Эксклюзив 13 марта 2015 г. 16:11

Министр ЖКХ и энергетики Якутии А.Колодезников: "Будем переходить на российское оборудование, если это будет выгодно по цене и качеству"

Министр ЖКХ и энергетики Якутии А.Колодезников: "Будем переходить на российское оборудование, если это будет выгодно по цене и качеству"

В условиях практически полугодовой зимы в Якутии проблемы ЖКХ и энергетики всегда находились на особом контроле у республиканского правительства. Министр ЖКХ и энергетики Якутии Алексей Колодезников рассказал агентству "Интерфакс - Дальний Восток"  о том, готова ли Якутия к новому "северному завозу", как отразился кризис на приобретении импортного оборудования и строительстве крупных объектов, какие проекты в альтернативной энергетике будут запущены в регионе.

- Здравствуйте Алексей Засимович, отопительный сезон в Якутии близится к завершению. Могли бы вы уже озвучить предварительные результаты?

-У нас в республике отопительный сезон завершается в мае-начале июня. Но, к примеру, в таких районах как Аллаиховский и Булунский - отопительный сезон длится практически круглый год. Низкие температуры будут и в марте, в силу износа оборудования, аварийность в оставшийся период достаточно высокая. С начала этого года зафиксировано 141 технологическое нарушение, из них 95 на объектах энергетики и 46 на объектах коммунального комплекса. Для сравнения в прошлом году за аналогичный период было 159. Считаем, что на такое снижение повлияла наша работа по строительству и модернизации коммунальной инфраструктуры. Только за четыре года в Якутии было построено и реконструировано 296 котельных. И в рамках программы реконструкции ветхих инженерных тепловых сетей в текущем году заменили 260 км, в 2013 году 270 км, что тоже положительно сказывается на снижении аварийных ситуаций.

Также стоит отметить, что в разгар зимы на проблемном участке в Тикси было сравнительно спокойно. Было многое сделано, но сохранялась проблема по водоснабжению Тикси-3. Поэтому был закрыт водонасосный комплекс "Нееловский" из-за низкой надежности и высокой стоимости содержания, его эксплуатация обходилась в 90 млн рублей в год. С этим комплексом было достаточно много проблем - водовод приходилось несколько раз восстанавливать на протяжении одного отопительного сезона. Поэтому принято решение в текущем отопительном сезоне перейти на подвоз воды, было отправлено четыре единицы водовозной техники и в летний период планируется еще ряд дополнительных мероприятий.

- Сейчас актуальна тема северного завоза. Есть ли риски повтора событий 2013 года? Предусмотрены ли альтернативные решения доставки топлива в условиях обмеления рек?

- В целом северный завоз, в первую очередь, связан с Верхоянским и Эвено-Бытантайским районами. Мы приняли решение перевозить больше автотранспортом, для этого даже внесли в схему тарифную политику. Согласно нашему плану необходимо перевезти 680 тыс. тонн груза: 569 тыс. тонн угля, 60 тыс. тонн нефти, 18 тыс. тонн газоконденсата и нефтепродукты. По углю уже перевезено 66%, нефти – 71% и газоконденсата 68%.

Альтернативная схема - это и есть наш упор на автомобильные перевозки для повышения надежности, другие схемы кроме традиционной не задействованы. Уже активно ведется заключение контрактов на навигацию следующего года.

- Как в Якутии обстоит ситуация с капитальным ремонтом жилищного фонда?

- Основными задачами в 2014 году являлось принятие пакета нормативно-правовых актов, обеспечивающих создание новой системы капитального ремонта, информирование населения об организации сбора взносов за капремонт. Данная задача полностью исполнена. В целом, собираемость взносов на капремонт для собственников жилья в Якутии по итогам 2014 года составила 72%, что достаточно высокий показатель по России. Стоит учесть, что республика наравне с Санкт-Петербургом имеет самые минимальные взносы по стране. Это было сделано для минимизации нагрузки на население.

В конце 2013 года была утверждена долгосрочная (на 30 лет) региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, куда включены все многоквартирные дома. Для ее реализации был принят краткосрочный план на два года, согласно нему предусмотрено проведение капитального ремонта в 550 МКД. Сейчас у нас Региональный оператор заканчивает процедуру выборов подрядных организаций. Основные ремонтные работы будут проводиться в межотопительный период и все работы планируется завершить к 1 сентябрю этого года.

Хотелось бы отметить, что кроме того, в республике по отдельным решениям правительства Якутии в прошлом году капитальный ремонт проведен в 63 МКД (на сумму 99 млн руб.), в результате условия проживания улучшили 3,9 тыс. человек.

- Как Вы оцениваете состояние инженерных сетей в республике? Планируется ли ввод новых котельных?

- В Якутии износ коммунальной инфраструктуры очень высокий, на сегодня он составляет 55%. К сожалению, инженерные сети тоже имеют большой износ. Потери в тепловых сетях доходят до 30-40%, поэтому наша задача также работать над их реконструкцией. В прошлом году была принята программа по замене ветхих сетей, которую мы сейчас реализуем через ремонтные программы наших предприятий.

В прошлом году было введено, построено, реконструировано 53 котельных. В этом году будет меньше из-за сложностей по привлечению кредитных ресурсов связанных с увеличением процентных ставок. Мы поставили задачу завершить те объекты, которые были начаты в прошлом году. Также стоит задача обеспечить теплоснабжением объекты, которые будут строиться по социальной инфраструктуре – школы, детские сады, дома по переселению граждан из аварийного жилфонда и в объектах, строящихся в рамках программы "Моя Якутия в 21 веке". Финансирование этой программы составит в этом году 500 млн рублей. Наша задача обеспечить эти объекты теплом и электроэнергией.

- Как отразился кризис в сфере энергетики и приобретения импортного оборудования?

- Нынешняя экономическая ситуация в стране, несомненно, сказывается на закупке импортного оборудования. С точки зрения импортозамещения, там, где это возможно, мы будем переходить на российское оборудование, если это будет выгодно по цене и качеству. Изучаем предложения отечественного рынка по горелкам и насосной группе, но есть такое импортное оборудование, которое очень сложно заменить из-за качества. Например, с ОАО "Сахаэнерго" строим дизельные станции, а там используем лицензионные дизель-генераторы Cummens, которые производятся в Китае. Вот их сейчас пока нечем заменить, поэтому в любом случае придется это оборудование брать. По моим наблюдениям, даже отечественные металлопрокаты и утеплители дорожают. Объемы ремонтной программы от этого тоже будут сокращаться. Стоит признать, влияние кризиса все-таки есть, но ко всему надо подходить индивидуально. Основная проблема в энергетике – это доступ к финансовым ресурсам. Не секрет, что закуп топлива мы делаем опережающим, а на это нужны кредиты.

- В январе в СМИ были сообщения, что затраты на электроэнергию в арктических районах Якутии будут компенсироваться из федерального бюджета. И на это планировалось выделить 3 млрд рублей…

- Пока ничего не выделено. Мы сейчас проводим работу с федеральными структурами. Уже получили заключение от Федеральной службы по тарифам, министерства финансов РФ и министерства энергетики РФ. Сейчас все находится на стадии обсуждения, определяется механизм получения данных средств, но решение остается за вице-премьером правительства РФ Аркадием Дворковичем. Конечно, нам бы хотелось уже в этом году решить этот вопрос.

- Возможно главный проект в сфере ЖКХ и энергетики это строительство Якутской ГРЭС-2. В начале года из-за холодов в работе были замечены отставания по срокам? Сможем ли нагнать упущения и сдать объект первой очереди в срок? Какие работы ведутся на объекте в настоящее время?

- У нас строительство находится в активной фазе. Объект находится на контроле у Минэнерго РФ, финансовую часть контролирует Сбербанк, также есть еще независимый контролер "СВЕКО инжиниринг". В зимний период в условиях низких температур, у нас было снижение темпов и сроков, но сейчас с повышением температуры будем догонять отставание за счет увеличения количества рабочих сил и спецтехники. В ближайшее время мы ожидаем пусконаладочные работы. Запуск ЯГРЭС-2, как и запланирован, будет в конце 2015 года, а полная его сдача планируется на 2016 год. В зиму планируем войти с двумя турбогенераторами для повышения надежности.

- По такому же республиканскому значению с ЯГРЭС-2 можно сравнить только проект строительства водозаборных и очистных сооружений в Якутске. В декабре прошлого года ОАО "Водоканал" и израильская компания ТahalConsultingEngineersLTD подписали контракт. В связи с экономической ситуацией в стране, подвергся ли проект изменениям?

- В соответствии с контрактом ТahalConsultingEngineersLTD делает перепроектирование, экспертиза запланирована на август текущего года. Подрядчик уже вышел на строительную площадку с подготовительными работами, проводятся гидрологические изыскания и измерения. Сами понимаете, контракт заключен с таким условием, что подрядчик отвечает за конечную продукцию - это качество воды. И санкции не повлияли на решение ЕБРР в финансировании проекта - авансовый платеж в размере 680 млн рублей уже переведен подрядчику.

- Вы недавно посетили Международную выставку-конференцию POWER-GENRUSSIA/HYDROVISIONRUSSIA 2015 в Москве. Какие проекты планирует реализовать Якутия в направлении возобновляемых источников энергии?

- Выставка-конференция проходит уже в пятый раз, но республика принимала участие впервые. Я выступил с докладом о развитии возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Якутии. Хочу отметить, что у нас локальная энергетика самая большая в России, это 125 дизельных станций. Тариф локальной энергетики составляет уже 30 рублей, а с 1 июля будет 35, то есть, достаточно высокая. Поэтому мы ищем варианты снижения затрат. В своем докладе я показал, что с 2001 по 2014 годы со 131 тыс. тонн дизельного топлива мы снизили расходы до 58 тыс. тонн. А цена на дизтопливо за этот период увеличилась с 7 рублей до тех же 58 с условиями доставки на места. Получается, в 8 раз стоимость дизтоплива увеличилась, а физические объемы сократили в 2,3 раза. И все же такое значительное сокращение не позволяет нам уйти от тех проблем, которые сегодня существуют. Поэтому один из вариантов решения проблемы - это строительство солнечных и ветряных электростанций. Но сдерживающим фактором является нестабильность курса доллара. В любом случае мы продолжаем работу в этом направлении. Также в докладе я еще отразил то, что Якутия - первая кто принял закон о ВИЭ. Это значит, что ВИЭ будут поддерживаться на всех уровнях.

Что касается результатов конференции, то к нам со стороны "РАО ЭС Востока" поступило предложение, что вероятно японская компания "Камай" зайдет со строительством ветряной станции в поселке Тикси. Сейчас они реализуют проект на Камчатке.

- Поделитесь с нами планами на текущий год в области альтернативной энергетики?

- Вообще за последние годы ОАО "Сахаэнерго" ввело восемь солнечных станций в республике. Экономия есть, но необходимо строительство более крупных и мощных объектов. Для понимания ситуации хочу сказать, что полностью от дизельных станций мы не уйдем. То есть, с весны по осень будем снижать затраты по дизельному топливу и переходить на выработку энергии солнечными станциями, которые просто являются дополнительными источниками энергии.

В июле текущего года "РАО ЭС Востока" запустит солнечную электростанцию мощностью 1 МВт в Батагае Верхоянского района, подрядчик ООО "Хелиос стратегия" (Москва). Это будет самая большая станция на Дальнем Востоке и за Полярным кругом. Также к осени этого года будет введена ветреная станция на 40 кВт в Быков мысе.

Также отмечу, что мы готовимся к проведению третей международной конференции по ВИЭ, которая будет проходить традиционно в июне с 25 по 27 числа в Якутске.

Кстати, сейчас разрабатываем проект на региональном уровне, который будет связан с внедрением энергосервиса в жилом фонде. К сведению, в республике заключено более 120 энергосервисных контрактов, при том, что по России их чуть больше тысячи. И в принципе результаты уже есть. Надо отметить, что энергосервисные компании привлекают собственные источники для энергосервисных мероприятий. Ими вложено уже более 200 млн рублей.

- В феврале правительством Якутии была утверждена региональная программа антикризисных мер. Согласно этому документу, какие решения будут предприняты в сфере ЖКХ и энергетики?

- На сегодня самое главное это обеспечить завоз топливно-энергетических ресурсов для того, чтобы пройти стабильно отопительный сезон следующего года. Завоз находится на особом контроле. Поэтому мы предлагаем, чтобы для предприятий отрасли были выделены дополнительные бюджетные кредиты под завоз, так, увеличения кредитных ставок, обслуживания долгосрочных кредитов, которые уже взяли, удорожания цен на топливо, возникает потребность в деньгах. В антикризисном плане также отражается то, что из бюджета компенсируется оплата процентов по кредитам под завоз ТЭР. И импортозамещение о котором я уже говорил.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще