Эксклюзив 13 августа 2015 г. 11:51

Генеральный директор ПАО "Камчатскэнерго" С.Кондратьев: "Лицензирование управляющих компаний не стало фильтром для проходимцев"

Генеральный директор ПАО "Камчатскэнерго" С.Кондратьев: "Лицензирование управляющих компаний не стало фильтром для проходимцев"

             Компании, управляющие многоквартирными жилыми домами в Камчатском крае, задолжали ПАО "Камчатскэнерго" более 2,5 млрд рублей за поставленную и уже потребленную тепловую и электрическую энергию, а также за горячее водоснабжение. Как долги отражаются на жителях Камчатки и на самой энергокомпании, что изменилось после введения лицензирования управляющих компаний и кому лучше доверить управление своим домом агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал генеральный директор ПАО "Камчатскэнерго" Сергей Кондратьев.

            - Сергей Борисович, с 1 мая 2015 года осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензии в России запрещено. Что изменилось после введения лицензирования управляющих компаний?

            - Предполагалось, что лицензирование станет неким фильтром, не допускающий к управлению жилфондом аферистов и проходимцев. Но этого, в ряде случаев, не произошло.

            Наиболее яркий пример для Камчатки - ООО "МИГ ЖКХ". Эта управляющая компания без труда получила лицензию, несмотря на то, что ее руководители причастны к управлению в прошлом двумя организациями, суммарный долг которых перед "Камчатскэнерго" за потребленные ресурсы составляет почти 200 миллионов рублей.

            С июля ООО "МИГ ЖКХ" работает в Петропавловске-Камчатском. Под его управлением находится социально важный специализированный жилой фонд - это более 30 многоквартирных общежитий в краевом центре. Собственником подавляющего большинства квартир в этих общежитиях является администрация Петропавловска-Камчатского. То есть, это муниципальный жилой фонд, и только муниципалитет решает - какой из организаций доверить управлять им. Городские власти почему-то выбрали "МИГ".

            Любопытна история этой управляющей компании, вернее, двух ее учредителей и руководителей. Как минимум один из этих людей состоял в руководстве компании МУП "Горизонт", именно "Горизонт" ранее управлял общежитиями в краевом центре. На данном предприятии была введена процедура банкротства, насколько я помню, оно уже исключено из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). При этом, у "Горизонта" осталось более 30 миллионов рублей долга перед "Камчатскэнерго".

            Управлять общежитиями на место "Горизонта" пришла новая организация - ООО "Городская объединенная управляющая компания" (ООО "ГОУК") образовавшаяся во времена, когда лицензия еще не требовалась. Руководителями этой компании являлись все те же физические лица, что и учредители "МИГа". За время своей деятельности "ГОУК" накопила перед "Камчатскэнерго" более 150 миллионов рублей долгов. Когда изменилось законодательство, и было введено лицензирование, руководители "ГОУК" не захотели проходить эту процедуру, и приняли решение о добровольной ликвидации своего предприятия.

            Вместо "ГОУК" учредители зарегистрировали ООО "МИГ ЖКХ". Эта управляющая компания, созданная "с чистого листа", не имеет никаких долговых обязательств. Организация без проблем получила лицензию. Наверное, на эти факты должен был обратить внимание представитель муниципалитета, являющийся членом лицензионной комиссии.

            Сейчас "МИГ" рассылает жильцам общежитий квитанции за электричество, тепло и горячую воду, хотя с энергетиками у организации никаких договоров не заключено. То есть, они продолжают копить долги перед "Камчатскэнерго", а на какие цели тратят собранные с населения деньги за коммунальные услуги - нам неизвестно.

            - Но как же могло произойти, что власти Петропавловска-Камчатского доверили этой компании управлять муниципальным жилфондом?

            - Думаю, что в этом разберутся правоохранительные органы. Мы написали заявления в полицию и в прокуратуру, эти ведомства и должны дать правовую оценку как деятельности руководителей "МИГ ЖКХ", так и действиям чиновников из администрации Петропавловск-Камчатского.

            По моему мнению, отдав муниципальный жилфонд в управление лицам, наращивающим задолженность и ликвидирующим компании, дав им "зеленый свет", городские власти поощряют недобросовестных коммерсантов в сфере ЖКХ. Сумма в 200 миллионов рублей - это очень много для нашего дотационного региона. Такая политика администрации Петропавловска-Камчатского, на мой взгляд, способствует, чтобы эти деньги попали в тариф, который потом придется субсидировать. В этой ситуации мы намерены бороться до конца. Тут без вариантов. Надо прекращать на территории Камчатки практику ухода от долгов, и это, прежде всего, ответственность муниципалитета.

            Соответствующие обращения "Камчатскэнерго" также намерено направить в адрес врио губернатора Камчатского края, полномочному представителю президента РФ в ДВФО и в Генеральную прокуратуру РФ.

            - Была ли возможность у "Камчатскэнерго" вмешаться в ситуацию на этапе, когда "МИГ УЖКХ" проходил процедуру получения лицензии, обратить внимание лицензионной комиссии на огромные долги, накопленные руководителями организации?

            - В комиссии, выдающей лицензию, нас (представителей "Камчатскэнерго" - ИФ) нет. Конечно, это неправильно. Пусть не членом комиссии, но представителей энергокомпании можно было бы, по крайней мере, ввести в какие-то рабочие совещания по той или иной компании, чтобы давать характеристику ее руководителям… Но, нет…

            - Долги управляющих компаний перед "Камчатскэнерго" составляют 2,5 миллиарда рублей, для Камчатки это - огромные деньги. За какой срок накопили такие долги и почему они образовались?

            - 2,5 млрд рублей - это только "просуженные" долги, уже подтвержденные судебными решениями. Они образовались в течение последних двух-трех лет.

            Откуда взялись эти долги? Об этом можно судить по уголовным делам (а их порядка 19), возбужденным против руководителей камчатских управляющих компаний. Речь идет о злоупотреблениях с коммунальными платежами. Руководители управляющих организаций вместо того, чтобы заплатить "Камчатскэнерго" за поставленный товар - а тепловая и электроэнергия являются обычным товаром - расходуют денежные средства "на иные цели". То есть, на деньги, собранные с населения за потребленные энергоресурсы, они, например, покупают себе квартиры в Москве, дорогие машины, партии рыбных консервов, которые потом перепродают… Тут бесконечное число вариантов, в зависимости от той или иной компании и приговора суда в отношении ее руководителей.

            Схема деятельности таких управляющих компаний налажена: накопить долги, обанкротить свою организацию и забыть про кредиторов. А дебиторскую задолженность населения, если она есть, как правило, продают с большим дисконтом коллекторам, которые на этом зарабатывают деньги.

            - Реально ли для энергокомпании получить долги от управляющих компаний?

            - Мы вынуждены бесконечно судиться, чтобы взыскать деньги за поставленный товар, и в итоге - как бы управляющие компании не затягивали процессы, выигрываем дела.

            Проблема в том, что получить деньги, в большинстве случаев, невозможно. Средства руководителями обанкротившихся организаций уже потрачены на те самые "иные цели". А при многомиллионном обороте этих компаний, имущества у них изначально нет. Ведь что такое управляющая компания? Это просто некая оболочка. Достаточно иметь 10 тысяч рублей уставного капитала, арендовать помещение, кабинет… Транспорт, компьютер тоже можно взять в аренду и не ставить их на баланс предприятия, если изначально планируется обанкротить компанию.

            Контроля же над управляющими компаниями в процессе их деятельности, когда у предприятия еще имеются деньги на счетах, сегодня нет, хотя законодательство и дает такое право. Как только компания начинает копить перед нами долги, мы пишем письма в правоохранительные органы: "обратите внимание на эту организацию". Но получаем на это формальные ответы. Как правило в основе ответа - "Ваша ситуация - это спор двух хозяйствующих субъектов. Идите в суд". Примечателен один из ответов прокуратуры: "Наличие задолженности не является нарушением порядка расчетов". Без комментариев…

            - Как отражаются долги перед "Камчатскэнерго" на жителях Камчатки и на самой энергокомпании?

            - Растет тариф на коммунальные услуги, предоставляемые энергетиками. Если у задолжавшей управляющей организации нет имущества, то мы на основании постановления судебного пристава-исполнителя о невозможности получения денег вынуждены вписывать дебиторскую задолженность в тарифную составляющую. И оплатить эту задолженность должен будет добросовестный потребитель.

            А компания "Камчатскэнерго" из-за недополученных денежных средств, в первую очередь, отказывает себе в развитии, в инвестициях. Мы не можем построить новые подстанции, не можем модернизировать центральные тепловые пункты, поставить, допустим, более технологичное насосное оборудование. Не хватает денег не то что на развитие, а на обычную операционную деятельность компании. Поэтому мы вынуждены брать кредиты под те процентные ставки, которые продиктованы существующей экономической ситуацией в стране. Проценты, опять же, лягут на плечи добросовестных потребителей.

            - Так как же собственнику жилья выбрать управляющую компанию, как определить - насколько она добросовестная? Что посоветуете?

            - Во-первых, проверить - не исключена ли компания из ЕГРЮЛ. Ведь существует очень много мошенников. Надо, конечно, убедиться в порядочности руководителей управляющей организации, поспрашивать о результатах их прежней работы, составить на них характеристику. Эту информацию можно получить через интернет, из сообщений СМИ. Можно посмотреть на сайте налоговой инспекции. Я считаю, что компания должна быть с нормальным уставным капиталом, который составляет не 10 тысяч рублей, а гораздо больше. Чтобы уставным капиталом данная организация могла ответить по всем своим обязательствам в случае возникновения какой-либо спорной ситуации, чтобы, стремясь сохранить его, предприятие старалось обеспечить качество работ в доме, вовремя расплачиваться с поставщиками, подрядчиками. Я все-таки более склонен доверять компаниям, в которых есть муниципальное участие, потому что муниципалитет на сегодня - это власть, а она более подконтрольна и прозрачна, нежели мелкие частные управляющие компании, принадлежащие физическим лицам.

            На мой взгляд, лучше всего управляют жилфондом товарищества собственников жилья. ТСЖ - это организационно-правовая форма. Управляющая же организация, как правило - Общество с Ограниченной Ответственностью. И там, и там - юридическое лицо. Только вся разница в том, что у ООО основная цель - это извлечение прибыли. То есть, грубо говоря, получить с населения 100 рублей на ремонт подъезда, и сэкономить на затратах, наняв более дешевую рабочую силу и потеряв в качестве. А ТСЖ, даже если и заработает прибыль, то не сможет выплатить с нее никакие дивиденды, все средства оно обязано направить только лишь на благоустройство своей территории. Поэтому, как правило, в ТСЖ не встречается ни воровства, ни злоупотреблений. Надеюсь, когда-нибудь к этому придут все управляющие организации.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще