Эксклюзив 30 ноября 2016 г. 12:54

Губернатор Сахалинской области О.Кожемяко: "Наша главная задача - защищать жителей Сахалинской области, на это направлены все наши действия"

Губернатор Сахалинской области О.Кожемяко: "Наша главная задача - защищать жителей Сахалинской области, на это направлены все наши действия"

В 2017 году правительство Сахалинской области планирует реализовать несколько крупных проектов, среди которых открытие территории опережающего развития на Курильских островах, строительство нескольких туристических объектов и благоустройство Южно-Сахалинска. О том, как эти планы будут реализованы, рассказал в интервью "Интерфаксу" глава региона Олег Кожемяко.

- Олег Николаевич, в этом году активизировались российско-японские отношения, в том числе и экономические. Как вы оцениваете нынешнее состояние отношений между странами, какие видите перспективы развития этих отношений?

- Действительно, после ряда встреч президента Владимира Путина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ был предан новый импульс отношениям, и мы почувствовали это здесь, на Дальнем Востоке.

В прошлом году внешнеторговый оборот Сахалина составил 6 млрд долларов - это почти 30% всего товарооборота между Россией и Японией. Традиционно в Японию экспортируются углеводороды (нефть, сжиженный природный газ, уголь), рыба и морепродукты.

Япония также является важнейшим поставщиком и одним из крупнейших инвесторов. С участием компаний Mitsui, Mitsubishi и Sodeco на территории области реализуются масштабные нефтегазовые проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

В целом в различных секторах региональной экономики сегодня работают около 80 совместных российско-японских предприятий.

Тесные контакты связывают область с ближайшей японской префектурой Хоккайдо. На основе соглашения японские компании принимают участие в дорожном строительстве на Сахалине. Рыбоперерабатывающие предприятия области закупают на Хоккайдо оборудование и комплектующие. Регионы связаны регулярным авиа- и морским паромным сообщением, развиваются туризм и гуманитарное сотрудничество.

Кроме того, Сахалинская область готова предложить японскому бизнесу ряд перспективных проектов по различным направлениям.

В энергетическом секторе – это проекты по увеличению добычи угля на Сахалине, модернизации портовой инфраструктуры и экспорт энергоресурсов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Важнейшим из таких проектов является разработка Солнцевского угольного месторождения и модернизация порта Шахтерск. В этом проекте участвует и японский бизнес.

Перспективы сотрудничества в нефтегазовом секторе связаны с увеличением добычи углеводородов на шельфе о. Сахалин, строительством новых мощностей по сжижению природного газа.

К перспективным проектам в сфере автономной газификации относится строительство мини- и микрозаводов по сжижению или компримированию природного газа. В настоящее время JGC Corporation разрабатывает технико-экономическое обоснование строительства микро-завода по производству сжиженного природного газа на базе Анивского газового месторождения, расположенного на юге острова Сахалин, с последующей реализацией этого проекта.

Также одним из новых направлений сотрудничества может стать взаимодействие в сфере подготовки кадров. При поддержке японских компаний, работающих в энергетическом секторе, сахалинские студенты могли бы проходить практику на современных предприятиях Японии. От ряда японских компаний, таких как Sodeco, и Yokogawa Electric, уже поступили предложения по использованию их потенциала для подготовки студентов, обучающихся в Техническом нефтегазовом институте нашего государственного университета.

- А задействованы ли японские предприятия в развитии городской инфраструктуры?

- В этой сфере уже есть опыт сотрудничества с префектурой Хоккайдо. Совместное предприятие, созданное сахалинской компанией "Востокдорстрой" и японской дорожно-строительной компанией Toa Doro, производит на Сахалине специально разработанную по японской технологии битумную эмульсию, которая адаптирована к островным природно-климатическим условиям.

Востребован японский опыт и в ландшафтном дизайне городских территорий, в развитии и обустройстве городских транспортных сетей и развязок, применении современных способов водоочистки и водоотведения.

В частности, есть заинтересованность в рассмотрении и поддержке проектов в сфере модернизации ЖКХ на основе японского опыта и технологий. К примеру, участие в строительстве завода когенерации и плавления ТБО в южной части острова Сахалин.

- Какие проекты в Сахалинской области в сфере сельского хозяйства реализуются совместно с Японией?

- Нам интересна адаптация японского опыта в животноводстве и растениеводстве к сахалинским условиям. Один из основных ресурсов - рыбопромышленный комплекс области. У нас ежегодно добывается около 700 тысяч тонн рыбо- и морепродуктов.

Также мы реализуем проект "Создание рыбного логистическо-перерабатывающего центра в морском порту Корсаков". Этот центр создается в рамках еще более масштабного проекта по созданию "Рыбной биржи" в регионе. Концепция проекта предусматривает комплексное использование территории порта Корсаков. Основные части проекта – это прием, переработка и хранение рыбопродукции, тарное производство, производство и ремонт снастей и оборудования, оказание полного комплекса сервисных судовых услуг. Предусмотрено создание контейнерного терминала и предоставление услуг логистики. Важные части проекта - создание мощностей по судоремонту, а также организация судостроения на основе модульной сборки средне- и малотоннажных судов.

- Вы упомянули о создании "Рыбной биржи". Оправдала ли она себя?

- Очевидно, что становление биржевой торговли рыбой и рыбопродукцией - многоступенчатый и достаточно продолжительный по времени процесс. Необходимо создать такую торговую систему, которая учтет потребности и продавцов, и покупателей, обеспечит понятную транспортную систему, а всех участников процесса - финансовыми инструментами.

В сентябре 2015 года запущен пилотный проект аукционной торговли на базе системы электронных торгов ЗАО "Сбербанк-АСТ". На текущий момент в торгах заявлено 17 рыбодобывающих предприятий Сахалинской области. К торгам представлено 140 лотов в общем объеме 422 тонны на общую сумму 244 млн руб. Ассортимент продукции - филе гребешка, креветка северная, креветка гренландская, горбуша, треска, консервная продукция.

Большинство рыбопромышленников понимает важность проекта. Ведь организация биржевых и аукционных торгов поможет минимизировать незаконный промысел. Если торговля пойдет через биржу, либо аукционную площадку, покупателю будет понятно происхождение реализуемой продукции. Товар, добываемый контрабандным способом, через биржу не пойдет.

Вместе с тем, чтобы биржа заработала наиболее эффективно, предстоит решить еще ряд вопросов. В первую очередь нам нужно, чтобы в торгах могли участвовать иностранные компании - нерезиденты. Также нужно решить проблему отсутствия на аукционной площадке возможности заключения долгосрочных контрактов на право поставки продукции. На текущий времени запущен процесс исключительно аукционных торгов, биржевые торги рыбопродукцией возможны, но только после получения в ЦБ РФ необходимых разрешений на ведение биржевой деятельности.

И еще один важный вопрос - корректировка и совершенствование процесса электронных торгов. Необходимо придать действующей площадке большую информативность и сделать ее наиболее удобной для пользования.

Поэтому на данном этапе рано делать выводы, оправдала идея себя или нет.

- Отдельный вопрос по Курильским островам. Есть ли какие-то проекты по ведению совместной с Японией хозяйственной деятельности на островах?

- На Курильских островах пока нет таких проектов. Но при этом мы готовы к эффективной работе с иностранными, в том числе японскими деловыми кругами и инвестиционными проектами. Они могут быть реализованы в рыбохозяйственном комплексе: развитие марикультуры, поставка рыбообрабатывающего оборудования. Японская сторона могла бы принять участие в развитии сельскохозяйственных производств: тепличные комплексы, молочное животноводство, туризм, горнорудная промышленность. Также возможно сотрудничество в сфере предупреждения, ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, защиты окружающей среды.

Также в ближайшее время мы планируем создать на Курильских островах территорию опережающего развития, куда планируем приглашать японские компании и создавать совместные предприятия.

- В какие сроки планируется реализация проекта создания территории опережающего развития (ТОР) на островах?

- Создание ТОР "Курилы", в рамках которой для резидентов предоставляются налоговые льготы и преференции, может послужить дополнительным стимулом для развития двустороннего сотрудничества на южных Курилах. Заявка о создании находится на рассмотрении в Минвостокразвития России. Мы уже готовы, собрали все документы. Думаю, что в 2017 году мы создадим ТОР. Это будет третий ТОР на территории Сахалинской области.

- Но, несмотря на реализацию программы социально-экономического развития Курильских островов, местные жители по-прежнему жалуются на качество жизни, оказания услуг, условия проживания. Как решаются эти проблемы?

- Основные проблемы, которые волнуют жителей Курильских островов, связаны с транспортной доступностью. Этот вопрос мы решаем. Расширяем парк самолетов региональной авиакомпании "Аврора". Уже приобретены два воздушных судна типа Dash 8-Q400, которые имеют большее количество посадочных мест и увеличенные объемы багажных отделений. Кроме того, в настоящее время прорабатывается вопрос строительства на островах Парамушир и Шикотан посадочных площадок для этих самолетов.

Финансовые средства на строительство данных посадочных площадок, а также на приобретение двух самолетов типа Dash 6-400 предусматриваются в корректировке действующей федеральной целевой программы (ФЦП) "Социально экономическое развитие Курильских остров 2016-2025 годы".

В рамках ФЦП предусматривается и строительство двух грузопассажирских судов за счет средств областного бюджета.

В целом отмечу, что за последние два года, в частности после ввода в эксплуатацию нового аэропорта Итуруп, пассажиропоток на курильских направлениях увеличился практически на 40%.

При этом транспортная составляющая играет большую роль в стоимости доставки товаров на Курильские острова.

Правительством области принято решение о выплате субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат на поставку по прямым договорам продовольствия российских товаропроизводителей.

Снижены тарифы на перевозку грузов морским транспортом на линии Северо-Курильск-Петропавловск-Камчатский в 3,6 раза. Сейчас за тонну груза предприниматель платит 1 тыс. 93 рубля, а раньше платил 3 тыс. 940 рублей за тонну. В то время как экономически обоснованный тариф составляет 22 тыс. 188 рублей за тонну.

В 2017 году предпринимателям, ведущим торговую деятельность, будет предоставлен льготный тариф на электроэнергию. Ранее тарифы на Курильских островах более чем в 3 раза превышали тарифы на о. Сахалин.

Для социально незащищенных категорий граждан на Курилах организованы социальные магазины. В них на перечень социальных товаров (более 24 наименований) торговая наценка составляет менее 15%.

Кроме того, решаются вопросы создания сельскохозяйственных производств непосредственно на Курильских островах. "Птицефабрика Островная" планирует в 2017 году строительство птицеводческих ферм на о. Итуруп и о. Кунашир. АО "Совхоз Тепличный" планирует строительство до 1 га теплиц на о. Итуруп. Рассматривается возможность строительства круглогодичных теплиц площадью 0,2 га на Северных Курилах (о. Парамушир).

Курильчан также волнуют жилищные вопросы. Они решаются за счет строительства жилья для переселения из аварийного и ветхого фонда.

С марта 2017 года на Итурупе, Кунашире и Шикотане начнется строительство арендного жилья для работников бюджетной сферы. Кроме того, правительство Сахалинской области запускает специальную беспроцентную программу кредитования. Она рассчитана на людей, которые постоянно проживают в трех муниципальных образованиях: Северо-Курильском, Курильском и Южно-Курильском районах. То есть, у курильчан будет возможность получить на десять лет беспроцентную ссуду на строительство жилья. Причем первоначальный взнос не потребуется.

Также в министерстве строительства находится на рассмотрении проект субсидирования затрат юридических лиц на транспортировку строительных материалов и строительной техники на Курильские острова. Планируем, что это позволит снизить стоимость квадратного метра жилья до 65 тыс. рублей.

- Нефтегазовые доходы в бюджет области резко снизились. Какие меры будут приняты для экономического развития региона? Придется ли на чем-то экономить?

- 2015 год стал максимальным за всю историю по объему налоговых и неналоговых доходов. В бюджет поступило 201,3 млрд рублей, в том числе нефтегазовые доходы составили 169,6 млрд рублей или 84% от поступивших налоговых и неналоговых доходов. В 2017 году нефтегазовые доходы ожидаются около 52,2 млрд рублей или 54%, в 2018 году - 36,7 млрд рублей или 52%.

На фоне снижения нефтегазовых доходов прогнозируется рост поступлений в бюджет практически по всем налоговым источникам, не связанным с реализацией нефти и газа.

В 2017 году планируется рост индекса промышленного производства на 3,4%, объема инвестиций в основной капитал – на 37,5%, экономических показателей в сфере транспорта, энергетики, угольной промышленности, рыболовства. В результате налог на прибыль по традиционной системе налогообложения увеличится по оценке на 900 млн рублей.

Учитывая, что прогнозируемых в соответствии с федеральным и региональным бюджетным законодательством источников доходов было недостаточно для исполнения необходимых расходов областного бюджета, было принято решение о возврате в бюджет части средств, вложенных в уставный капитал АО "Корпорация развития Сахалинской области" в размере 9 млрд рублей для финансирования инвестиционных проектов в 2017 году.

В активе корпорации находится более 20 проектов общей стоимостью 117 млрд рублей. На их реализацию бизнесом заявлена потребность в средствах корпорации в размере 53 млрд рублей и 64 млрд рублей – это привлеченные в регион инвестиции.

На сегодняшний день распределено почти 22 млрд рублей на реализацию семи проектов, это почти половина денежного актива корпорации. Остальные проекты будут запущены в следующем году. В результате реализации проектов в регионе будет создано 2,8 тыс. рабочих мест, вклад в бюджетную систему составит более 50 млрд рублей, вклад в валовой региональный продукт – почти 200 млрд рублей.

Если говорить о планах по развитию экономики региона, то основные усилия мы сконцентрировали на развитии ненефтегазового сектора. Это сельское хозяйство, въездной туризм, рыбная отрасль, промышленность строительных материалов. Серьезное внимание уделяем поддержке местного малого и среднего бизнеса, созданию беспрецедентных условий для инвесторов любого уровня.

Правительством взят курс на повышение обеспеченности собственными продуктами питания. В работе более десятка проектов, которые дадут рост собственного производства мяса, молока, овощей от 105% до 150%.

Важным для островного региона является улучшение качества транспортных услуг. С участием средств корпорации реализуются инвестиционные проекты по строительству нового аэровокзала аэропорта "Южно-Сахалинск", морского вокзала для приема пассажирских судов, в том числе круизных, в морском порту Корсаков, приобретение воздушных судов для развития малой авиации на курильском направлении и новых современных вагонов для Сахалинской железной дороги.

Режим свободного порта Владивосток, который действует в Корсаковском районе, привлек внимание иностранных инвесторов. Здесь совместно с российским бизнесом ведется подготовка к созданию судоверфи по сборке маломерных и среднетоннажных рыболовецких судов. В год будут выпускать 28 судов и еще ремонтировать около 35 судов.

- Сократятся ли расходы в бюджетной сфере?

- Мы оставили расходы, связанные с заработной платой работников бюджетных учреждений, коммунальными услугами, медикаментами и продуктами питания, в неприкосновенности.

Бюджет области по-прежнему остается социально ориентированным. На расходы, связанные с социальной сферой в 2017 году, как и в 2016 году, планируется направить более 48% расходов областного бюджета, в 2018 году - 55%, в 2019 году – 56,8% общего объема расходов.

На инвестиционные расходы планируется направить 24,2 млрд рублей, или 25% от общего объема доходов областного бюджета в 2017 году, 17,8 млрд рублей или 25% общего объема доходов в 2018 году и 14,2 млрд рублей или 19% - в 2019 году.

Для сравнения: в первоначальном бюджете 2016 года объем инвестиций составлял 31,1 млрд рублей или 24% общего объема доходов бюджета.

Это означает, что, несмотря на снижение доходной части бюджета более чем на 30%, бюджет Сахалинской области все-таки остается "бюджетом развития, а не проедания".

- В Сахалинской области начало работу Агентство по привлечению инвестиций. Региональные власти рассчитывают, что оно будет способствовать развитию предпринимательства. Какой вы видите эту работу, что нужно сделать в первую очередь?

- В регионе уже существует структура, работающая с инвесторами. Это акционерное общество "Корпорация развития Сахалинской области". Но оно занимается лишь крупными проектами, размер вложений в которых превышает сумму в 250 млн рублей. Что касается проектов меньшего масштаба, то их сопровождение - задача Сахалинского агентства по привлечению инвестиций.

Его деятельность будет строиться на основе принципа "одного окна". Непосредственно с инвесторами в структуре агентства будут работать два отдела – по рассмотрению инвестиционных проектов и по их сопровождению. В агентство может обратиться любой отечественный или иностранный бизнесмен или человек с идеей, желающий развивать бизнес на территории Сахалинской области. Наличие средств, необходимых для реализации начинания, желательно, но это не является обязательным условием.

Бизнесмену помогут подготовить необходимые документы, бизнес-план, определить потребности рынка в товаре, который он намерен производить, или услуге, которую он собирается оказывать, наличие сырья и так далее.

Агентство работает с 15 ноября, и за это время в него поступило около 50 обращений, начиная от вопросов как стать резидентами ТОР и свободного порта, до оказания практической помощи в разработке бизнес-планов.

На сегодняшний момент в работе у Агентства находятся шесть проектов, их инициаторам оказывается практическая помощь по подготовке необходимых документов.

- Правительство области сократило в этом году дотации авиакомпании "Аврора" на 500 млн рублей, осталось только субсидирование внутриобластных перелетов. Какие планы по развитию авиасообщения?

- С 2017 года в регионе начинает действовать новый механизм субсидирования перевозок на внутренних авиалиниях. Это обусловлено снижением возможностей бюджета. Регион не в состоянии как и прежде компенсировать всем без исключения разницу между фактическим и экономически обоснованным тарифами.

Для приобретения социальных авиабилетов на внутренние линии в 2017 году сахалинцам и курильчанам с постоянной пропиской достаточно будет предъявить в кассе паспорт. Количество перелетов по сниженной цене останется нелимитированным.

Кроме того, авиакомпанией "Аврора" в настоящее время прорабатывается вопрос установления специального тарифа для туристических групп с 1 января 2017 года.

Дальнейшее развитие авиасообщения связано с обновлением всего состава техники на линиях, чтобы добиться реальной круглогодичной и максимально регулярной транспортной доступности островов.

- В последнее время Сахалинская область привлекает все больше туристов. Как будет развиваться туристическое направление на острове и сопутствующая инфраструктура?

- Сахалин и Курилы обладает хорошим туристическим потенциалом, это уникальный островной регион. Он имеет огромное количество природных достопримечательностей, объектов культурно-исторического показа. У нас отличные возможности для занятий горнолыжным спортом, дайвингом, рыбалкой, для организации морских круизов и многого другого.

Наша задача использовать этот потенциал в полной мере, создать все условия для качественного отдыха людей, и к 2020 году увеличить поток туристов в область до 600 тыс. человек. На сегодняшний день он составляет около 165 тыс. человек.

Кроме того, на базе существующего санатория "Синегорские минеральные воды" создается бальнеологический курорт. С питьевой галереей, грязевыми и минеральными бассейнами, СПА-комплексом. Минеральные источники санатория обладают уникальными целебными свойствами. Уверен, что в ближайшие годы многие дальневосточники, которые сегодня лечатся и оздоравливаются в Южной Корее, Китае, Японии, будут это делать у нас в Сахалинской области.

Тем более что статус свободного порта, который получил Корсаковский городской округ на юге Сахалина, а также территории опережающего развития, позволят нам строить клиники по иностранным технологиям и регламентам.

В Корсаков на протяжении ряда лет заходят круизные суда. Туристам, прибывающим на них, мы сможем предложить много новых программ по Сахалину продолжительностью от 2 до 8 дней.

Подобный опыт у нас уже есть. Например, японские туристы активно используют формат 72-х часового посещения Сахалина в рамках круизных программ и на морской линии между Корсаковым и Вакканаем. Если три года назад таким образом Сахалин посещало немногим более 3 тыс. туристов из Японии, то в 2015 году уже 6 тыс., в 2016 году Сахалинскую область посетило около 10 тыс. японских туристов.

Что касается других проектов туристического кластера, то они будут реализовываться и на западном побережье Сахалина. Это места с богатыми морскими биоресурсами, удобные для развития яхтенного туризма, рыбалки. Недалеко расположен уникальный природный парк - остров Монерон. Будем строить базы отдыха, яхт-клубы, открывать дайвинг-центры, создавать пляжные зоны.

- Расскажите о реализации ТОР "Горный воздух". На каком этапе сейчас реконструкция спортивно-туристического комплекса? Каких резидентов удалось привлечь в эту зону?

- Главным туробъектом Сахалинской области является горнолыжный комплекс "Горный воздух". В ближайшие годы здесь вырастет протяженность трасс, которые мы оснастим современными канатными дорогами, будет введена система оснежения горнолыжных спусков, что увеличит длительность сезона. Кроме того, будут построены новые гостиницы с широким комплексом сервисных услуг, рестораны - всего более 40 объектов.

Основу комплекса составляет спортивно-туристический комплекс. Здесь действуют 14 трасс разного уровня сложности. Снежная и мягкая сахалинская зима создает идеальные условия для горнолыжного сезона, который длится с начала декабря до середины апреля. К 2020 году мы создадим уникальную зону катания – свыше 85 км трасс с системами искусственного оснежения.

Появится девять канатных дорог, две горнолыжные деревни, гостиницы, водно-оздоровительные комплексы, рестораны, магазины и пункты проката снаряжения. Площадь нового курорта увеличится втрое.

В результате на Сахалине будет создан дальневосточный курорт, не уступающий черноморскому комплексу "Роза Хутор".

- Хотелось бы поговорить об областном центре. Будучи в Южно-Сахалинске, Валентина Матвиенко раскритиковала внешний вид города. Как будут решаться вопросы благоустройства города?

- Да, Валентина Ивановна справедливо подметила недостатки, как человек с большим опытом управления мегаполисом. Работа по улучшению внешнего облика Южно-Сахалинска активизировалась в последние два года. Правительство области оказывает в этом серьезную финансовую помощь муниципалитету. В городе реализуются программы по ремонту дворов, фасадов и крыш многоквартирных домов, модернизируется система общественного транспорта.

В 2016 году было начато обустройство так называемого "гостевого маршрута" для туристов. Появились новые газоны, тротуары, снесены нестационарные торговые объекты. Но, безусловно, предстоит сделать еще очень много, чтобы жители и гости города чувствовали себя более комфортно. На улучшение внешнего облика Южно-Сахалинска в 2017 году из регионального и местного бюджетов планируется выделение более 1 млрд рублей.

Муниципалитет разработал планы по развитию городских улиц и мест для отдыха горожан. Особое внимание администрация Южно-Сахалинска намерена уделить благоустройству городских скверов.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще