- Владимир Валерьевич, какую роль в развитии российского Дальнего Востока играет угольная промышленность?
- Программа развития угольной отрасли РФ на период до 2030 года предусматривает постепенный перенос центров угледобычи именно на Дальний Восток и в Восточную Сибирь. Кроме того, уголь составляет треть грузооборота РЖД, а для БАМа и Транссиба он вообще является основным грузом. Поэтому, думаю, не будет преувеличением назвать угледобывающую индустрию одной из системообразующих отраслей ДФО.
- АО "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК) известна как один из крупнейших инвесторов в дальневосточные проекты. Какие возможности открывает для вас площадка ВЭФ?
- Восточный экономический форум – одно из наиболее серьезных мероприятий в нашей стране по уровню участников и важности вопросов, которые на нем обсуждаются и решаются.
СУЭК работает на Дальнем Востоке полтора десятилетия – и для нас очевидно, что в последние годы процессы развития здесь идут более интенсивно. Я считаю, что была проделана большая и результативная работа по привлечению инвестиций и созданию благоприятного климата для бизнеса.
Важно и то, что ВЭФ собирает также представителей стран Азиатско-Тихоокеанского региона, партнерство с которыми сейчас стратегически важно для СУЭК и всех отечественных угольных компаний.
- Как российские угольщики планируют усиливать свои позиции на рынках АТР?
- Дальневосточные проекты имеют для нас особое значение, поскольку наиболее активный спрос и перспективы роста для нашего бизнеса мы видим как раз на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона. СУЭК будет укреплять свои позиции в АТР: уже сейчас почти 60% наших экспортных поставок идет в страны Восточной и Юго-Восточной Азии, в первую очередь, в Японию, Китай и Южную Корею.
Быстрый рост азиатских экономик – Китая, Японии, Южной Кореи, Тайваня, Индонезии и других стран – был обеспечен надежной и дешевой угольной энергетикой. Перспективы развития сбыта нашей продукции связаны именно с АТР, уголь будет многие годы востребован экономиками стран региона.
Поэтому наша компания реализует на Дальнем Востоке масштабные инвестиционные проекты, которые позволят существенно увеличить добычу, переработку и поставки угля азиатским потребителям. Только в прошлом году в добычные проекты СУЭК в Хабаровском и Приморском краях было вложено 3,3 млрд рублей. Для СУЭК Дальний Восток – территория стратегического роста.
- Какие инвестпроекты обеспечат вам этот стратегический рост? Что в рамках данных проектов планируется сделать в ближайшие годы?
- Развитие угледобывающего предприятия "Ургалуголь" является для нас одним из приоритетных проектов. В 2010 году там добывалось 2,5 млн тонн, мы планируем его довести в ближайшие годы до 10 млн тонн. Построили обогатительную фабрику мощностью 6 млн тонн, в перспективе доведем ее до 10 млн тонн. Общий общем инвестиций превышает 20 млрд рублей.
Год назад мы с министерством по развитию Дальнего Востока РФ подписали инвестиционное соглашение, предусматривающее предоставление государственной субсидии в размере 1,549 млрд рублей. Эти средства будут выделены после того, как мы закончим строительство объектов инфраструктуры по инвестпроектам на участке Правобережный и по увеличению добычи и обогащения на "Ургалугле". На всех объектах строительные работы уже ведутся, сдать их в эксплуатацию планируем в 2017 году.
Другой крупнейший инвестпроект Хабаровского края связан с портом Ванино. В 2008 году мы запустили Ванинский балкерный терминал, который четыре года назад вышел на проектную мощность перевалки в 12 млн тонн, а по завершению программы развития к 2017 году мощность будет доведена до 24 млн тонн. Этот терминал обеспечивает основную перевалку ванинско-совгаванского узла. Суммарные объемы перевалки в Ванино с момента запуска достигнут к октябрю 2016 года уже 100 млн тонн угля. Основной объем инвестиций, по состоянию на текущий момент, составляет уже более 650 млн долларов.
- Получат ли инфраструктурную поддержку ваши планы развития? Есть ли взаимопонимание с РЖД по вопросам совершенствования транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке, где она не так сильно развита, как в центральной России?
- У нас сложились очень эффективные рабочие отношения с РЖД, мы активно взаимодействуем и накопили большой опыт позитивного и конструктивного сотрудничества. Активно работаем над расшивкой узких мест, над повышением эффективности перевозок. В частности, сейчас в рамках программы модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба идут масштабные работы по увеличению примерно на 70 млн тонн пропускной способности в направлении основных тихоокеанских портов. Это позволит обеспечить рост российского экспорта, в том числе и угля, на перспективные рынки АТР.
- В рамках ВЭФ был подписан ряд природоохранных соглашений с Минприроды. Что будет сделано для улучшения экологической обстановки в регионах Дальнего Востока?
- Для нас снижение воздействия на окружающую среду – неотъемлемая часть стратегии компании. На Год экологии, объявленного в Российской Федерации в 2017 году, у нас запланирован целый комплекс мероприятий. В рамках ВЭФ СУЭК, министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования подписали соглашения по природоохранным мероприятиям в "Ургалугле", "Дальтрансугле", "Приморскугле", а также в Малом порту. Если вкратце, то мы нацелены на то, чтобы довести практически до совершенства системы очистки всех видов выбросов сбросов. Всего в 2017 году на природоохранные мероприятия мы направим более 3 млрд рублей, из них 600 млн рублей – на Дальнем Востоке.
- А как налажено взаимодействие с другими органами власти?
- Как я уже сказал, СУЭК работает на Дальнем Востоке уже довольно давно, и мы можем на основании своего опыта сказать, что та работа по региону, которую ведут президент и правительство РФ, исключительно продуктивна. Проекты, которые идут сейчас, реализуются в рамках нового инвестиционного режима, созданного в рамках программы по развитию Дальнего Востока. Произошел качественный скачок в совершенствовании нормативного регулирования, в инвестиционном стимулировании. Это позволяет нам двигаться более активно, вводить в строй новые производственные предприятия, создавать рабочие места, формировать налоговую базу регионов, развивать Дальний Восток.