Эксклюзив 26 декабря 2017 г. 14:18

Губернатор Сахалинской области О.Кожемяко: "В 2018 году необходимо возвести не менее 250 тыс. кв. метров жилья"

Губернатор Сахалинской области О.Кожемяко: "В 2018 году необходимо возвести не менее 250 тыс. кв. метров жилья"

Уходящий год стал знаковым для Сахалинской области. Летом 2017 года на Шикотане появилась ТОР "Курилы", куда уже пришли два якорных инвестора, и уже строятся здания будущих рыбоперерабатывающих предприятий. В следующем году резидент еще одной сахалинской ТОР откроет в регионе бальнеологический комплекс. Об этих проектах, а также о расселении аварийного жилья, газификации Сахалина и растущем ВРП региона в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко.

- Олег Николаевич, вице-премьер - полпред президента в ДВФО Юрий Трутнев уделяет особое внимание теме расселения жителей ветхого и аварийного жилья. Как обстоят дела с этим вопросом в Сахалинской области?

- Мы выполнили план по расселению тех граждан, кто состоял на учете до 2012 года. Это 220 тыс. кв. метров. По этим объемам мы занимаем 2 место в ДФО. В программу расселения было вложено около 14 млрд рублей из регионального бюджета.

А всего за этот год введено более 320 тыс. кв. метров. Около половины – социальное жилье, в том числе арендное. Отмечу, что за четыре последних года в новые квартиры переехали более 14,5 тысяч островитян – это средних размеров сахалинский город!

При этом надо помнить, что на Сахалине огромный объем жилого фонда, который по разным оценкам можно признавать ветхим или малопригодным для жизни. Многие дома у нас построены из шлакоблоков – гигроскопичного материала, который через несколько лет после строительства напитывается влагой, теряет герметичность, дома начинают промерзать, не соответствуют категориям сейсмостойкости. А если учесть, что таких домов у нас большинство, то можно говорить о том, что чуть ли не весь жилой фонд Сахалина, который в большинстве своем был построен еще в советские времена, надо переселять.

Поэтому в сфере жилищного строительства только в 2018 году необходимо возвести не менее 250 тыс. кв. метров жилья. Кроме того, мы продолжим заниматься комплексной застройкой и строить арендное жилье. За два года сдано 23 дома для востребованных в области специалистов, работников бюджетной сферы, сотрудников силовых структур.

В ближайшее время начнем строительство жилья для военных, для которых нам будут необходимо возвести 1,5 тыс. квартир. Мы уже выбираем площадки для районов комплексной застройки, куда подведем инженерные сети. Всего к 2020 году планируется построить не менее 4,5 тыс. квартир, в том числе и на Курильских островах.

- А как решаете вопрос с хрущевками?

- Те хрущевки, что еще в приличном состоянии, не аварийные с точки зрения сейсмической оценки, то мы пока не трогаем. Их жители, как правило, не хотят переселяться, переезжать в другое место, а мы не собираемся заниматься искусственным переселением. Зачем нам это нужно?

Но где есть необходимость, мы будем строить хорошее качественное жилье, причем в тех же районах, где находятся дома, из которых будем переселять. Если все сделаем с умом, если доступно донесем до наших жителей преимущества нового жилья, то все согласятся на переселение.

Мы понимаем, что каждый привязан к месту, в котором прожил много лет – знает свой магазин, свою больницу, каждый закоулок, свои дорожки, по которым гуляет с собакой. Поэтому, в вопросах переселения всегда будем принимать взвешенные решения.

- Как вы планируете решить вопрос с повышением надежности энергообеспечения Сахалина?

- С надежностью энергоснабжения на Сахалине большие проблемы. Мы островной регион и не имеем связи с большой энергоситемой. Сети у нас старые, 60-70-х годов постройки, зачастую расположенные в труднодоступных районах. К тому же для островов характерны сложные климатические условия, часто бывают метели с порывами ветра, а ветер с дождем при низких температурах приводит к гололедообразованию и обрыву проводов. Разве в таких условиях может быть все в порядке с надежностью энергоснабжения?

Мы подготовили программу по улучшению ситуации в этой сфере электроснабжения, представили ее в министерство энергетики России. На сегодняшний момент компания "РусГидро", которая владеет главным энергоснабжающим предприятием области – ПАО "Сахалинэнерго", согласовывает первоочередные мероприятия программы. После того, как это будет сделано, мы вместе с энергетиками (ПАО "РусГидро") пойдем защищать программу в Минвостокразвития и будем решать вопрос с финансированием.

Стоит также сказать, что в регионе завершается строительство ГРЭС-2. Станцию планируют запустить в конце 2018 года. Понятно, что ей необходима будет инфраструктура, в частности, к ГРЭС-2 нужно будет подвести железную дорогу.

Еще с советских времен сохранилась традиция, что ГРЭС всегда пускают ко дню энергетики - 22 декабря. Будем надеяться, что даже в случае временных сдвижек до 22 декабря "РусГидро" сделает все необходимое, в том числе создаст всю необходимую прилегающую инфраструктуру, и запустит станцию.

- Депутаты Сахалинской областной думы ранее заявляли о крайне низких темпах газификации региона. Ситуация изменилась?

- Область сегодня газифицирована на 13%. По газификации у нас отставание примерно на два года. Это произошло по разным причинам. В чем-то была недоработка субъекта, в чем-то - "Газпрома". Однако после того, как вышло поручение президента Владимира Путина ускорить газификацию Сахалинской области, работы пошли более эффективно.

Сейчас устанавливаются АГРС (автоматизированные газораспределительные станции – ИФ) в поселке Тымовское, городах Макаров, Долинск, с замыканием Южного кольца для Южно-Сахалинска. Также синхронно строятся поселковые и городские сети.

В конце 2018 года газ дойдет до ТОРа "Горный воздух", а мы, в свою очередь, должны подтянуть туда сети. Далее планируем замкнуть Южное кольцо, параллельно подключая населенные пункты, расположенные возле газопровода.

- Как развивается в настоящее время ТОР "Курилы"?

- В ТОР "Курилы" сейчас уже два действующих резидента. Рыбокомбинат "Островной" уже построил здесь завод и продолжает его расширение. Помимо якорного резидента ТОР - рыбокомбината "Островной", интерес к новой территории опережающего развития проявило ЗАО "Курильский рыбак". В настоящее время рыбоперерабатывающие заводы строят в поселках Малокурильский и Крабозаводской.

Наша задача сейчас – подтянуть в ТОР необходимую инфраструктуру, сделать надежное транспортное сообщение. Мы докапитализировали авиакомпанию "Аврора" на 3 млрд рублей для покупки небольших самолетов, которые могут летать на Шикотан, где и расположена ТОР "Курилы". В 2018 году эти самолеты будут приобретены.

До конца этого года мы должны будем подготовить проектно-сметную документацию, с тем, чтобы во втором полугодии 2018 года начать строить энергетические объекты, необходимые данной ТОР. Также будем создавать социальную инфраструктуру для шикотанцев, которые будут работать на новых заводах. Еще мы планируем строить большие объемы арендного жилья, которые будут нужны специалистам, привлеченным из других регионов России.

- Как продвигаются переговоры с Японией по совместному хозяйствованию на островах?

- Сегодня уже есть предложения с обеих сторон о принципах приемлемой совместной работы.

Я считаю, что со своей стороны мы создали все условия для того, чтобы в регион приходили японские компании. Они могут открывать у нас свои предприятия, могут создавать совместные предприятия с российскими компаниями. Мы с удовольствием примем их на своей территории.

Для этого как раз и создавалась ТОР на Шикотане с льготными условиями для инвесторов. Здесь инвесторов ждет льготное налогообложение, созданная за счет государства инфраструктура.

А вот в ТОР "Горный воздух" японская компания "Марусин Ивадеро" сейчас строит бальнеологический комплекс "Хонока". Заявленная сумма инвестиций в этот объект - $10 млн. Только за 2017 год японцы вложили в проект около 200 млн рублей. На сегодняшний день объект готов на 35-40%. Ожидаем, что комплекс заработает в 2018 году.

За пределами ТОРов японские инвесторы охотно вкладываются в нефтегазовые проекты. Там счет инвестициям идет уже на сотни миллионов долларов.

- Повлияет ли сокращение федерального финансирования в 2018 году на реализацию федеральной целевой программы "Курилы"?

- Развитие Курильских островов – один из приоритетов государственной политики, и мы сделаем все от нас зависящее, чтобы успешно выполнить поставленные задачи. Для этого есть соответствующие механизмы, например, территория опережающего развития "Курилы". Со своей стороны мы начали проектировать два грузопассажирских судна для линии "Сахалин – Курилы". Строительство этих судов начнется в 2018 году. И это, кстати, также средства, которые получены по линии ФЦП.

- Вы уже упоминали ТОР "Горный воздух". А как обстоят дела на одноименном горнолыжном курорте?

- Уже сейчас "Горный воздух" - лучший горнолыжный курорт на Дальнем Востоке России. Здесь действует 16 трасс различного уровня сложности. Их общая протяженность порядка 30 км. Работают современные канатные дороги, прокат снаряжения, магазины и кафе. Кроме того, перевозчик - "Аэрофлот" снизил цены на билеты, и стоимость перелета из Хабаровска или Владивостока до Южно-Сахалинска уменьшилась почти в два раза по сравнению с прошлым годом – до 7,4 тыс. рублей.

Несколько дней назад мы открыли сезон. Благодаря снежной зиме это произошло практически на неделю раньше, чем год назад. Отмечу, что только за первые выходные – 23 и 24 декабря - "Горный воздух" принял 4 тыс. 950 горнолыжников и сноубордистов. Для сравнения – годом ранее в день открытия здесь побывали 843 человека.

Вскоре порадуем поклонников зимних видов еще одним ярким событием – в работу будут запущены новые трассы протяженностью около 10 км на соседней горе Красной.

Так что комплекс развивается, с каждым годом он становится лучше. К 2020 году курорт будет включать в себя 50 км горнолыжных трасс, крупные гостиницы, горнолыжную деревню, два водноспортивных центра, японский бальнеологический комплекс.

- Согласно октябрьским поправкам Госдумы в бюджетное законодательство, Сахалин потеряет большую часть собираемых налогов. Затем Юрий Трутнев предлагал вновь перераспределять средства, если регион будет эффективно их инвестировать. Есть ли конкретные объекты, на финансирование которых вы могли бы направить эти средства?

- Есть, и все эти проекты связаны с социальным развитием региона. Это проекты строительства школ, здания областной больницы, областной филармонии, проекты создания объектов энергетики, дорог, нового жилья, проекты переселения из ветхого и аварийного жилья.

- Какой вы прогнозируете ВРП в этом, и в следующем году?

- Мы думаем, что ВРП Сахалина по итогам года вырастет. Пока мы идем с небольшим приростом, хотя у нас и сам по себе объем ВРП достаточно большой. Исходя из его объема и численности населения области, Сахалин занимает лидирующие позиции в РФ по ВРП. Но опять же, нельзя забывать, что он формируется за счет нефтегазовых доходов. А их всегда очень сложно подсчитать. Окончательную цифру ВРП за 2017 год мы получим только в I квартале 2018 года.

- Какой объем инвестиций вы ожидаете по итогам 2017 года и 2018 года?

- Могу сказать прямо – если брать инвестиции по нефтегазовым проектам, то это несколько сот миллионов долларов по каждому. Если говорить об иных инвестициях, то в целом это сумма около 20 млрд рублей.

- Что вы считаете главным достижением 2017 года для Сахалинской области?

- Главное, что в области продолжает сохраняться положительная демографическая динамика. Растет число многодетных семей - почти на 68% по сравнению с 2013 годом. По такому показателю как "суммарный коэффициент рождаемости" Сахалинская область в числе лидеров среди дальневосточных субъектов, также мы превысили показатель по Российской Федерации. Снижается смертность, увеличивается доля рождений вторых и последующих детей.

Во многом это результат того, что уже несколько лет подряд бюджет Сахалинской области сохраняет социальную направленность. В этом году около 15 млрд рублей было направлено на социальные гарантии - почти 200 мер поддержки. Этот перечень – один из самых внушительных в стране. Всем жителям дотируются тарифы на электричество, воду, газ и тепло. Особое внимание уделяется малообеспеченным и семьям с детьми. Действуют региональный маткапитал, выплаты на питание детей и покупку школьной формы. Многодетные могут рассчитывать на помощь в приобретении жилья и личного автомобиля. В целом Сахалин и Курильские острова становятся все более комфортным местом для жизни. И для нас важно эту динамику сохранить.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще