Южно-Сахалинск. 11 февраля. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Сахалинский филиал Геофизической службы РАН оказался в сложной материальной ситуации, идет сокращение персонала, сами сейсмостанции находятся на грани закрытия, сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" руководитель филиала Юрий Левин.
"Возможно, придется закрывать станции. Если в прошлом году нам урезали бюджет, в этом году еще больше его сократили. Мы вынуждены сокращать численность персонала, чтобы как-то выжить. Пока ни одной станции не закрыли, так как у нас их и так недостаточно. Будем пытаться не закрывать и держаться. Но финансирование нам дали на выживание", - заявил он.
На курильских сейсмостанциях, по его словам, сократят половину сотрудников. "Оставшиеся смогут обеспечить работу станций, конечно, не в полном объеме, как нам хотелось бы, но поддержание мониторинга будет. У нас такая ситуация была в 1990-х годах, когда в регионе закрыли половину сейсмических станций. Людей уволили, аппаратуру бросили. Тогда был полный развал. Сейчас фактически ситуация повторяется", - констатировал собеседник агентства.
По его словам, аналогичная ситуация касается всех филиалов Геофизической службы в стране, например, на Камчатке в прошлом году уже закрыли несколько сейсмостанций и также сейчас сокращают персонал на оставшихся.
У Сахалинского филиала, сообщил Ю.Левин, самый большой на Дальнем Востоке регион мониторинга. Это и Курилы, и Сахалин, и западная часть Тихого океана, Приморье, Хабаровский край, Еврейская автономная область, Амурская область. "Таким финансированием нас вынуждают сворачивать сейсмический мониторинг в регионе. Мы готовы работать, но мы не можем содержать сейсмостанции без денег", - констатировал он. Руководитель привел пример, что если на удаленных сейсмостанциях, например, на северных Курилах, выйдет из строя аппаратура, "мы не сможем даже туда поехать, у нас нет средств, чтобы отправить специалиста для ремонта".
В этой связи он просит региональные власти во время командировок чиновников в отдаленные районы брать с собой местных сотрудников Геофизической службы РАН, чтобы они могли добраться до сейсмостанций.
"Мое мнение - мы ни одной станции не имеем права закрыть. Но как с таким финансированием дальше работать - я не знаю. Но закрывать станции нельзя. Я всю жизнь проработал на сейсмостанции, знаю, что это такое. Знаю, как специалист, что станций у нас и так не хватает. И закрывать их - это, в общем-то, преступление", - подчеркнул Ю.Левин.
Он напомнил, что после закрытия 50% сейсмостанций Сахалинской области в годы перестройки, последовали два катастрофических землетрясения - в 1994 году на о. Шикотан (южные Курилы) и в 1995 году в Нефтегорске (север Сахалина). "Предупредить их нельзя было, но своевременно локализовать - можно было, если бы работали эти станции. О Нефтегорском землетрясении мы узнали только через 12 часов, так как на тот момент в круглосуточном режиме работала лишь одна сейсмостанция - в Южно-Сахалинске. Поэтому эпицентр был определен с ошибкой, никто и не думал о Нефтегорске. Это результат как раз плохого мониторинга", - отметил сейсмолог.
Полностью интервью с Ю. Левиным можно прочитать на сайте "Интерфакса": https://www.interfax-russia.ru/far-east/exclusives/direktor-sahalinskogo-filiala-geofizicheskoy-sluzhby-ran-b-yu-levin-b-zakryvat-seysmostancii-dazhe-v-usloviyah-ekonomicheskogo-krizisa-prestuplenie.