Эксклюзив 20 ноября 2015 г. 10:40

Спасатель первого класса Камчатского филиала ДВРПСО МЧС России В.Федоров: "Главное в работе спасателя - постоянное совершенствование"

Спасатель первого класса Камчатского филиала ДВРПСО МЧС России В.Федоров: "Главное в работе спасателя - постоянное совершенствование"

            По итогам регионального этапа Всероссийского фестиваля "Созвездие мужества" 2015 года спасатель первого класса Камчатского филиала Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда поиска и спасания на водных объектах Виктор Федоров признан лучшим спасателем на Камчатке. Этой профессии В.Федоров посвятил почти 20 лет. За эти годы он спас десятки людей из самых разных чрезвычайных ситуаций, многое повидал. О своей работе лучший спасатель Камчатки рассказал агентству "Интерфакс - Дальний Восток".

            Виктор Вячеславович, Вы посвятили работе спасателя 17 лет. Чем привлекла эта профессия?

            - Я пошел по стопам отца. Мой отец - Вячеслав Григорьевич Федоров - заслуженный спасатель России, он много лет посвятил этой профессии, много лет руководил региональной поисково-спасательной базой. Мне тоже хотелось оказывать помощь людям, и в 1998 году я стал работать спасателем. Сначала пришел в региональную поисково-спасательную базу гражданской авиации (РПСБ ГА). Часто летали с санзаданиями на суда, находящиеся в море, приходилось оказывать помощь и экипажам воздушных судов, потерпевшим бедствие. Например, в 2003 году искали вертолет, на борту которого находился губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов.

            - Как происходили поиски вертолета?

            - Помню, в тот момент, когда поступила информация о его пропаже, я ехал по трассе из Петропавловска-Камчатского в Елизово. У спасателей РПСБ готовность к вылету в летнее время составляет 30 минут, зимой - 45 минут. Мигом примчался в аэропорт. Мы знали примерный квадрат, где пропала связь с вертолетом, но в том районе не было погоды. Как только погода улучшилась, мы тут же вылетели на поиски и через некоторое время обнаружили обломки вертолета. В вертолете летели официальные лица, все они были в строгих костюмах. Очень хорошо помню, как из-под обломков фюзеляжа виднелись белые рубашки, а ветер трепал галстуки...

            - Наверняка часто, выезжая на задание, Вы заранее знаете, что помощь оказывать уже некому, и нужно будет извлекать из-под обломков погибших людей. Какие эмоции при этом испытываете?

            - В таких ситуациях эмоции будто отключаются, и ты просто знаешь, что тебе надо выполнить работу - найти людей или извлечь их, например, из автомобиля.

            Пару месяцев назад на спуске у грузовика отказали тормоза, и его водитель столкнулся с легковым автомобилем. Водитель легковушки оказался зажат в искореженном автомобиле, получил очень серьезные повреждения. Пока мы деблокировали его с помощью гидравлического инструмента, я разговаривал с ним, пытался держать его разговором в сознании. Ему было очень тяжело общаться, но он старался. "Скорая помощь" приехала уже после того, как мы вытащили мужчину и уложили на носилки. Все это время он был в сознании, но облегчить его страдания, вколоть обезболивающие мы не могли - по закону спасатели не имеют права оказывать медицинскую помощь. Позже я узнал, что он умер в больнице. Вот это, пожалуй, самое печальное в нашей работе - когда умирают люди, когда спасти человеческую жизнь не удается.

            - А случаи со счастливым концом запоминаются?

            - Конечно. И к счастью, в нашей работе все же больше ситуаций, когда удается помочь людям. Часто вспоминаю случай, когда поступил вызов на ДТП. "Кировец" вез на прицепе большую железную болванку. Водитель не справился с управлением, и автомобиль на большой скорости съехал с дороги в кювет, а эта болванка влетела в кабину. Когда мы примчались на место происшествия и увидели эту картину, то подумали, что человека там зажало намертво - кабину просто смяло под весом железного груза. Но когда мы извлекли водителя из кабины, оказалось, что у него лишь незначительные царапины. Как его не передавило той огромной махиной, - до сих пор ума не приложу. В рубашке человек родился.

            Или вот тоже недавний случай. Пятеро рыбаков перевернулись на маломерном судне в бухте Мутная. Им всем удалось выбраться на берег живыми и полностью невредимыми. Они развели костер, набрали ягод и стали ждать помощи. Когда мы прилетели, нам оставалось только поднять их самих и их вещи на борт вертолета и привезти в город.

            Удивительный случай произошел осенью этого года. Пенсионерка потерялась во время сбора грибов в лесу. Ее искали пять дней, "прочесали" огромную территорию, искали ее в лесу, на дачных участках и на дорогах, искали цепью, кричали, но никак не могли найти. И вот на пятый день поисков в очередной раз решили проверить дороги - и одной поисковой группе удалось найти ее живой и невредимой. Уставшая женщина как раз вышла из леса и сидела на дороге. Как оказалось, все пять дней она то бродила в лесу, то выходила на дороги, но из-за того, что вулканы были затянуты облаками, никак не могла сориентироваться, куда ей идти, и снова уходила в лес. Несколько раз встречала медведей, но ей удалось избежать нападения косолапых. Наших криков все эти дни она просто не слышала.

            - На Камчатке очень часто происходят несчастные случаи в горах, в лесу. В чем, на Ваш взгляд, основная причина таких происшествий?

            - По моему мнению, такие происшествия происходят из-за халатности, причем чаще всего случаются с теми, у кого за плечами большой опыт. В альпинизме, в море, в парашютном спорте чаще всего гибнут те, кто начинает считать, что им все по плечу. У таких людей не просто большой, а огромный опыт в своем деле. Был случай, когда два японских альпиниста с большим опытом восхождений решили подняться на вулкан Алаид. Они отказались от проводника, посчитав, что и так хорошо знают горы. В итоге оба сорвались и погибли. Их тела мы позже нашли и забрали на вертолете.

            - Что главное в этой работе?

            - В первую очередь - постоянное совершенствование, постоянное поддержание себя в форме. Ведь для того, чтобы оказать человеку помощь, спасатель сам должен быть готов к любой ситуации. Я имею в виду и физическую форму, и профессиональную подготовку. Спасатель постоянно должен учиться. И я до сих пор учусь - на своих ошибках и на чужих. И постоянно повышаю свою квалификацию: я инструктор парашютной службы 2-го класса, судоводитель маломерных судов и гидроциклов, тракторист-машинист категории "А" и "Е", водолаз 3-го класса, водитель всех категорий. И самое главное, что у меня есть руки и голова, чтобы научиться еще чему-то.

            - Какая специальность из всех тех, что у Вас есть, ближе?

            - Для меня ближе всего, конечно, десантирование из воздушного судна и работа выпускающего спасателей из вертолета. За годы работы я совершил более 900 спусков беспарашютным способом (беспарашютное десантирование - это спуск на землю из воздушного судна по тросу с помощью специальных спусковых устройств - ИФ) и около 500 прыжков с парашютом. В работе выпускающего главное - это внимание за действиями спасателей. Ответственность за их жизни и за то, чтобы они правильно и безопасно спустились на землю, несет именно выпускающий.

            - Какие качества нужны человеку, чтобы стать хорошим спасателем?

            - Самое главное - это самообладание. Если ты можешь уследить за собой, то сможешь уследить за другим, а также оказать помощь пострадавшему.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще