Дальний Восток / Эксклюзив 24 сентября 2018 г. 11:28

Гендиректор инвестиционной компании "ТДК-Сервис" В.Ерохов: "Частный бизнес готов инвестировать в рыбную отрасль на понятных ему условиях"

Гендиректор инвестиционной компании "ТДК-Сервис" В.Ерохов: "Частный бизнес готов инвестировать в рыбную отрасль на понятных ему условиях"
учредитель и генеральный директор инвестиционной компании "ТДК-Сервис" Владимир Ерохов

Одной из главных тем IV Восточного экономического форума (ВЭФ), проходившего во Владивостоке 11-13 сентября, стало развитие рыбной отрасли и новые вызовы, стоящие перед ней.

Заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук в своем выступлении на сессии в рамках форума сообщил, что на Дальнем Востоке и в северной части России в ближайшее время планируется построить 18 рыбоперерабатывающих заводов, в том числе девять - в ДФО. Общая стоимость реализации проектов оценивается в 50 млрд рублей. Еще около 40 млрд рублей на Дальнем Востоке будет направлено на строительство 8 рыболовецких судов, нескольких перерабатывающих мелких заводов, а также маломерного и среднетоннажного флота.

Таким образом местный бизнес отреагировал на призыв президента России накормить россиян доступной и качественной рыбой. Учредитель и генеральный директор инвестиционной компании "ТДК-Сервис" Владимир Ерохов считает, что дальневосточный бизнес готов реализовывать новые проекты, и это положительно скажется на развитии отрасли уже в ближайшие годы.

- Владимир Алексеевич, чего вы ожидали от очередного ВЭФа?

- Прежде всего - конструктивного диалога между всеми направлениями бизнеса, так или иначе связанными с рыболовством и переработкой. И форум в этом плане оказался крайне продуктивным, в том числе и благодаря участию представителей Росрыболовства.

Важно, что и бизнес, и регулирующие органы, и власть встречаются на одной площадке, за одним столом и решают одни общие проблемы. Только так можно двигаться вперед.

Наша основная задача была познакомиться с крупными инвесторами, которые будут в ближайшее время реализовывать проекты в регионе, обсудить варианты сотрудничества. В том числе в реализации проектов строительства производственных мощностей, логистических узлов и так далее. И нам это удалось!

В целом отмечу, что частный бизнес стал открытым и готов инвестировать средства на понятных ему условиях.

- Какие-то конкретные проработки нашли свое отражение на форуме? С конкретными партнерами?

- Да, мы ведем переговоры с теми, кто будет строить как рыбоперерабатывающие заводы, так и распределительные центры и складские помещения. Отдельное направление - работа с инвесторами в сельское хозяйство и животноводство. Мы, со своей стороны, сделали акцент на то, чтобы принять непосредственное участие в реализации таких проектов.

- Одно из направлений деятельности вашей компании связано с рыбной отраслью. Прогнозы вылова на Дальнем Востоке в этом году оптимистичные. Как хорошие показатели добычи сказываются на оптовом рынке и в рознице?

- Результаты по вылову действительно хорошие в этом году. В Дальневосточном бассейне, по данным Росрыболовства на август, выловлено 2,36 млн тонн водных биоресурсов. Это больше, чем годом ранее, на 6%.

В вылове тихоокеанского лосося достигнут лучший результат за последние 150 лет. На дату проведения форума было озвучено, что добыто 615 тысяч тонн тихоокеанских лососей. Для сравнения: в прошлом году было добыто 240 тысяч тонн. Рост почти в три раза.

Если делать прогноз, как это отразится на стоимости рыбы для конечного потребителя, то здесь нужно смотреть на цену производителя, которая на сегодняшний день еще не зафиксирована и может меняться как в ту, так и в иную сторону. Кроме того, стоит учитывать запросы конечного дистрибьютора розничной сети, который, как правило, делает основную наценку. Я думаю, что цены на рыбу будут ниже, чем в прошлом году, но незначительно.

- Какую дальневосточную рыбу любят в западных регионах страны?

- Самая ходовая рыба - из семейства лососевых. Горбуша продается в очень больших объемах. Также в последнее время спросом пользуются кета и кижуч. Мы видим увеличение спроса. Что касается белой рыбы, то на сегодняшний день ее употребление все-таки снижается. К примеру, такие породы как минтай и треска уже давно, по большому счету, экспортный вариант. Какой-то объем потребления существует, но мы видим падение. Во всяком случае, если взять нашу местную рыбу.

- На фоне рекордного вылова существует ли проблема с логистикой для доставки рыбной продукции до конечного потребителя в различных регионах страны?

- К сожалению, да. Регионам Дальнего Востока очень не хватает современных логистических терминалов и оптовых логистических центров. Их появление, а также координация между всеми участниками процесса способны вывести отрасль на новый уровень и снизить цены при повышении качества продукции.

- Другой вопрос - хранение. Способны ли действующие мощности "переварить" рекордный улов нынешнего года?

- Формально на Дальнем Востоке достаточно площадей для хранения продукции. Однако по большей части это советские фреоновые рефрижераторы, которые за последнее время не прошли практически никакой модернизации.

Тем не менее, бизнес уже реагирует на потребность. На базе Владивостокского морского рыбного порта строят холодильно-складской комплекс. Он сможет обеспечить возможность одновременного хранения до 40 тысяч тонн продукции и при необходимости в разы увеличить количество перегружаемой рыбы. В Приморском крае, в ТОР "Надеждинская" в ближайшее время тоже построят новый современный холодильник. Рефрижераторный комплекс по обслуживанию рыбопромышленных компаний хотят строить на Камчатке.

Строительство рефрижераторов - это, конечно, сложные и долгие инвестиции. Однако востребованность мощностей и поддержка государства должны привести к результату уже в ближайшие годы.

- А что касается промыслового флота и перерабатывающих мощностей - на данный момент отрасль все еще пользуется наследием советского времени?

- Как и многие другие отрасли, конечно, пользуется. Однако если говорить о прибрежной переработке, то она активно развивается. Этому способствует программа, наделяющая квотами на вылов компании, которые обязуются построить рыбоперерабатывающие предприятия на российском берегу. Подчеркну, что речь идет не о модернизации, а именно строительстве с нуля. Новые перерабатывающие мощности войдут в строй уже в ближайшие год-два, какие-то - даже раньше.

Другой вопрос - морские суда. По оценке Росрыболовства, до 80% рыбопромыслового флота уже изношено. Нужны новые суда. Государственная программа предполагает квоты компаниям, решившим строить новые суда. Важное условие: они должны быть построены на территории России. Однако на Дальнем Востоке пока нет ни одной верфи, которая бы могла построить современное гражданское рыболовное судно. Тем более, если говорить о каких-то больших классах, типа БАТМ (Большой автономный траулер морозильный). Нет и производства, которое способно модернизировать устаревшие суда в соответствии с современными стандартами. Поэтому всё, на что мы максимум способны сегодня в России - это сделать корпус, а потом уже оснащать разным иностранным высокотехнологичным оборудованием данное судно. Но давайте будем оптимистами - отрасли есть куда развиваться.