Дальний Восток / Эксклюзив 20 декабря 2019 г. 12:28

Губернатор Приморья Олег Кожемяко: "Приморье – один из немногих регионов России, где нет оттока врачей и учителей"

В Приморском крае в 2019 году реализовали проекты по поддержке молодых учителей и врачей, впервые за долгое время начали решать проблему обманутых дольщиков, а также экологические проблемы. О развитии социальной сферы региона и росте его экономических показателей в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Приморья Олег Кожемяко.

Губернатор Приморья Олег Кожемяко: "Приморье – один из немногих регионов России, где нет оттока врачей и учителей"

– Олег Николаевич, 20 декабря исполнится ровно год, как Вы стали губернатором Приморья. Что удалось сделать из запланированного, над чем еще придется работать?

– Сейчас еще рано говорить о показателях – они предварительные, но регион в целом подошел к концу года с увеличением валового регионального продукта порядка 111%. У нас также увеличились налоговые поступления, соответственно, подрос бюджет. Это то, что касается экономических показателей.

Что касается социальных аспектов, то я бы не сказал, что за год произошло что-то экстраординарное. Оценивать изменение качества жизни будут жители. Окончательные итоги подведем в I квартале 2020 года, когда будут подведены балансы, подбиты все цифры.

– Что удалось выполнить за год реализации нацпроектов в Приморье?

– В этом году мы реализовывали все льготы, которые планировали изначально. Это касалось школьников, людей старшего поколения, многодетных семей.

Так, мы приняли ряд мер, чтобы не обременять людей старшего поколения платежами за капитальный ремонт, дали им льготы по транспортному налогу. Кроме того, дети войны и ветераны труда Приморского края получат право на льготный проезд в транспорте, а пенсионеры с низким достатком – единовременную выплату порядка 6 тыс. рублей.

Также были приняты меры для поддержки многодетных семей: в частности, для детей из таких семей ввели бесплатное питание в школах.

Мы ввели доплату молодым специалистам – врачам и учителям. Все они получили "подъемные". Всего в этом году в здравоохранение пришло более 800 человек. И если раньше у нас не хватало медицинских работников – в среднем из здравоохранения уходило по 30 врачей и по 60 человек среднего медперсонала, – в этом году мы впервые "вышли в плюс". За год в медицинские учреждения устроились 9 врачей и 69 медицинских работников. То есть мы заменили ушедших специалистов новыми кадрами.

Эффект от предпринятых мер виден и в образовании – в этом году в систему пришли несколько сотен учителей. Это тоже хорошая тенденция, которая показывает, что меры поддержки работают.

– Как в Приморье проходит модернизация первичного звена здравоохранения?

– Мы уделяли внимание приобретению оборудования в течение всего года. Закупки делались, в том числе, за счет средств Минвостокразвития. Нас поддерживал вице-премьер РФ – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. По линии министерства было два транша. Первый – порядка 500 млн рублей, второй – 180 млн рублей.

Также при поддержке министерства здравоохранения РФ на более чем 2,5 млрд рублей обновили оборудование и в первичном звене, и в стационарах, и краевых клиниках. Еще порядка 700 млн рублей было направлено на ремонт более 40 учреждений здравоохранения. Теперь можно с уверенностью сказать, что качество обслуживания населения будет повышаться.

Далее планируем создать в здравоохранении единую систему координат, которая будет включать все оборудование, учитывать его нагрузку, износ и т.д. Это нужно для мониторинга, чтобы мы могли сразу принимать решение, скажем, о замене или ремонте неработающего томографа. То есть мы хотим централизовать эту систему. Бывает, что больница, не имея собственных средств на ремонт, много времени тратит на конкурсные процедуры, оборудование простаивает, а страдают от этого люди. Мы хотим оцифровать каждую единицу оборудования, чтобы не только ремонтировать их быстро, но даже нагрузку на них перераспределять в условиях города.

– Как в регионе строится социальная инфраструктура, в частности детские сады, школы?

– По детским садам не везде удалось завершить работы, часть из них была перенесена на 2020 год. Это связано с тем, что где-то были "сырые" проектные документы, где-то слабые строительные команды. Это наша беда, и с каждым детским садом мы разбираемся персонально. В 2020 году, безусловно, мы их сдадим.

В этом году мы взялись за решение проблем, которые в течение многих лет не решались. Как бы мы ни смотрели на перспективу развития новых проектов, мы не должны забывать, что в регионе живут и работают люди, которые нуждаются в нашей поддержке. К примеру, возьмем дольщиков: в этом году мы сдадим 5 домов-долгостроев, а несколько сотен семей уже получили квартиры. Там, конечно, нужно делать ремонт, но это уже их жилье. То есть человек гарантированно получил квартиру, а ранее он был вынужден платить кредиты, проценты, снимать жилье и не видел перспектив. Президент РФ Владимир Путин нас в этом вопросе поддержал, выделил денежные средства, мы в крае также собрали большие денежные средства, организовали работы, сдали первые дома. Эти решения были в наших планах, мы их выполняем.

Также нам удалось более чем в 2 раза увеличить количество квартир, предоставляемых детям-сиротам. Это тоже было огромной проблемой. Раньше выдавалось всего 200-250 квартир при очереди в 5 тыс. человек. В этом году мы выдадим 700 квартир – 630 квартир уже выделены, остальные будут выданы до Нового года. На следующий год мы увеличим лимиты и финансирование по этим направлениям.

– Во Владивостоке существовала проблема точечной застройки. Удалось ее решить?

– Нам удалось частично остановить точечную застройку. Сейчас такого потока, который был в начале года, уже нет. Мы встречаемся с жителями, смотрим, где точечная застройка обоснована, там разрешаем строителям работать. Но такие проекты, где строитель просто взял участок земли и решает с него как можно больше выжать квадратных метров в ущерб жителям соседних домов, площадкам, дорогам, мы, конечно, останавливаем. Постепенно к строителям приходит понимание, что нужно учитывать мнение людей, живущих рядом.

Мы остановили бесконтрольную раздачу земли резидентам Свободного порта Владивосток, которая приводила к точеным застройкам и хаосу в городе. Это было сложно, мы понимаем, какое давление на мэра Владивостока и городские власти оказывалось. Мы должны были предоставлять резидентам эти участки земли без учета мнения жителей города. Сейчас ждем принятия закона.

Также за этот год мы выявили компании, которые работают успешно, и компании, которые проваливают работу. С последними мы церемониться не будем.

– Президент крупнейшего российского девелопера группы "ПИК" Сергей Гордеев заявил о готовности строить на Дальнем Востоке доступное жилье. Какие меры примут власти Приморья, чтобы при реализации программы "ипотека под 2%" не подорожало жилье и не пострадало качество строительства при массовой застройке?

– Проблема в том, что во Владивостоке строится очень мало домов. Для такого города и для Приморья 300-400 тыс. кв. метров жилья в год – это крайне мало. Необходимо сдавать по 700-800 тыс. кв. метров ежегодно, чтобы закрыть потребность населения в жилье. Это напрямую влияет на демографию и отток населения. Как же население не будет уезжать, если цена за квадратный метр превышает 100 тыс. рублей? Мало кто может купить себе квартиру за 6 млн рублей. Конечно, сейчас какую-то меру поддержки окажет "ипотека под 2%" для молодой семьи, но пока она влияет незначительно.

Чтобы такие компании как "ПИК" заходили в Приморье, нужно комплексное развитие территории, комплексная застройка, необходимо находить большие участки земли, чтобы в год каждая компания сдавала по 100-150 тыс. кв. метров жилья. Чтобы горизонт планирования у строителей был на 5-10 лет. Тогда на стройках будут работать комплексные бригады, в регионе будет организовано производство стройматериалов, будет видна перспектива, подтянется молодежь.

Я думаю, что направление строительства нужно ориентировать на север – в Артем, Надеждинский район, – там можно найти подходящие по параметрам земли и начать строить. У нас уже есть несколько предложений от компаний о комплексной застройке, мы будем их рассматривать и поддерживать. Ведь чтобы цена квадратного метра уменьшалась, нужно больше строить.

– Приморье рассчитывает на поддержку федерального центра?

– Со стороны государства обязательно должна быть поддержка. И такая программа есть – на инженерную инфраструктуру, дорожную инфраструктуру. При ее реализации тоже будет уменьшаться стоимость квадратного метра. Мы со своей стороны также будем помогать, в частности, строить социальную инфраструктуру.

– В этом году Приморье должны покинуть граждане Северной Кореи. Все ли они уедут до конца года? За счет кого планируется закрыть нехватку человеческих ресурсов в тех отраслях, где использовали труд гастарбайтеров?

– Мы исполняем все требования, которые нам предписаны. Заменять их придется своими людьми, то есть жителями Приморья, или жителями других регионов страны. Должен сказать, что северокорейцы хорошо работают на стройках, хорошо делают ремонт, у нас была отработанная система взаимоотношений. Теперь будем больше задействовать свой потенциал, своих жителей привлекать на стройки.

Тут опять встает вопрос о горизонте планирования в строительстве. Если он будет составлять 5-10 лет, то компания может заложить в планы подготовку специалиста, его дообучение, и сам специалист будет знать, что на ближайшие 5-10 лет его обеспечат работой. Если горизонт планирования рассчитан на один аукцион, то компания держит инжиниринговую группу и опирается на гастарбайтеров, которых можно взять, построить и на пять лет уйти в тень. Нам нужно идти к комплексным застройкам и комплексному развитию территорий.

– Президент РФ Владимир Путин по итогам встречи с представителями Дальнего Востока поручил, чтобы в 2020 году в Приморье не было ни одного причала с открытой перевалкой угля. Стивидоры обещали это сделать. Получится?

– По поручению президента мы занимаемся Находкой, там тема угольной пыли уже так не "фонит", как раньше. Варианты закрытой перевалки могут быть разные, главное, чтобы "она не пылила". Тут важна и работа порта, и экология, и озеленение поселков. Те компании, которые встраиваться в эту систему не желают, получают соответствующие решения судов. К примеру, Находкинский судоремонтный завод по решению суда перевалку угля прекратил, потому что не были соблюдены условия экологической защиты. То есть потихоньку компании начали приходить в порядок.

– Еще одной важной проблемой в крае была дорожная сеть. Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев критиковал состояние дорог в регионе. Исправляется ли ситуация?

– В крае есть одна-две "хорошие" компании по ремонту и строительству дорог. В этом году столкнулись с тем, что в дорожном строительстве отсутствуют проекты или они "сырые", отсутствуют подрядные организации, увеличены сроки возведения мостов. Мы существенным образом сократили время на ремонт мостов, начали проектировать новые. Сейчас у нас в разработке 20 проектов мостовых сооружений. Мы продвигаемся дальше по ремонту находкинской трассы. Было желание закатать ее всю в асфальт и даже деньги на это были. Но когда мы копнули поглубже, провели изыскания, то поняли, что пучины (деформация дорожных одежд и земляного полотна – ИФ) будут опасны для такого количества асфальта. Его просто каждый год придется менять. Решили идти другим путем. Да, он более длительный и неудобный, но зато на несколько лет сможет гарантировать нормальную дорогу. Большая часть работ, я думаю, будет выполнена уже в 2020 году.

– Как обстоят дела с проектом Владивостокской кольцевой автодороги?

– В 2020 году на ее проектирование и проектирование Рудневского моста выделяются деньги. Работа идет.

В этом году Владивостоку не удалось построить парковки, потому что не было проектной документации. На следующий год они будут построены.

Также в городе мы продолжаем совершенствовать дорожное движение. Появились новые автобусы, в ближайшее время будем переводить транспорт на безналичный расчет.

– Под летнюю Олимпиаду 2020 года в Приморье собирались модернизировать и построить ряд спортивных объектов для подготовки российской сборной. Какова теперь судьба этих планов с учетом возможных санкций WADA в отношении наших спортсменов?

– Все планы остаются в силе. Мы уже получили спортивный инвентарь от Федерации бокса РФ, Федерации плавания РФ. Ждем наших ребят, чтобы они готовились и выступали. Климат и время Владивостока очень удобны для адаптации спортсменов к Играм в Японии.

Гребцы у нас традиционно тренировались. В этом году нам государство выделило деньги на ремонт гребной базы. Понятно, что к Олимпиаде мы не успеем ее сделать, то есть гребцы будут тренироваться в тех условиях, которые есть, но в последующем это направление надо развивать.

Азия развивается, Азиатско-Тихоокеанский регион развивается, мы планируем участвовать в тех спортивных соревнованиях, которые интересны для зрителей и смогут привлекать туристов из соседних стран. У нас один часовой пояс и очень хорошая воздушная коммуникация – это надо использовать.

Сейчас мы работаем с Федерацией регби РФ, чтобы она попробовала собрать команду и выступить на соревнованиях. В Советском Союзе это было. Регби не требует больших вложений в спортивную инфраструктуру – обычно футбольное поле, только немного переоборудованное.

– К вопросу о "воздушной коммуникации". Как вы оцениваете ситуацию с авиаперевозками в Приморье?

– Государство работает на этом направлении, существуют плоские тарифы, просто надо вовремя выкупать такие билеты. В советский период билет из Владивостока до Москвы даже при его стоимости 135 рублей в одну сторону достать было невозможно. Особенно в летние месяцы. Сейчас плоские тарифы, субсидированные государством, дают очень серьезное удешевление перевозок. Маршруты востребованы, самолеты стали больше.

– Развивается ли в регионе малая авиация?

– У нас работают несколько площадок, и я надеюсь, что в конце 2020 года мы получим сертификат летной годности на вертолет Ка-62. Это очень хорошая машина, современная. Пару штук мы точно закупим.

– В Приморье провели беспрецедентную операцию по выпуску из "китовой тюрьмы" косаток и белух. Какой будет дальнейшая судьба этого места?

– Там стоит оборудование ТИНРО-центра и частное оборудование. По частному оборудованию тема закрыта. Что они с ним сделают? Наверное уберут, потому что смысла оставлять его там нет. А может быть начнут заниматься аквакультурой – мне сложно сказать. У ТИНРО-центра в этих вольерах была передержка, нерп раненых выхаживали. Но сейчас эта история закончилась. Не знаю, что они будут в вольерах делать, но больше таких названий ("китовая тюрьма" – ИФ) не будет!

– Агентство ипотечного жилищного кредитования, "КБ Стрелка" и японская архитектурно-инжиниринговая компания Nikken Sekkei в рамках III Восточно-экономического форума презентовали концепцию развития Владивостока. Как реализуется этот план?

– Да, мы будем стараться выполнять план Nikken Sekkei шаг за шагом. Город сам по себе интересен для туристов, в этом году мы надеемся реализовать больше событийный мероприятий. Сделаем первые шаги по ремонту наших парков, в частности, Покровского парка и "Минного городка". Сейчас работаем над созданием рекреационной туристско-спортивной зоны на острове Русский. Работаем вместе с Минобороны РФ по передаче земли, планируем утвердить проект и уже начать его реализовывать.

Другой вопрос – это набережные. Стоит задача в этом году выйти на их проектирование. Уже есть договоренности с собственниками о приведении в порядок Юбилейного пляжа. Подремонтируем Спортивную набережную и будем проектировать вдоль СК "Олимпийский".

У нас также есть поручение вице-премьера Трутнева по переносу железнодорожных путей из города, чтобы портовую зону в перспективе можно было рассматривать под застройку. Это касается и развития торгового порта. Может быть, потребуется принять определенный федеральный закон по очистке территории, потому что много фактов нужно учитывать. Будем обсуждать и двигаться дальше.

– Сейчас идет активная дискуссия по поводу 31 декабря, во многих регионах этот день, выпадающий на вторник, уже объявлен выходным за счет "рабочей субботы" 28 декабря. В Приморье как смотрят на такую перспективу?

– Этот вопрос вынесен на обсуждение. Будет мнение, что нужен выходной – будем принимать решение. Мы же не можем указать частным компаниям, как им работать. Мы можем что-то решить по администрации, но пока еще не думали об этом. Женщин, в любом случае, отпустим домой пораньше, чтобы готовились – прически, салаты, – это понятно. Если к нам поступит много обращений через интернет и в социальных сетях по поводу переноса рабочего дня на субботу 28 декабря – так и сделаем.