке по накопительному принципу: родился первый ребенок – из областного бюджета семье выделяется на эти цели 500 тыс. рублей, второй ребенок – 1 млн рублей, третий ребенок – 2 млн рублей. Всячески помогаем молодой семье вплоть до того, что родился ребенок, семье вручаем пакет с подарками – с самыми необходимыми вещами для малыша.
То же самое с пенсионерами. Тем пенсионерам, чей трудовой стаж более 35 лет, мы выплачиваем специальные деньги. Раньше такую выплату получали при трудовом стаже от 40 лет и более. Предоставляем всевозможную другую помощь, связанную с лечением, с отоплением квартир, всевозможные льготы по коммунальным услугам. То есть мы следим за индивидуальными показателями семьи и добавляем льготы.
В начале года у нас за чертой бедности было 9,7% людей, в июне уже 6,7%, а в конце года планируем 4,6%. Мы уже рекордсмены по Российской Федерации, а к концу года это будет беспрецедентный показатель.
Недавно я проводил прямой эфир по областному телевидению, и, отвечая на вопросы жителей региона, фактически сформировал свою программу.
- Не опасаетесь, что местное население к Вам будет относиться как к варягу?
- Я работаю с людьми глаза в глаза. Хожу по квартирам, хожу по дорогам в сапогах, встречаюсь с людьми на собраниях, в школах, больницах. Я побывал во всех районах в больницах и поликлиниках. И ни разу не видел в глазах людей отношение ко мне как к варягу. Люди смотрели на меня с надеждой, что я им помогу. Я хожу по улицам, мне улыбаются и со мной здороваются. Бегу рано утром на зарядку, останавливаются машины с предложением подвезти. У меня нет никакого ощущения, что я – варяг.
- Ваша страница в Инстаграм, где Вы озвучиваете свои планы по региону, пользуется большим интересом. Вы сами ее ведете?
- Я делаю работу как руководитель команды. Мы работаем командой, и не только в Инстаграм, самый широкий фронт в социальных сетях. Я определяю тематику, задаю главные мысли, лично снимаю селфи.
- Читаете комментарии под постами?
- Однозначно. Читаю все комментарии. И хочу сказать, что там не только хорошие комментарии. На самое хорошее, доброе дело обязательно найдутся скептики. Но постараемся им доказать свои слова делами.