Уходящий 2015 год стал для Сахалина и Курил годом политических перемен. После отставки предыдущего губернатора в результате громкого коррупционного скандала регион возглавил бывший губернатор Амурской области. О новом правительстве Сахалинской области, экономической ситуации и перспективах развития рассказал в интервью "Интерфаксу" глава региона Олег Кожемяко.
- Олег Николаевич, во время инаугурации Вы заявили, что будете формировать открытое и прозрачное правительство. Завершен ли уже отбор кадров, по каким критериям Вы его проводили?
- Мы их отбираем до сих пор. У нас было временное, переходное правительство, которое досталось при смене власти в регионе. Конечно, часть людей мы поменяли. Часть отсеялась позже - до и после сентябрьских выборов. Перед нами возникли новые задачи, решать которые необходимо, в том числе, исходя из пожеланий населения.
Сегодня команда сформирована практически на 85%. Думаю, до 1 января у нас появится полностью новое правительство во главе с председателем.
Безусловно, я приглашаю людей, зарекомендовавших себя в качестве специалистов, а также тех, кто непосредственно знает специфику Сахалина и может глубже разбираться в проблемах региона. Подбор команды производится по профессиональному признаку.
Кроме того, по моему мнению, в правительстве обязательно нужна "свежая кровь" – люди из бизнеса, от производства, то есть, из соответствующей среды. Чтобы они чувствовали пожелания населения, понимали ситуацию и принципы работы государственного механизма, а также какие проблемы возникают в бизнесе.
Несколько назначений будет именно такого рода. Так зампредом правительства региона по экономике у нас будет представитель банка "Долинск" – среднего по размерам, но довольно успешного регионального банка. Он местный. Агентство по туризму возглавит Олег Маямсин, известный дайвер, охотник и рыбак, знающий хорошо природу. Скорее всего, местным будет и руководитель областного здравоохранения. Министром торговли и кураторами рыбной отрасли также будут представители региональных кадров.
С каждым чиновником мы подпишем контракт, где будут зафиксированы результаты, которых он должен достичь в течение года, а спустя это время будем смотреть и принимать окончательное решение.
Нельзя сказать, что правительство будет сформировано только из моих людей. В большей степени в нем будут местные жители, но из приглашенных, безусловно, те люди, которых я знаю. Впрочем, есть и такие, как, например, министр культуры, которого мы долго подбирали, учитывали рекомендации и пришли к выводу, что он имеет шансы прославить сахалинскую землю. Но об итогах его работы, как и остальных, можно будет судить через год.
- На инаугурации Вы также говорили, что хотите сделать Сахалин одним из лучших регионов не только Дальнего Востока, но и России. Есть ли у региона такой шанс? Каким образом Вы планируете это сделать?
- У Сахалинской области есть такие возможности. Наличие серьезных денежных средств - не самый главный элемент привлекательности региона. Главной задачей развития Сахалина и Курил мы считаем раскрытие их туристического потенциала.
Базовая экономика, к счастью, у региона есть. Пусть цена на нефть и газ падает, их добыча неизменно растет. Есть устойчиво работающая рыбная отрасль, также дающая рабочие места. Но у нас также есть вещи, которых в таком сочетании больше нигде нет: красивая природа и мягкий климат, зимой располагающий к катанию на горных лыжах, летом – к рыбалке, пляжному отдыху, Курильские острова, которые сами по себе является жемчужиной региона. Задействовать этот потенциал - наша задача.
- Расскажите подробнее о возможностях региона в этой сфере.
- Если говорить о зиме, то это горнолыжный туризм. Наши трассы работают с декабря по середину апреля. Где такое может быть? Мы будем и дальше развивать это направление: сейчас у нас 23 километра трасс. За два года собираемся увеличить их почти в два раза – до 43 километров. Сделаем трассы и подъемники на горе Красная.
На Сахалине очень комфортный климат: зимой температура днем до -10 градусов, ночью – до -15. При этом до -20 снег хороший.
У подножия гор отличные возможности для занятий биатлоном. Планируем к 2018 году построить там биатлонный центр по самым высоким стандартам.
Покатавшись в горах, туристы могут съездить на рыбалку, поймать корюшку или селедку. И это все в пределах одной округи.
Недалеко есть и бальнеологический курорт "Синегорье", в который мы также инвестируем средства, с уникальными мышьяковистыми водами, а также лечебные грязи озера Изменчивое. То есть, катание на лыжах или снегоходах можно совмещать с пребыванием в санатории.
Летом возможностей не меньше. Они связаны с рыбалкой, дайвингом, посещением острова Монерон (там расположен первый в России морской природный парк - ИФ), Курильских островов. На острове Итуруп, в частности, открылось туристическое агентство, заканчивается строительство современной гостиницы. Там и зимой есть возможности для горнолыжного отдыха и катания на снегоходах. А летом – велосипедные и конные прогулки, катание на катерах.
Мы также собираемся организовывать гастрономические туры в район Невельска, когда пойманного туристом краба сразу же можно будет приготовить. Для этого через туристические агентства будем выдавать разрешения на вылов краба и креветок на удильные снасти. Никаких проблем в этом не видим.
Уже не говорю о прогулках по экологическим тропам на сахалинских хребтах, когда можно увидеть море и справа и слева от себя.
Кстати, Северные Курилы не менее интересны и уникальны: острова Парамушир, Шумшу с военно-историческим музеем под открытым небом, где располагаются остатки японских танков.
Так что Сахалин располагает всеми возможностями для того, чтобы сделать из него туристический центр не только Дальнего Востока, но и гораздо большей территории.
- Что сейчас для этого уже делается?
- Мы работаем над инфраструктурой – на Сахалине все дороги до районных центров будут заасфальтированы, чтобы была возможность спокойно проехать на машине, мотоцикле или велосипеде от Корсакова до Охи. Договоримся с рыбаками, чтобы за небольшую плату туристы могли бы поесть ухи на рыбацком стане или посмотреть, как идет на нерест рыба.
При этом нельзя сказать, что мы нарисовали себе картину и пребываем в иллюзорном мире. Нет. У нас реально предусмотрены средства (как инвесторов, так и наши) на реализацию проекта горнолыжного комплекса "Горный воздух". Финансово обеспечено продолжение проекта бальнеологического курорта. Вдобавок к имеющемуся курорту "средней руки" там должны построить курорт "премиум-класса" с упомянутыми водами, модной сейчас системой "детокс", а также отдельными коттеджами для постояльцев.
Все это рассчитано и на внутренний туризм, чтобы наши люди с высоким достатком, работающие в нефтегазовой сфере или рыбной отрасли, могли выбирать между курортами мирового уровня и нами.
Кстати, горную деревню для комплекса мы разрабатываем совместно с оператором олимпийского курорта "Роза Хутор". Так что тоже рассчитываем на появление у нас курорта мирового уровня.
С точки зрения финансирования уже решены вопросы по строительству аэропорта, здания вокзала и взлетно-посадочной полосы. Вместе с компанией "Аэрофлот" планируем докапитализировать нашу дальневосточную авиакомпанию "Аврора", и у нас появится семь новых самолетов. Это увеличит вдвое наши возможности по созданию маршрутов в регионы Дальнего Востока, а также в азиатские страны.
Пока рассчитываем на раскрытие туристического потенциала для жителей Дальнего Востока и не особо включали в свои планы Южную Корею, Японию и Китай. Это впереди, сейчас мы только в начале пути. Те объекты, о которых я говорил, должны появиться в регионе в 2017-2020 годах.
- Не окажется ли социальная сфера при этом в тени?
- Наряду с развитием туристического потенциала мы также ставим задачи развития собственной продовольственной базы (вопрос продовольственной безопасности по основным продуктам питания от поставок извне рассчитываем решить в ближайшие два года) и повышения качества жизни, в том числе благоустройства.
Я бы не сказал, что все сейчас хорошо в социальной сфере, что нет проблем по оснащению больниц и школ. Доступность медицинских услуг у нас пока, как и в других регионах, далека от совершенства. Особенно первичного звена. Но и здесь мы будет двигаться вперед.
Важно сделать так, чтобы цена на продовольственную продукцию была доступна для большинства сахалинцев и курильчан. Пока этого нет. Нам удалось снизить цены по четырем-пяти основным видам рыбы в сети магазинов "Доступная рыба", но в целом ситуация остается сложной. Стараемся реализовывать фермерскую свинину по 250 рублей/кг. Вообще по мясу мы обеспечены пока только на 8%. В регионе можно создать все. Причем, это все раньше было, и мы создадим снова.
Перед людьми, которых мы приглашаем в правительство, стоят и эти задачи.
- Будете ли продолжать развивать рыбную промышленность? Какие в этой отрасли будут проекты?
- Рыбная промышленность и без нас хорошо развивается. Сейчас приняты нормативные акты, дан ряд поручений со стороны президента РФ по президиуму Госсовета, который состоялся в октябре. В результате рыбаки будут больше внимания уделять берегу – переработке и выпуску продукции на экспорт с высокой добавленной стоимостью, ремонту и строительству судов на наших верфях. Мы, в свою очередь, должны создать условия для развития отрасли и их создаем.
В частности, вместе с инвесторами построили холодильник для рыбной биржи, где открыта легальная и прозрачная продажа рыбы. Электронную площадку для рыбных аукционов организовала дочерняя структура "Сбербанка".
На биржу японцы будут поставлять свежую рыбу, которую могут покупать рестораторы Москвы и других крупных городов. Такая потребность существует - сейчас много японских ресторанов и закусочных, но никто не полетит за маленькой партией тунца в Японию. А доставка на материк больших партий определенных видов продукции (креветка, устрицы, гребешок, свежая рыба) делает их приемлемыми по цене. Рыбная биржа и аукционная площадка будет одним из важных элементов нашей рыбной отрасли.
Мы продолжим поддерживать консервное производство на Северных Курилах. Это делается в виде дотаций на электричество либо субсидирования процентных ставок по кредитам. Но такая поддержка происходит уже в режиме оперативной работы.
- Другой важной для региона сферой является нефтегазовый сектор. Удалось ли решить вопрос по строительству НПЗ на Сахалине? И как будут развиваться проекты по газохимии в регионе, о которых вы заявляли в конце сентября?
- К счастью, это тоже не наша забота. НК "Сахалин Энерджи" приняла решение о строительстве второй очереди завода. Думаю, что к 2020 году завод должен заработать, учитывая, что люди там трудятся серьезные и слов на ветер не бросают.
Для нас вопрос, где будет построен завод, не так важен. Потому что мы получаем доход от добычи. Конечно, лучше если завод построят у нас – появятся дополнительные рабочие места, но кардинально картину доходов это не изменит.
Что касается газохимии, на первом этапе мы намерены решить вопросы, связанные со строительством заводов по сжатию газа (производству компримированного газа). Этот газ будет использоваться в работе объектов ЖКХ, муниципального транспорта, поставляться на частные заправки и т.д. Это наша региональная программа, и она предполагает, что у существующих и принадлежащих ПАО "Газпром" газораспределительных сетей мы поставим такие заводы и ускорим газификацию в регионе. Ведь в какой-то населенный пункт не надо героически, через сопки тянуть газопровод – достаточно построить газгольдерную установку и завозить сжатый газ газовозом.
Такие заводы должны появиться в течение 2016-2017 годов. К 2018 году они должны заработать. Это не такое сложное производство.
Мы также рассчитываем, что после 2016-2017 годов, когда экономическая ситуация изменится, на приход инвесторов по строительству других предприятий, связанных с газохимией, - по производству метанола, возможно, даже удобрений. Мне кажется, такие вопросы нужно ставить. Думаю, что и наши компании "Эксон Мобил" и "Сахалин Энерджи" будут подбирать партнеров для реализации таких проектов.
- А что, на ваш взгляд, для Вас и региона будет самым сложным в этот экономический кризис?
- Самое главное, чтобы мы жили по средствам. Наши оперативные расходы (на содержание социальных учреждений, поддержку системы оплаты труда, всех социальных гарантий и др.) должны базироваться на доходах, которые мы получаем.
Чтобы поддержать нашу экономику и, в частности, ее доходы, мы с Фондом развития Дальнего Востока (и под его руководством) создали АО "Корпорация развития Сахалинской области". Туда заведены 50 млрд рублей, накопленных ранее в результате профицита бюджета. Сейчас мы будем использовать эти средства на реализацию наиболее важных и нужных для нас экономических проектов: в частности, заводов по сжатию газа, проекта, увеличивающего объемы добычи угля в Углегорске с 3,5 до 10 млн тонн, производство кленового бруса, кирпича, проекты в агропромышленной сфере. При этом эти средства возвратные, идущие под различными процентами. То есть, система периодически будет генерировать эти 50 млрд рублей, которые пойдут на другие, новые проекты.
- Удается ли сейчас привлекать инвесторов на созданные на Сахалине территории опережающего развития?
- На ТОР "Южная" уже работают ГК "Агро-Белогорье" и ООО "Мерси Агро" – в проектах по строительству свинокомплексов. Что касается "Горного воздуха", то на строительство деревни у нас также имеются кандидаты. Рыбная отрасль вся за счет инвесторов будет развиваться. Поэтому мы не рассматриваем эти проекты в сфере расходования бюджетных инвестиций.
- Насколько крупными могут быть потери для бюджета в следующем году?
- Бюджет был 200 млрд рублей. В следующем году он, возможно, составит 145 млрд. Пересчет будет уже в феврале, когда начнет зачисляться налог на прибыль за 2015 год. Мы его ожидаем 110-115 млрд рублей.
Мы предусмотрели все необходимые средства на экономические проекты, а что касается расходов на социальную сферы и инфраструктуру, то они помещаются в эту сумму.
- Во времена кризиса обостряется проблема оттока людей. Как можно выйти из этой ситуации, чтобы люди оставались и не уезжали с острова?
- Хорошими условиями жизни. Когда человеку комфортно, и у него есть возможность построить здесь жилье, то он сразу остается. Если он может отвести ребенка на детскую площадку, отдать в спортивную секцию, сводить в бассейн, аквапарк, на каток или покататься на горных лыжах, это также не вызовет желание уехать. По большому счету, надо еще поискать, в каком регионе все это можно сделать.
У нас в регионе создано свое ипотечное агентство. Ипотека выдается под 7%. Тем, кто родил второго ребенка – под 3,5%, третьего – ставка снижается до нуля. Также нулевая ипотека существует для семей с ребенком-инвалидом. Сейчас стоимость квадратного метра жилья по ипотеке у нас составляет 60-65 тыс. рублей. Наша программа рассчитана на 10 лет. Причем, как и в случае с корпорацией развития, это возвратные средства, которые находятся в обороте и притягивают новых участников ипотечного строительства.
Для тех, кто не имеет возможности или не хочет покупать квартиру, мы строим арендное жилье. Стоимость его аренды в два раза меньше, чем коммерческого. Кстати, такое же жилье мы строили в Амурской области.
- Уходящий год был для Сахалинской области непростым. Накануне того, как Вы возглавили регион, было заведено несколько уголовных дел по фактам коррупции среди сахалинских чиновников. За прошедшие месяцы удалось ли переломить ситуацию, на Ваш взгляд?
- Думаю, в целом да. Понятно, что еще какое-то время будут возникать отголоски по старым делам и контактам. Но в целом настрой у меня и у тех, кто со мной пришел, эту болезнь вылечить. Для этого должны создаваться инструменты, которые помогают минимизировать возможность людям поддаваться искушению – как на региональном, так и на муниципальном уровне.
В частности, мы делаем службу единого заказчика, создаем министерство по закупкам, обеспечиваем большую прозрачность и публичность важных процедур, увеличиваем долю конкурсов с участием нескольких подрядчиков. Это простые и понятные способы, также помогающие в борьбе с коррупцией.
- Немного более личный вопрос, удалось ли уже обустроиться в новом для вас регионе?
- Обустроиться в домашнем быту пока никак не получается. Живу на служебной квартире, не могу подобрать участок. Сейчас нашел под Невельском место, где можно построить усадьбу. В Амурской области, в Черняево у меня был свой дом с собаками и скотиной. Можно было приехать, немного поработать и, что называется, душу отвести. Сейчас попытаюсь сделать то же на Сахалине.
- Что вам на острове нравится, чего не хватает?
- А чего тут может не хватать? Все нравится. От моей служебной квартиры в Южно-Сахалинске в нескольких минутах ходьбы лыжные трассы, чуть дальше "Горный воздух", а в выходной можно съездить порыбачить. Назовите мне, где еще так можно?
Я могу сравнивать с Амурской областью, там тоже (пусть и в меньшем количестве) есть снег. Но особо на лыжах не побегаешь – температура ниже 25 градусов вплоть до середины февраля. Тут климат комфортнее, и снега много, вот такие здесь преимущества.
- И в завершении интервью – совсем скоро новогодние праздники. Что бы Вы, как губернатор, пожелали своим жителям?
- Верить в Сахалинскую землю, любить ее и знать, что с каждым годом она нашими совместными усилиями будет становиться все лучше и лучше!