***Ежегодно в мире из-за таких волн бесследно исчезают 1-2 судна
Южно-Сахалинск. 24 сентября. ИНТЕРФАКС - ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - Волны-убийцы представляют реальную угрозу морскому судоходству и нефтегазовым платформам.
Об этом сообщил ведущий научный сотрудник лаборатории цунами института морской геологии и геофизики (ИМГиГ) ДВО РАН Роман Шамин на международной нефтегазовой конференции "Нефть и газ Сахалина", которая начала работу в понедельник в Южно-Сахалинске.
"Волны-убийцы - новое явление, которое активно изучается учеными мира последние несколько лет. В глубинах океана возникают не только штормовые волны и волны-цунами, но и волны-убийцы. Они представляют собой внезапные поверхностные волны экстремально большой амплитуды, зафиксированы случаи высоты таких волн от 30 и более метров. Они несут серьезную опасность для мирового судоходства, для прибрежных сооружений и добывающих нефтегазовых платформ", - рассказал ученый.
"Такие волны были всегда, просто ученые подтвердили их существование недавно", - добавил он.
По его данным, согласно юридически подтвержденной статистике, ежегодно в мире 1-2 судна исчезают в океане из-за волн-убийц. Особую опасность они представляют для больших и длинных судов - танкеров, сухогрузов, а также постоянных сооружений в море, такие как добывающие платформы.
"Для небольших судов эти волны почти не опасны, если суда не попадают под обрушение волны, качнуло и ладно. Но для больших судов, типа танкеров, есть опасность, что корабль будет поднят волной за "нос" или за "корму" и он просто переломится. В этой связи стоит вопрос об усилении международных стандартов прочности для крупных судов, изменении их геометрии и прочее. Международные научные организации поднимают этот вопрос, но корабелы противятся, так как существенно вырастут их затраты на строительство кораблей", - отметил Р.Шамин.
В тоже время необходимость изменения стандартов, по его словам, поддерживают страховые компании, так как в случае возможной катастрофы и гибели судов и экипажей, потери судовладельцев, а, следовательно, и страховые выплаты страховщиков, могут быть колоссальными.
Для добывающих платформ, которые сегодня работают на северо-восточном шельфе Сахалина и гравитационными основаниями установлены на дно моря, такие волны не несут опасности, считает ученый. Но при их буксировке столкновение с волной-убийцей может быть катастрофическим, и это нужно учитывать, подчеркнул он.
По данным ученого, единой теории, объясняющей происхождение таких волн нет. "Можно констатировать, что они могут возникать в любой точке океана и в любой момент, поэтому к этому нужно быть готовым. По статистике происшествий, наибольшее число столкновений с такими волнами происходит в районах оживленного судоходства и караванных путей больших судов. Но говорить, что там эти волны возникают чаще - нельзя, просто там чаще ходят корабли, а, следовательно, и чаще регистрируются такие происшествия", - констатировал ученый.
Он сообщил, что ученые ИМГиГ, занимающиеся исследованием волн-убийц, считают, что они возникают в следствие нелинейной динамики океана, "поэтому никакие конкретные причины, на наш взгляд, для их возникновения не нужны".
По данным ученого, в проливах и заливах такие волны возникают, но они гораздо меньше по размерам и не опасны, так как для формирования катастрофических волн "требуется большое расстояние для разгона".