Эксклюзив 3 декабря 2014 г. 11:09

Губернатор Приморского края В.Миклушевский: "Власть в любой ситуации должна быть социально ориентированной"

Губернатор Приморского края В.Миклушевский: "Власть в любой ситуации должна быть социально ориентированной"

В Приморском крае продолжается работа над принятием бюджета на 2015-й и плановый период 2016-2017 годов. Региональные власти уже объявили, что этот бюджет будет социально направленным, главный финансовый документ края предполагает, что 63 млрд рублей в 2015 году будет направлено на социальную поддержку. О формировании бюджета в новых экономических условиях, а также об итогах летнего "Большого проезда" по Приморью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал губернатор Приморского края Владимир Миклушевский.

- Владимир Владимирович, недавно Вы совершили "Большой проезд" по Приморью, встречались с жителями всех районов. Какие проблемы обнажились? Или, наоборот, все гораздо лучше, чем представлялось?

- Для меня очень многие проблемы и вопросы, которые мы обсуждали с жителями, знакомы, но были и новые, собственно, ради этого поездка и была задумана. Причем я был не один, а со всей командой. В каждом муниципалитете мы проводили расширенное заседание администрации Приморского края по вопросу развития территории. Мы обсуждали проблемы муниципалитета, а также стратегию его развития на ближайшие 10-15 лет. Очень важно было получить понимание того, как это развитие видят местное руководство, депутатский корпус, общественность.

По итогам рабочих поездок появился список губернаторских поручений, в общей сложности их получилось 102. Между собой мы их называем "100 дел". Это те позитивные изменения, которые произойдут в каждом муниципалитете за несколько лет - в 2015-2017 годах. Какие-то вещи мы уже стали делать в этом году - там, где это можно было начать.

Понимаете, важно было увидеть все своими глазами, встретиться с людьми, открыто поговорить. И пообщаться удалось - это были сотни встреч. В итоге у каждого муниципалитета появились кураторы территории из числа моей команды - вице-губернаторов. Это тоже управленческое нововведение. Институт молодой, но уже даже на первом этапе он доказывает свою эффективность.

Кроме того, по итогам "Большого проезда" мы наметили себе задачу провести серию экспертных обсуждений по основным отраслям: горнорудной, лесной, рыбной, сельскохозяйственной и туристической. По рыбной отрасли уже прошла конференция в рамках Конгресса рыбаков. Очередь - за другими. При этом необходимо учитывать перспективу развития отрасли с конкретным муниципалитетом. Важно вовлекать в процесс всех участников - общество, бизнес и власть, экспертов, ученых и экологов. Каждый должен понимать свою задачу в этой общей работе, видеть сводную картину и требуемый результат.

- Владимир Владимирович, введение института кураторов - это выстраивание некой вертикали краевой власти на муниципальном уровне?

- Да, абсолютно точно. Я часто встречаюсь с руководителями муниципалитетов, мы решаем стратегические вопросы, возникшие проблемы. Но я не всегда могут сделать это оперативно, день в день, в силу загруженности графика работы, командировок в правительство России. Теперь главы районов знают, к кому можно быстро обратиться. Но даже не это самое главное. Этим решением была поставлена персональная ответственность вице-губернаторов передо мной и людьми в целом за социально-экономическое развитие конкретной территории. Естественно, в рамках тех механизмов и административных инструментов, которые куратор имеет. А какие это инструменты? В первую очередь, это государственные программы, а их в Приморье у нас 17, реализация которых определяет социально-экономическое развитие края.

Для себя я, прежде всего, увидел, что каждая территория совершенно спокойно может развиваться. У нас нет муниципалитетов, которые безнадежны, которые невозможно вытянуть. Все они имеют потенциал для развития. Безусловно, многое зависит от главы, от исполнительной власти, от ее слаженной работы с местным депутатским корпусом, с общественностью, с профессиональными отраслевыми объединениями, экспертами…

- Это можно сказать и о Дальнегорске? Многие годы упоминание этого города было связано с проблемами как в политической, так и социально-экономической жизни территории.

- В Дальнегорске я был, наверное, чаще, чем в любом другом муниципалитете Приморья за 2,5 года, которые работаю губернатором. Объективно, это прекрасный город горнопромышленников. Мне там очень нравится. В Дальнегорске удивительная природа и очень хорошие открытые люди. Я сам из семьи горнопромышленников - мой отец был горным инженером, и я в шахту с ним ходил, бывали и в шахтерской бане, и в столовой… Эту жизнь я хорошо знаю и чувствую настроение людей. Мне все это близко.

Сложности Дальнегорска связаны, с одной стороны, с объективными экономическими проблемами, которые в последние годы сложились в горнорудной отрасли в целом в стране, а не только у нас в Приморье. С другой стороны, - там долгое время был слабый менеджмент на двух дальнегорских предприятиях - ГХК "Бор" и "Дальполиметалл". Отмечу, что сейчас "Дальполиметалл" - это совсем другое предприятие. Недавно мы там были со своей командой, спускались в шахту, встречались с рабочими. Да, у них невысокая зарплата, но пришло молодое руководство, появились перспективы. Люди ведь очень тонко чувствуют динамику изменений, а не только текущее состояние. Другое дело - "Бор". Там ситуация непростая. Тем не менее, мы договорились с собственниками в самое ближайшее время встретиться, они должны мне представить план развития предприятия. Как мне доложили, он у них готов. В ближайшее время в Москве мы встретимся с Борисом Минцем (владелец ГХК "Бор" - ИФ), обсудим этот план, поговорим о перспективах. По первому образованию я металлург, поэтому моих знаний достаточно, чтобы оценить его реалистичность. Естественно, мы как власти Приморья будем использовать все свои возможности, чтобы помочь этому предприятию: и краевого бюджета, и федерального, и в хорошем смысле слова лоббистские возможности на уровне правительства.

Можно, конечно, говорить и о том, что Дальнегорск попал в программу развития моногородов. Это тоже очень хорошо, будут появляться новые рабочие места. Но у горняков, у металлургов есть профессиональная гордость. Как правило, здесь существуют целые династии. Поэтому, конечно, будем всячески поддерживать эти два производства. Тут необходима слаженная работа и властей, и собственников, и руководства. Для этого мы специально инициировали создание Ассоциации горнорудных предприятий Приморья. Ее задачи - координация решения вопросов развития горнорудной отрасли и защита интересов предприятий на федеральном уровне.

Вынужден признать, что не везло Дальнегорску и с городским руководством. И люди на встречах мне это говорили. Несколько поколений городских руководителей занимались тем, что набивали себе карманы и делили между собой бизнес в городе. Сейчас ситуация в городе стала улучшаться. Пока говорю об этом со сдержанным оптимизмом. Пришел новый руководитель, пока он делает первые шаги, посмотрим, как будет получаться, будем помогать. Мы все очень надеемся и верим, что ситуация в городе начнет выправляться. Отмечу, что я как губернатор для этого приложил немало усилий. Начали реализовывать в городе много государственных программ, отремонтировали ДК "Химик", будем восстанавливать спорткомплекс "Гранит" и стадион "Вертикаль". И люди это видят.

- Почему муниципалитетам досталось именно по три губернаторских поручения или, как говорят, "дела"?

- Исходили из реалистичности выполнения. Пустые обещания и "потемкинские деревни" нам не нужны. Эти поручения уже потянули больше, чем на 7 млрд рублей. Внушительная сумма. Где-то мы строим школу, где-то - новый водовод, станцию обезжелезивания, заасфальтируем дорогу и многое другое. Также мы приняли решение о строительстве пяти спортивных ледовых арен. Сейчас ведется итоговая процедура - вписываем эти планы в бюджет 2015-2017 годов, который будет проходить этап второго, а далее и третьего чтения (26 ноября краевой бюджет 2015 года был принят во втором чтении - ИФ). Общие суммы по каждому поручению уже мною утверждены, они понятны, они реалистичны. Теперь нам необходимо распределить все по годам. Что-то начнем реализовывать уже в этом году, что-то в следующем, какие-то проекты в 2016 и 2017 годах. Необходимо еще учесть как финансовые, так и временные затраты на проектирование, конкурсные процедуры и экспертизы. Эта работа уже близка к завершению. В итоге мы получим реализацию 102-х губернаторских поручений с установленным календарным планом и утвержденным финансированием.

- Поручения готовились с лета, но к осени экономическая ситуация в стране изменилась. С учетом новых обстоятельств насколько реалистичны эти планы?

- Мой принцип: обещать только то, что готов точно выполнить. Поэтому поручений три, не больше. Мы все их внимательно проанализировали, потому что любые невыполненные обещания - это плохая история для власти в целом. И второй мой принцип - говорить людям правду. За время этой поездки мы по краю проехали на машинах что-то около 20 тыс. километров. Прочувствовали состояние дорог. Это же не всегда были асфальтированные трассы, в крае много и грунтовых дорог. Так вот людям я так и говорил, что быстро сделать все дороги мы не сможем. Зато достаточно быстро сможем восстановить авиамаршруты советских времен. Для этого мы уже приобрели два небольших 19-ти местных самолета. И если, например, до поселка Пластун от Владивостока на машине ехать часов 10-12, то лететь на самолете - всего около полутора часов. Естественно, дороги мы делать будем. Ежегодно на ремонт и строительство дорог бюджет края направляет 6,5 млрд рублей. На все, понятно, не хватает. К примеру, в этом году мы дополнительно выделили на эту сферу еще один миллиард рублей для того, чтобы заасфальтировать сельские центральные улицы, которые никогда прежде не асфальтировались. В результате в этом году бюджет дорог составил 7,5 млрд.

Также для нас принципиально важно выполнить те социальные обязательства, которые у нас есть перед гражданами. Речь идет обо всех соцвыплатах, которые существуют, о зарплатах бюджетников, которые, согласно указу президента страны, должны расти. Все это, безусловно, будем выполнять. Я считаю, что власть в любой ситуации должна быть социально-ориентированной.

- Как в Приморье ведется работа по сдерживанию роста цен на продовольствие?

- У нас создана комиссия по продуктовому импортозамещению, и я ее возглавляю. Вы спрашиваете, что делаем? Развиваем производство и работаем с местными производителями. И это направление работы у краевой администрации было всегда. В ближайших планах - приход в Приморье крупнейшего российского холдинга "Русагро", который намерен инвестировать 30 млрд рублей в развитие свиноводства. В крае есть все условия для выращивания сои и кукурузы. А это идеальный корм для свиного поголовья. Сейчас поголовье свиней в фермерских хозяйствах Приморья составляет 97 тысяч. В ближайшие пять лет мы планируем увеличить производство свинины в 10 раз. В этом году из-за вспышки ящура вынуждены были забить около 20 тыс. голов. Но я принял решение помочь фермерам. Нам предрекали, что на восстановление поголовья уйдет несколько лет, и если бы не помощь краевого бюджета, то, может быть, так и было бы. Мы фермерам выделили субсидии на покупку поголовья. И оно к настоящему времени восстановлено.

Планируем существенно увеличить собственное производство мяса птицы, чтобы обеспечить себя этим продуктом примерно на 85%. Уже сейчас увеличиваем производство молока. К сожалению, молочное животноводство невозможно быстро наладить до необходимых объемов. В силу технологических особенностей на это требуется 4-5 лет. Работу мы начали. Уже создана первая ферма на 1800 голов. Завезли на нее высокопроизводительных коров молочных пород из Германии. Планируем создать в крае пять таких ферм. В конце ноября открылась первая роботизированная молочная ферма в Михайловском районе. Будем обеспечивать жителей своим молоком, сметаной, сырами, кисломолочной продукцией.

- Хватит ли в Приморье перерабатывающих мощностей, чтобы "переварить" такой рост производства сырья?

- В крае у нас 12 крупных молокозаводов - в Артеме, Арсеньеве, Уссурийске и других городах, есть и небольшие предприятия. Всего их 27. И эти мощности сейчас недогружены. Но по мере того, как у нас будет увеличиваться молочное стадо, мы в рамках программ по субсидированию будем эти предприятия поддерживать в целях расширения производственных мощностей. А субсидия там достаточно серьезная - 50%.

- Надо полагать, насыщение рынка собственными товарами будет положительно сказываться на ценах…

- Об этом и речь. К вопросу о ценах: у нас создана административная комиссия, открыта телефонная "горячая линия", куда жители могут сообщить о факте завышения цен со стороны отдельных поставщиков и продавцов. Люди обращаются активно. После таких сообщений на место выезжают специалисты контролирующих органов, детально изучают, что произошло с ценами, смотрят торговые наценки, оценивают принципы ценообразования на товар. И если нет объективных причин, то выдается требование снизить цену.

Но главный наш инструмент - рыночные методы. Так, в каждом муниципалитете были открыты специализированные сельскохозяйственные ярмарки. Сами люди мне говорили, что цены там ниже до 30% от тех, что установлены в магазинах. Конечно, не по всем позициям, в среднем это 15-20%. Как следствие, торговые розничные сети и магазины в борьбе за покупателя тоже вынуждены снижать цены, так как уже не могут конкурировать с ярмарками. Это очень действенный механизм.

Благодаря принятым мерам, какого-то крайне резкого роста цен по основным продуктам питания в крае не произошло. Были единичные случаи, но мы на них оперативно отреагировали.

- Ранее Вы предложили ввести заградительные пошлины на вывоз рыбы лососевых видов, это тоже из области идей насытить собственный рынок, стабилизировать цены на этот товар?

- Речь шла о временных пошлинах. Сейчас они составляют порядка 2,5%, а мы предлагали поднять до 20%. Ведь наши рыбаки выловленный лосось везут куда угодно: в Китай, в Японию, - только не к нам. Так давайте перенаправим его на прилавки наших, российских магазинов.

Это же может подстегнуть и рыбопереработку. Вот сейчас как происходит - судно с рыбой заходит в российский порт, платит все сборы и пошлины, далее следует в Китай, Японию, Корею, где эту рыбу и продает. Уже там, за границей, наша рыба перерабатывается и в красивой упаковке отправляется, ну, скажем, в Европу. Почему мы сами не можем так делать?

Здесь еще такой момент есть. В Приморье, например, рыбу употреблять привыкли. По статистике, каждый приморец в год съедает более 31 кг рыбной продукции, а в европейской части нашей страны на одного человека в год приходится в среднем только 17 кг. То есть в целом россиянам необходимо еще прививать культуру потребления этого продукта. Внутренний рынок есть. Он будет расти, если обеспечить не просто продажу замороженной рыбы, требующей ручной обработки в домашних условиях, а уже обработанной: филе и другие продукты из рыбы. Чтобы хозяйке дома не приходилось с ней много возиться при приготовлении. Отсюда будет расти и спрос. Мы должны выстроить экономическую цепочку, начиная от выгрузки рыбы на берег, до ее переработки и попадания на прилавок. А для этого нужны причальные стенки, просчитанные пути доставки, логистика.

В ближайшее время японский институт "Номура" представит нам проект концепции создания рыбного кластера в Приморье. Мы в его разработку вложили 30 млн рублей. Вместе с нашими независимыми экспертами внимательно изучим представленный проект. Ну, а далее мы будем решать вопрос финансирования его создания на уровне правительства.

- В Государственной Думе прошел первое чтение законопроект о территориях опережающего развития. По поводу ТОРов средний и малый бизнес уже выказывал беспокойство - как бы не остаться им без внимания и помощи властей?

- Не разделяю этих переживаний. Из 14 утвержденных министерством РФ по развитию Дальнего Востока территорий опережающего развития у нас в Приморском крае определены пять. При той огромной территории, которую занимает край, пять площадок - это не так много и одновременно они не заработают, их создание будет происходить постепенно. Более того, малый и средний бизнес может участвовать в этих ТОРах. Вот, например, нефтехимический кластер, который мы строим в Находке. Ядром там будет завод ВНХК, который будет производить бензины, масла, полиэтилены и полипропилены. Вокруг крупного проекта всегда возникает малый и средний бизнес. Появится сеть предприятий, которые на основе этого сырья будут производить товары народного потребления - разовую посуду, пластиковые кресла и стулья, автозапчасти и так далее. ТОРы - это, по сути, мультипликаторы.

Недавно полпред Юрий Трутнев во Владивостоке проводил совещание по налоговой политике и дал ряд поручений Минфину по внесению в действующее законодательство норм, устанавливающих льготный налоговый режим для "гринфилдов". Мы решили, что не будем ждать Минфина, прежде всего, мы свое налоговое законодательство либерализируем - снизим со 150 млн до 50 млн рублей порог вхождения в "гринфилд". А 50 млн - это уже средний бизнес.

Сейчас в Госдуме идут обсуждения перед вторым чтением закона о ТОРах. Мы подготовили свои предложения. Я считаю, что в управляющие компании надо привлекать краевые власти, иначе мы рискуем повторить худший опыт особых экономических зон, когда было создано ОАО "ОЭЗ", которое в Москве размещалось, и оттуда пыталось этими зонами управлять. В результате у нас в России реально работают только две ОЭЗ в Калужской области и Татарстане, которые управляются компаниями, созданными региональными властями.

Вторая наша поправка касается отсутствия в законе норм регулирования иностранной рабочей силы, квоты. Я считаю это неправильным. Мы создаем эти ТОРы в первую очередь для местных жителей, а уж потом для кого-то еще. Наверняка будем приглашать и иностранцев, но это будут узкие специалисты, которые нам действительно будут необходимы. Например, в судостроении мы нуждаемся в иностранных компетенциях. Значит, будем привлекать соответствующих специалистов. У нас на судоверфи в Большом Камне должны работать 10 тыс. человек, если мы привлечем 100 опытных иностранцев - не страшно, только на пользу. Но остальные 9,9 тыс. человек - должны работать наши граждане. Должны мы это регулировать? Конечно.

- В этом смысле бизнес упрекает власти в кулуарности принятия решения о квотах на гастарбайтеров, закрытости работы комиссии.

- У нас таких кулуарных обсуждений не происходит. Если нужно, мы готовы включить в эту комиссию представителей бизнеса. Но мы должны быть честны друг перед другом. Бизнес, работающий на территории, должен быть социально-ответственным, и не просто перед этой территорией, а еще и перед людьми, которые здесь живут. Не просто создать рабочее место и заплатить налоги, но и думать, как занять работой местных жителей. Конечно, не везде мы можем обойтись, скажем, без китайских рабочих. Ну вот, например, в рисоводстве. У нас отраслевые компетенции в этой сфере утрачены. Или, скажем, наши люди не очень охотно готовы работать на уборке городских улиц, поэтому в этой сфере заняты в основном рабочие из стран СНГ. Понимаете, нет здесь единых правил. В каждом случае необходимо внимательно смотреть. Наша главная задача, как властей, дать людям возможность работать и обеспечить их комфортными условиями для жизни.

- Кстати, о жилье. Уже не раз заявлялось о начале масштабных строек экономжилья в Приморье, где стоимость квадратного метра не будет превышать 40 тыс. рублей. Реально ли действительно получить качественное жилье при такой цене?

- Норматив Минстроя сейчас 45,9 тыс. рублей за квадратный метр для приобретения социального жилья (для детей-сирот, ветеранов и т.д.). Вообще, существует несколько нормативов. Недавно Приморье вступило в программу "Жилье для российской семьи", по которой к 2017 году мы должны построить 530 тыс. квадратных метров жилья. Так вот стоимость "квадрата" по этой программе - 34 тыс. рублей, из которых четыре - компенсирует бюджет в виде коммуникаций. Так что считаю, что 40 тыс. рублей за квадратный метр у нас реально. Может быть, не во всех населенных пунктах края. Я лично разговаривал со строителями, и они эти цифры подтверждают. Нам необходимо уходить от стереотипов к тем реалиям и тем инновационным разработкам, которые есть на рынке строительных материалов сегодня. Мы строим из кирпича, бетона, шлакоблоков, панелей, но опыт других стран показывает, что строительство каркасных домов или, скажем, деревянных домов, намного дешевле. Приморье - лесной край, а лес - ресурс возобновляемый. И при этом много ли у нас деревянных домов? Нет. И не понимаю, почему. Я бы с удовольствием жил в таком доме и уже принял решение именно такой дом для своей семьи в Приморье построить. У нас почему-то культ многоэтажного строительства. Посмотрите на Европу, Канаду, Америку… Большинство людей там живет в одно-, двух- и трехэтажных домах.

- Кто же против жить в таком доме, только вот земля не всем по карману…

- Но это Вы имеете в виду стоимость земли во Владивостоке. Немного дальше в край, и Вы увидите, что там нет таких цен. И мы сейчас будем еще работать в плане снижения кадастровой стоимости земли. Потому что мне люди жалуются. В Тернейском районе в некоторых поселениях стоимость земли, как во Франции.

Кроме того, в рамках федерального закона у нас обеспечено земельными участками 81,5% семей, вставших на учет до 1 января 2014 года. Эти данные отслеживаются в ежедневном режиме. Ведется работа. По многим муниципалитетам у нас и очереди уже нет.

Хочу еще напомнить, что в Приморье реализуется 250-й региональный закон, согласно которому молодые семьи и семьи с двумя детьми имеют право на бесплатное получение земельного участка под строительство. По этому закону уже выдано 269 земельных участков. В приоритете федеральный закон о земле для многодетных. Реализуем его - начнется активное исполнение 250-го. В настоящее время активно формируем очередь из желающих.

Рассчитываю, что в рамках подписанного в этом году соглашения об агломерации, в которую вошли Владивосток, Артем, Надеждинский и Шкотовский районы, мы тоже серьезно продвинемся в вопросе предоставления земли по этим двум законам. Если во Владивостоке, допустим, невозможно будет найти участок, то его можно будет предоставить в Надеждинском или Шкотовском районах. Сейчас это все отдано на откуп районам - хотят, заключают между собой соглашения и действуют, хотят - нет. Но с появлением агломерации к этому процессу подключаются краевые власти. Думаю, уже в следующем году активности заметно прибавится.

- Владимир Владимирович, подходит к концу 2014 год. Принято подводить итоги. А чем для Вас запомнится год уходящий?

- В 2014 году было много хорошего, были и сложные ситуации. Конечно, делом года для меня стали уже названные "Большим проездом" рабочие поездки во все муниципальные образования края. И главное их открытие для меня, со всеми результатами, губернаторскими поручениями, вопросами и задачами - это люди. Приморцы из глубинки. Открытые, добрые и отзывчивые люди. Терпеливые. Они мне поверили (Миклушевский был избран губернатором региона в сентябре 2014 года, набрав более 77% голосов, это наибольший процент голосов, отданных за победившего губернатора за всю историю выборов в Приморье - ИФ), и я должен их доверие оправдать. Иного не приемлю.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще

Новости Дальнего Востока