Дальний Восток / Эксклюзив 29 октября 2014 г. 18:07

Глава Якутии Е.Борисов: "Республика развивается по четырем основным направлениям"

Прямые выборы главы Якутии в сентябре 2014 года прошли в условиях реальной конкуренции. Население региона большинством голосов поддержало действующего руководителя республики Егора Борисова, который добился убедительной победы в первом туре. Таким образом, его полномочия были продлены еще на пять лет. Какие задачи ставят перед собой власти региона на эти годы, и как они планируют их решать, рассказал агентству "Интерфакс - Дальний Восток" глава (Ил Дархан) Якутии Егор Борисов.

Глава Якутии Е.Борисов: "Республика развивается по четырем основным направлениям"

- Егор Афанасьевич, с какими планами пришла ваша команда на новый срок?

- Моя предвыборная программа предусматривала продолжение той работы, которую я начал, будучи еще президентом республики (после проведения выборов название высшей должности в Якутии сменилось с "президент республики" на "глава (Ил Дархан) республики" - ИФ). Речь идет о четырех направлениях.

Первое направление - это крупные промышленные проекты, которые должны быть реализованы на территории Якутии с учетом ее особенностей. Несмотря на все сложности мировой конъюнктуры, промышленность у нас развивается неплохими темпами. Но, конечно, мы корректируем свои планы. Когда в 2007 году мы принимали стратегический документ по развитию республики, среди прочего планировали сделать упор на добычу железной руды, урановых руд, создание гидроэнергетических мощностей в Южной Якутии. Однако рыночная конъюнктура в мире со временем изменилась: по урану – из-за аварии на Фукусиме, по железной руде – из-за уменьшения спроса со стороны Китая и Японии, попутно и необходимость строительства Канкунской ГЭС утратила актуальность.

С другой стороны, улучшилась мировая конъюнктура по редкоземельным металлам. Раньше развитие этой отрасли в федеральных планах стояло после 2030 года, но теперь ситуация изменилась. В республике уже начались предварительные работы по освоению уникального Томторского месторождения редкоземельных.

В настоящее время наша алмазная промышленность чувствует себя уверенно. Хотя санкции тоже могут повлиять на нее, но рынок алмазов все еще достаточно большой. Если Европа начнет каким-то образом ограничивать нам продажу алмазов, то мы переключимся на Азиатско-Тихоокеанский регион. Китай является серьезным рынком сбыта алмазов, первые шаги в сторону этого рынка республика уже сделала.

Вообще мы намерены продолжать диверсификацию экономики республики. Наша нефтяная промышленность в ближайшие годы будет добывать не менее 10 млн тонн нефти ежегодно. ОАО "Сургутнефтегаз" относительно недавно начало освоение Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения. С учетом реализуемого ОАО "Газпром" проекта "Сила Сибири", большие надежды мы возлагаем также на развитие газовой промышленности.

Вместе с тем, промышленность развивается у нас лишь в 5-6 районах республики, остальные 30 районов Якутии являются чисто сельскими. И это второе основополагающее направление нашей работы.

Мы корректируем свои планы с точки зрения комплексного развития села. Раньше делали ставку только на поддержку сельского хозяйства и наших товаропроизводителей. Сегодня уделяем внимание и социальным вопросам. Такой подход уже дает первые результаты: массовый отток из сел в города немного замедлился. Для нас это очень важно.

Также мы будем поддерживать социальное и производственное развитие северных, арктических территорий, что является третьим направлением нашей работы. К сожалению, после перехода на рыночную экономику мы очень долго не обращали внимания на Арктику. Тогда, более 20 лет назад, российское правительство объявило, что людей с Севера надо увозить, и это повлияло на внутреннюю политику в данном направлении. Однако люди в арктических районах жили, живут и будут жить – поэтому необходимо уделять им внимание. Отмечу, что 2014 год объявлен в Якутии Годом Арктики.

И, наконец, четвертый блок нашей работы – город Якутск, столица республики, где проживает треть ее населения. Поэтому мы обязаны помогать городу в сносе аварийного и ветхого жилья, строительстве дорог и социальных объектов. То есть должны создать комфортные условия для жизни людей.

Впрочем, и в целом по республике мы активно занимаемся сносом ветхого жилья и строительством. В Якутии 15% жилья является аварийным, и его необходимо сносить. По всей России эта цифра около 3%, по Дальнему Востоку – 5%. Еще в 2010 году нами поставлена задача – ускорить строительство жилья в регионе. Мы вкладываем в это большие средства, нам также помогает федеральный бюджет через Фонд содействия реформированию ЖКХ.

Мы не отступим от своих планов и по строительству школ в республике. В последнее время ежегодно, как бы ни было трудно, сдавали по десять и более новых школ. За последние 14 лет построили около 200 школ. Такие же темпы планируем сохранить и в будущем. Недавно приняли специальную программу по строительству детских садов, поскольку мест в детских садах не хватает примерно 30% детей Якутска в возрасте от 3 до 7 лет.

- Насколько нам известно, готовился специальный совместный проект со Всемирным банком по строительству детских садов. На какой стадии находится он сейчас?

- Действительно, два года назад мы инициировали взаимодействие со Всемирным банком для получения инвестиций для строительства детских садов в республике. Эту идею поддержали в министерстве финансов РФ и министерстве образования и науки РФ. Данный проект должен был стать экспериментальным проектом взаимодействия этих ведомств и конкретного субъекта федерации с крупной международной финансовой структурой.

Мы очень тесно работали эти два года с банком и исправно выполнили все его условия. Предвидели, что в связи с введением санкций могут возникнуть определенные сложности. В августе встречались с представителями Всемирного банка, услышали от них клятвенные заверения, что наш проект не попадет под санкции, поскольку касается детей. Однако до настоящего времени совет директоров Всемирного банка так и не принял окончательного решения. Закрадывается подозрение, что политика может оказаться для наших западных коллег даже важнее вопроса благополучия детей. Но мы все еще надеемся, что здравый смысл победит.

- Повлияют ли санкции на реализацию других ваших планов?

- Какие-то коррективы, конечно, могут быть внесены, но не в ущерб решению социальных вопросов. Мы уже приложили немало сил для повышения зарплат нашим учителям, врачам, работникам культуры, будем и далее поддерживать их. Да, могут возникнуть сложности. Возможно, нам придется дополнительно поддерживать какие-то отрасли экономики. Но, посмотрим, как будет развиваться ситуация дальше.

- В ближайшие пять лет Вы намерены решать не только текущие задачи…

- В этом году я обратился к президенту РФ Владимиру Путину с предложением организовать комплексное научное исследование территории республики. Глава государства идею поддержал. И как итог, на 2015 – 2020 годы намечено проведение масштабной научной экспедиции, которая поможет изучить производительные силы и потенциал региона с перспективой на весь XXI век и на последующие столетия.

На днях я встречался с президентом РАН Владимиром Фортовым, руководителем Федерального агентства научных организаций Михаилом Котюковым, представителями министерства образования и науки. Сейчас мы уже вплотную занимаемся организацией предстоящей экспедиции, прорабатываем конкретные аспекты исследований, вопросы финансирования и т.д.

Нам необходимо научное обоснование возможностей развития республики в XXI веке. Потому что в ХХ веке мы развивались на базе экспедиции, которую провела Академия наук СССР с 1925 по 1930 годы – без малого 90 лет назад. Кроме того, мне бы хотелось, чтобы это исследование способствовало подъему нашей региональной науки.

- В ближайшее время может быть принят закон о территориях опережающего развития (ТОР), имеющий непосредственное отношение к регионам Дальнего Востока. Ваше отношение к этому законопроекту?

- Законопроект о территориях опережающего развития очень важен. Ранее неоднократно предпринимались попытки принять конкретные решения по развитию проектов на Дальнем Востоке. Но до сих пор не существовало соответствующего эффективного механизма привлечения инвестиций. Инвесторы приходят, когда видят стимулы и выгоду, которую они получат. Предложенный законопроект о территориях опережающего развития, в частности, предусматривает, что местные власти не будут вмешиваться в ход реализации проекта. Территория опережающего развития должна быть ограничена по площади, и при этом являться абсолютно свободной для реализации проекта.

С точки зрения различных федеральных ведомств, подобный закон достаточно противоречив. Например, Минфин может считать, что в случае его реализации он понесет определенные потери. Однако настойчивость вице-премьера РФ и полпреда в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева внушает нам надежду, что законопроект о ТОРах будет принят и начнет работать.

- Возможно ли появление в Якутии таких территорий?

- Постараемся сделать все возможное, чтобы ТОРы появились в Якутии, но есть определенные сложности. Ведь у нас организовать какое-либо производство очень трудно из-за огромной территории республики и сложной транспортной схемы. Непосредственно на месте производство может быть прибыльным, но при вывозе продукции за пределы ТОРа затраты на логистику станут огромными.

На территории опережающего развития в Якутии, по нашему мнению, мог бы развиваться алмазно-ювелирный комплекс, потому что его продукция не требует больших затрат на транспортировку. Также на ТОР могла бы претендовать туристическая отрасль республики. Якутия интересна своими экстремальными природно-климатическими условиями как отечественным, так и иностранным туристам.

Кроме того, на территории опережающего развития мог бы разместиться аграрный кластер, производящий уникальную сельхозпродукцию. Имею в виду переработку местного растительного сырья в биологически активные добавки и витамины, а также заготовку оленины и жеребятины.

Так что варианты для появления ТОРов в Якутии есть. Поэтому я поддерживаю этот законопроект и усилия нашего полпреда.

- Ранее республика рассчитывала на то, что правительство России передаст в Якутию часть средств от продажи федеральной доли ОАО "АЛРОСА". Если все-таки это случится, на какие цели планируется направить данные средства?

- Соответствующие заявления делали первый вице-премьер Игорь Шувалов и министр финансов Антон Силуанов. В частности, у меня есть запись выступления Игоря Шувалова, где он говорит, что эти средства пойдут на инфраструктурные проекты. Мы предпочли бы, чтобы эти средства были вложены в строительство моста через Лену и другие насущные проекты. Пока данный вопрос до конца не решен. Но мы будем и впредь отстаивать свои интересы.

- Вы говорили о сложной транспортной доступности Якутии и ее районов. Как решается эта проблема?

- В настоящее время транспортный вопрос для республики по-прежнему актуален, учитывая нашу территорию размером более 3 миллионов квадратных километров. Она сопоставима с площадью европейской части России за "вычетом" Архангельской области.

Сейчас самая главная наша проблема – это зависимость от так называемого досрочного завоза. Любой товар, который мы завозим, "омертвляет" финансы на долгое время. С момента его закупки до продажи конечному потребителю проходит от 1,5 до 2 лет. То есть, вложенный в товар рубль "освобождается" самое раннее через полтора года.

Объясню, как это происходит. Основной транспортной артерией республики остается река Лена. Дорог в северной части региона нет. Зимой мы накапливаем товар в верховьях Лены в Иркутской области – там есть город Усть-Кут и Осетровский речной порт. Когда весной с реки уходит лед, мы спускаем товар вниз до устья Лены и ждем августа, начала арктической навигации. Затем по морю везем товар к устьям рек Колыма, Индигирка, Яна и Оленек и успеваем доставить его туда только к сентябрю. В это время завершается речная навигация, и груз хранится на специальных базах всю зиму до июня-июля, когда появляется возможность везти его до других баз в верховьях этих рек. Но поскольку дорог в тех районах, как правило, нет, мы должны вновь дождаться зимы, чтобы по "зимнику" развезти товар до населенных пунктов. А до следующей весны нам необходимо его продать, чтобы освободить средства. На это уходит два года.

Такая зависимость была всегда, наша главная задача – уходить от нее. Надо создать условия, чтобы был обеспечен круглогодичный завоз хотя бы до верховьев рек.

- Как можно решить эту задачу?

- Для этого надо довести железную дорогу до Якутска, соединить с ней имеющиеся автомобильные дороги.

Мы уже построили железную дорогу практически до Якутска – только она пока находится на другом берегу Лены. Также напрашивается создание в столице республики транспортно-логистического центра. В Якутске есть речной порт с грузооборотом свыше 2 млн тонн, международный аэропорт, к городу подходят три федеральные трассы "Колыма", "Лена" и "Вилюй", а также несколько республиканских дорог. Но все они разобщены рекой Леной. Чтобы эти дороги работали круглогодично, необходим мостовой переход. Мост через Лену позволил бы нам также осваивать месторождения, расположенные в Центральной Якутии (уголь, цветные металлы).

В этом году мы ввели во временную эксплуатацию железную дорогу. В настоящее время круглогодичным завозом товаров охвачено только 40% территорий Якутии, с появлением моста сможем охватить минимум 70%.

- Как прошла кампания по завозу в этом году?

- Прошла нормально. Мы благодарны Минтрансу России за то, что он выполнил свои обязательства по выделению земснаряда для работ на баре реки Индигирка (провел углубительные работы на мешающей судоходству мели в месте, где река впадает в море - ИФ). Поэтому в текущем году серьезных проблем нет, хотя по уровням воды возникали сложности в верховьях Лены и на Индигирке. Но с учетом того, что бар был углублен, судоходный режим был обеспечен, и плановый объем товаров мы полностью доставили.

- Не повлияли ли на завоз паводки и природные пожары?

- В этом году они не мешали. Нас порой ругают за то, что у нас каждый год пожары и паводки. Но напомню, что Якутия – это крупнейший регион страны, огромный по территории. Если в европейской части России регионы каждый год чередуются по таким ЧС, то у нас они происходят тоже в разных местах, но в одной республике. Кому-то такое частое упоминание режет слух. Но я просил бы относиться к такому положению вещей более объективно.

На одном из совещаний один эколог критиковал нас за то, что власти Якутии якобы не тушат пожары, искажают данные по их реальному количеству. Действительно, на севере республики в горных районах есть участки, которые мы не обслуживаем – туда не сядет вертолет, и трактор до тех мест не доберется. Это тысячи километров расстояний. Там пожары возникают естественным путем, от молний, например, и таким же естественным образом тушатся. При этом сам очаг пожара может быть на сотни гектаров, а снимки космического мониторинга зафиксируют дым на многие тысячи гектаров.

Хотя проблемы здесь тоже есть. Например, у нашей Лесавиаохраны нет ни одного самолета...

- Кстати, обновляются ли в Якутии флот и авиапарк?

- К сожалению, в России не хватает отечественных самолетов. И мы становимся зависимыми от иностранных поставщиков, особенно на местных авиалиниях. В частности, нам нечем заменить на отечественном рынке Ан-2 и Ан-24. И мы вынуждены по всему миру – во Франции, Канаде, Китае – искать новые самолеты. Я много раз обращался к руководству Минтранса России с просьбой сформировать единую политику в данном вопросе. Например, вместо Ан-2 создать в России новый аналогичный самолет.

Мы стараемся покупать все самолеты, производимые в нашей стране, потому что хотим поддержать местных производителей. Якутия, пожалуй, единственный субъект федерации, который эксплуатирует "Суперджеты" в своей региональной авиакомпании.

С речным транспортом тоже непростая ситуация. Республиканский речной флот находился на 50% в федеральной собственности и на 50% - в региональной. Двадцать лет не обновляли наш речной флот. Между тем, требования к нему значительно ужесточились. Поскольку у государства средств на развитие республиканского речного флота нет, мы обратились к президенту России с просьбой передать его Якутии в полное управление. В этом году мы получили полный контроль над ОАО "Ленское объединенное речное пароходство". Теперь ищем инвесторов, которые будут способны обновить наш речфлот. Без этого мы пропадем.

- В ближайшие годы Якутия примет участие в реализации международного газового проекта "Сила Сибири". Начал ли регион готовить кадры для него?

- По данному вопросу мы сотрудничаем с ОАО "Газпром", которое учитывает наши предложения. В рамках этого сотрудничества молодые люди из Якутии уже учатся по целевым договорам в Томске и Москве. Затем они вернутся в республику работать в подразделениях "Газпрома", строящих и обслуживающих его объекты. Также мы набираем молодых специалистов для строительства газопровода. У республики уже есть опыт сотрудничества в этой сфере с ОАО "Транснефть" и с ОАО "Сургутнефтегаз". Строить газопровод на территории Якутии будет около 10 тыс. человек. А для постоянной работы на газопроводе будет необходимо около 2 тыс. человек. Мы заинтересованы в том, чтобы местные кадры участвовали в этом проекте.

- А сама республика создает учебные заведения, готовящие специалистов для него?

- У нас есть специальное министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров, которое занимается вопросами подбора и обучения специалистов соответствующих квалификаций. Мы, например, в последнее время понимаем, что нам не хватает специалистов со средним специальным образованием. Поэтому для подготовки кадров для строительства и обслуживания железной дороги мы построили республиканский железнодорожный техникум в поселке Нижний Бестях. Когда нам не хватало маркшейдеров и геологов, мы создали горно-геологический техникум в поселке Хандыга. Сейчас будут необходимы специалисты со средним профессиональным образованием в нефтегазовой промышленности. Поэтому мы собираемся в следующем году начать строительство нефтегазового техникума в городе Ленске.

- В 2016 году в Якутске вновь пройдут международные спортивные игры "Дети Азии". Как республика готовится к ним? Собирается ли строить новые спортивные объекты?

- В Якутии уже есть почти все основные спортивные объекты, которые позволят нам успешно провести эти игры.

С помощью игр мы поднимаем престиж республики и России. С каждым разом участников из азиатских стран на играх становится все больше и больше.

Мы активно сотрудничаем с Олимпийским советом Азии, который поддерживает проведение этих игр. Кроме того, игры "Дети Азии" патронирует Международный олимпийский комитет и Олимпийский комитет России. Участие в этом празднике детско-юношеского спорта становится своего рода ступенью в подготовке спортсменов высокого класса, переходным этапом от массового спорта к спорту высоких достижений. Многие из участников предыдущих игр стали знаменитыми спортсменами, некоторые даже победителями и призерами Олимпийских игр.

На ближайших играх мы планируем расширить количество видов спорта. Обсудили этот вопрос с министром спорта Виталием Мутко и договорились, что нам необходимо построить большой тир международного уровня по пулевой стрельбе и стрельбе из лука. Успеем построить к играм – хорошо, не успеем – все равно построим. Это главный спортивный объект, который сейчас нас интересует. Остальные объекты для приема "Детей Азии" у нас уже имеются.

В будущем мы хотим попробовать принять у себя Олимпийские юношеские игры. Это просто моя мечта, к реализации которой мы понемногу начинаем готовиться.