Точка зрения 29 июня 2018 г. 16:59

Картины "генерала"

Картины "генерала"
Фото Черноморского центра подводных исследований

Interfax-Russia.ru – Полотна кисти, вероятно, Айвазовского лежат под илом на дне Черного моря вблизи Крыма. Есть ли смысл их поднимать, рассказали участники экспедиций.

Дно Черного моря хранит много кладов. Одним из самых интересных объектов, выявленных в последнее время, стал пароход "Генерал Коцебу", обнаруженный к западу от полуострова Тарханкут в Крыму на глубине 44 м. Пароход затонул в 1895 году, за пределами 12-мильной зоны, что позволило сохранить его от грабителей.

Двухпалубный товаро-пассажирский колесный пароход смешанного плавания построили в 1866 году по заказу Российского общества пароходства и торговли (РОПиТ) на верфи C. Mitchell & Сo в Ньюкасле-на-Тайне (Англия).

Одним из наиболее значимых событий в истории "Генерала Коцебу" стало путешествие осенью 1869 года в Египет, где в ноябре того года был торжественно открыт Суэцкий канал. "Генерал Коцебу", имевший на борту делегатов и представителей России, стал первым пароходом, вошедшим в канал.

Россия специально отправила на открытие канала пароход, включив в число его именитых пассажиров мариниста Ивана Айвазовского. Художнику официально было поручено запечатлеть на полотнах церемонию открытия и сам канал.

Пребывание в Египте произвело на Айвазовского глубокое впечатление, он написал в путешествии несколько работ, посвященных не только самому каналу, но и Египту в целом.

Трагедия, в результате которой пароход затонул, случилась 16 апреля 1895 года. Пароход вышел из Севастополя в Одессу после ремонта в севастопольском адмиралтействе РОПиТа. Приняв в тумане огни парохода за маяк, в него врезался военный пароход "Пендераклия". Столкновение произошло в 00:50. "Пендераклия" нанесла сильный удар в носовую часть "Коцебу", сама получив при этом серьезные пробоины. "Генерал Коцебу" затонул за 20 минут. Почти все пассажиры были спасены.

Лишь спустя почти 120 лет место гибели парохода было найдено. К нему отправлялось уже несколько экспедиций, этап одной из которых (экспедиция "Нептун") прошел в июне этого года и была поддержана Черноморским центром подводных исследований и фондом президентских грантов.

По словам руководителя экспедиции "Нептун" Романа Дунаева, на борту затонувшего парохода находятся порядка десяти картин, а возможно, и больше. Есть все основания полагать, что это картины Ивана Айвазовского.

"Мы видели сначала несколько, потом около десятка картин. Но если они лежат в два ряда, то их может быть и больше, целая выставка", - сказал Interfax-Russia.ru Роман Дунаев.

По его словам, картины обнаружены в одном из нижних трюмов.

"Эксперты уверяют, что если Айвазовский работал на каких-то кораблях, то зачастую часть работ оставлял там. Поэтому мы и думаем, откуда такая богатая коллекция картин на стенах", - сказал дайвер.

Полотна сильно засыпаны илом. Решение о том, поднимать их или нет,

пока не принято. К тому же, необходимо мнение реставраторов о том, есть ли возможность восстановить так долго находившиеся в соленой воде полотна.

"Я не вижу целесообразности их трогать, потому что картины будут повреждены в процессе поднятия", - считает Роман Дунаев.

Он добавил, что его команда готова взяться за повторную экспедицию, которая, будет скорее технической. В рамках своих работ "Нептун" исследует затонувшие корабли и паспортизирует их.

В свою очередь заместитель директора по научной работе, заведующий отделом подводной археологии Черноморского центра подводных исследований (ЧЦПИ) Виктор Вахонеев сомневается в том, что на борту затонувшего корабля находятся картины знаменитого мариниста.

"Не уверен, что там Айвазовский. Конечно, там могут быть его картины, поскольку он принимал участие в плавании в Египет. Он мог подарить их", - сказал Interfax-Russia.ru эксперт.

Виктор Вахонеев принимал участие в первом исследовании "Генерала Коцебу" в 2013 году.

"Первая экспедиция, которая пролила свет на эту интересную находку, обнаружила рамы с фрагментами. Но у археологов были весьма скептическое прогнозы, что что-либо могло сохраниться. Соленая вода Черного моря очень сильно размывает, не сохраняется ни бумага, ни полотна. Что-то могло бы сохраниться в Балтике, но ни в Черном море", - сказал Вахонеев.

Во время той экспедиции с затонувшего корабля подняли столовую посуду и посеребренные приборы с гравировкой РОПиТа, шкатулку с барометром французского производства, сигнальные фонари, фрагменты плитки с палубы производства завода "Минтон" (Англия). Также удалось поднять уникальный документ – сертификат на якоря и цепи фирмы "Ллойд" 1867 года.

Все предметы после реставрации включены в фондовое собрание "Черноморского центра подводных исследований" и находятся в феодосийском филиале центра.

По словам Виктора Вахонеева, в ближайшее время повторные экспедиции на "Генерала Коцебу" при поддержке Черноморского центра подводных исследований не планируются.

"В Черном море в период XIX-начала XX века затонуло более тысячи кораблей. Большая часть из них ушла на дно в XX веке, в период Великой Отечественной. На сегодняшний день в окрестностях Крыма задокументировано расположение не более 50 кораблей, обнаружено около 200", - рассказал завотделом подводной археологии.

Ежегодно центр делает несколько интересных открытий – так, в прошлом году был найден немецкий корабль "Биргит", в этом году ученые обнаружили самолет "Хейнкель-111".

Виктор Вахонеев также пояснил, что экспедиция в июне этого года была осмотровой, и она выявила, что пароход сильно разграблен.

"Он находится на большом удалении от берега, на большой глубине и в зоне, к которой доступ есть только у определенных структур, что наводит на определенные мысли и сужает круг поисков. Туда не попасть обычным дайверам. Но не пойман – не вор", - констатировал археолог.

Во время плавания "Генерала Коцебу" в Египет на его борту находилось много известных путешественников, и история парохода запечатлена в их мемуарах.

Например, американский капитан Натан Эпплтон в своих мемуарах, опубликованных в Бостоне в 1904 году, упоминает, как присоединился в Одессе к экскурсионной группе на одном из судов Русской навигационной компании "Генерал Коцебу". Судно отправлялось в Константинополь, затем на Родос, в Порт Саид, Исмаил и Суэц, где должно было пройти канал.

Русский путешественник Константин Скальковский оставил более детальное описание путешествия на пароходе к Суэцу. Сев в Одессе на судно, он отметил, что пароход "заключал в себе сливки русских гостей": официальные лица, депутаты, газетные корреспонденты и " хорошенькие путешественницы".

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще