Министр курортов Крыма С.Стрельбицкий: "В сторону Турции мы и не смотрим! Мы состоялись сами"

Крым скоро откроет курортный сезон-2016. Какое количество гостей ждет полуостров, сколько "звезд" может им предложить, способен ли заменить ушедшие с российского рынка Турцию и Египет, и как вывести туристический бизнес из тени? Об этом в интервью "Интерфаксу" рассказал министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий.

Министр курортов Крыма С.Стрельбицкий: "В сторону Турции мы и не смотрим! Мы состоялись сами"

– Сергей Валентинович, сколько туристов Крым планирует принять в 2016 году? Звучат разные цифры: от 5,5 до 7 млн человек.

- В 2015 году мы планировали, что Крым посетят 5 млн туристов. Мы фактически были в шаге от этой цифры – обслужили 4,6 млн туристов. Почему в шаге? Очень рассчитывали на туристический поток в ноябре-декабре и на новогодние праздники. Когда произошел блэкаут, нас начали спрашивать, на сколько вы рассчитываете увеличить поток туристов в 2016 году. Остановились на цифре 4,9 млн. Бизнес до конца не понимал, какая ситуация будет с энергобезопасностью Крыма. После выступления президента, действий правительства все стало понятно, и мы уже могли прогнозировать 6 млн. Эти 6 млн "всплыли" буквально в марте. В начале года у нас было отставание от 2015 года – небольшое, порядка 2-3%, но оно было. Мартовские праздники показали колоссальный спрос на Крым. Отдельные объекты, которые работают в Крыму по 10-15 лет, впервые были заполнены в марте на 100%. Плюс мы имели цифры по бронированию, они показывали рост на 20%. Теперь понятно, что если мы говорили о 5 млн в 2015 году, то 20% – на 6 млн мы и выходим.

Сейчас мы не только догнали 2015 год, его уже перегнали. Мы уже обслужили 334,8 тысяч туристов. Это на 18,7% выше уровня прошлого года.

Министерство очень плотно в 2015 году поработало с крупными российскими туроператорами, которые раньше не выходили на внутренний рынок, а больше занимались зарубежными поездками. Жизнь заставила их обратить внимание на Крым. Они приехали сюда со своей философией, со своими наработками, моделями. Когда они начали выстраивать свою работу в Крыму, то, как и мы, понимали, что только на три летних месяца нельзя рассчитывать. Мы никогда не увеличим поток туристов, если будем рассчитывать только на летние месяцы! По данным 2015 года, 60% туристов отдыхают в Крыму летом, остальные 40% - оставшиеся девять месяцев. Необходимо увеличить активный сезон хотя бы на два месяца. Вы знаете, кажется, у нас получается! Тьфу-тьфу-тьфу. Не хочу сглазить! Мы включили теперь в так называемый купальный сезон май и сентябрь. И уже в мае мы ожидаем бум, который покажет, насколько активно пройдет летний сезон всего 2016 года.

Еще один очень интересный показатель. Крым сегодня имеет очень разветвленную сеть мини-отелей. В большинстве своем они работают в тени, но это очень серьезный коечный потенциал! Так вот, эти отели при Украине начинали подготовку к курортному сезону в мае. В этом году они начали готовиться в конце марта – в начале апреля.

2014 год для них был полностью провальным. Они рассчитывали как при Украине – "все равно приедут". А российский турист не едет туда, где не знает, что его ждет. В 2015 году ситуация изменилась. Часть мини-отелей начала очень серьезно продвигать себя на российском рынке, и отели стали загружаться. Остальные объекты, пользовавшиеся только мимолетными приездами, не получила этого эффекта.

По мнению специалистов, если взять коллективные средства размещения, которые официально работают (более 155 тысяч мест одновременно), то это только 30% всего коечного состава. Остальные 70% – это жилые дома, гостевые дома, мини-отели и мини-гостиницы. Это тот потенциал Крыма, который необходимо выводить из тени!

Сейчас мы над этим работаем. Так, Крым стал инициатором введения спецпатента для самозанятых граждан. Сначала была получена негативная реакция со стороны некоторых правительственных структур, но Сергей Валерьевич Аксенов озвучил эту проблему президенту, и процесс пошел. Сегодня у нас есть полное понимание, что это должен быть за патент. И у меня есть уверенность, что если он будет введен, то из тени выйдут около 80% средств размещения. Но на это нужно время. Я очень надеюсь, что с 1 января правительство примет решение о его введении.

Для нас очень важно вывести этот сектор из тени. Сегодня им интересуются крупные туроператоры. Они считают, что в Крыму можно работать и в этом сегменте.

– Как обстоит ситуация с туристами из Беларуси, Украины? Поезда не ходят, прямых авиарейсов нет, на автомобилях не очень удобно добираться.

- В 2015 году в Крыму 88% отдыхающих были жителями России, около 10% – жители Украины. Несмотря на все барьеры, украинцы к нам едут, потому что у многих здесь остался бизнес и жилье. Только 2% – туристы из дальнего и ближнего зарубежья. В 2015 году белорусов практически не было. Они традиционно приезжали на машинах, но сейчас на Украине не безопасно, через территорию России ехать очень долго. Мы пытались договориться с белорусами о прямом рейсе из Минска в Симферополь, но пока такого рейса нет.

– Туристическая емкость Крыма вся выбрана, или есть, еще куда расти?

– Специалисты говорят, что емкость Крыма от 8,5 до 10 млн человек. Это то количество людей, которое может посетить Крым за год. И для крымской природы, инфраструктуры эти число туристов не будет критическим. Я соглашаюсь сейчас с этой цифрой, хотя считаю, что у Крыма есть очень серьезный потенциал. Рассматриваем эту цифру, исходя из лучшего курортного сезона за всю историю Крыма – в 1988 году. Тогда полуостров обслужили от 9 до 10 млн. Сегодня в Крыму есть перспективные территории, которые пока не имеют ни инфраструктуры, ни туристических комплексов, но они очень интересны. Возьмите, например, Ленинский район (восток Крыма – ИФ), - это большие пляжные территории на Азовье, а Сакский район (запад Крыма – ИФ), - это золотые пески Черноморского побережья. Вот этот потенциал может увеличить количество туристов.

На какой цифре мы остановимся, мне тяжело сейчас сказать. В сезон 2019 года, когда будет запущен мост, мы пока рассчитываем на цифру 8,5-10 млн. Но чтобы обслужить туристов, нужно улучшить не только инфраструктуру, но и систему кадрового обеспечения.

– Раньше в туротрасли и сфере услуг в Крыму активно работали украинцы. Кто пришел на их место сейчас?

– Традиционно, в украинское время, да даже в советское, жители Украины приезжали в Крым работать на лето. Сейчас, в связи с известными событиями на Украине, этот поток иссяк, но уже в этом году есть очень интересные примеры, когда из Архангельской области, из Екатеринбурга люди начали приезжать в Крым работать в сезон. Хотя пока в сегменте зарплаты мы уступаем Краснодарскому краю, где инфраструктура, построенная к Олимпиаде, отвечает всем современным стандартам. Самое большое средство размещения в Крыму - это гостиница "Ялта-Интурист", более тысячи номеров. А в Краснодарском крае есть объекты по 2,5 тысячи номеров.

– Во Владивостоке, к примеру, есть специальный вуз по подготовке профильных специалистов, а как в Крыму обстоят дела?

– У нас есть вузы, но какое количество людей, которые обучались по туристическим специальностям, идут работать по профилю? Приводилась цифра до 5%. Проблема есть, и решать ее необходимо не только государству, но и бизнесу.

Сервис создают команды, и члены команды должны работать в течение всего года. Какой может быть сервис в Крыму, если три месяца отработали, разогнали персонал, а потом в сезон опять набирают? Тот, кто работает круглогодично, имеет и свою философию, и культуру сервиса.

– Сколько сейчас в Крыму средств размещения? Достаточно ли в регионе "четверок" и "пятерок"? Соответствуют ли они общемировым представлениям о качестве услуг, оказываемых в отелях уровня 4* и 5*?

– У нас 770 коллективных средств размещения. Сейчас заявку на работу в активную часть сезона дали около 680 отелей.

Что касается классификации, то конечно, не хватает отелей высокого уровня! У нас очень мало сегмента 3, 4 "звезды", тем более – 5 "звезд". Цена в Крыму на сегмент 5* сравнима с Краснодарским краем и где-то даже выше, потому что спрос есть.

Если взять по количеству, то в министерстве есть информация о 60 отелях, которые не то, что сравнимы с зарубежными, но по некоторым показателям превышают их.

На сегодняшний день в Крыму прошли классификацию 27 средств размещения. Так, категория "пять звезд" присвоена 4 отелям, "четыре звезды" – 10, "три звезды" – 10, "две звезды" – 2, категория "без звезд" – 1.

В ценовой политике мы очень конкурентноспособны. Средняя цена на Западном и Восточном побережье Крыма, если сравнивать с Краснодарским краем, ниже на 15-20%. Самые дешевые путевки в Феодосии.

Знаете, в чем мы еще конкурентноспособны? Крым изначально развивался как курорт для оздоровления. Санатории предлагали полный комплекс лечебных процедур, массажи, соляные пещеры и другое, а за рубежом – просто отдых.

– Может ли Крым полноценно заменить ушедшие с нашего рынка Египет и Турцию?

– У нас есть своя философия, у нас есть свои подходы. Я своим подчиненным говорю, нам не надо ни на кого равняться! Да, мы должны брать новые интересные технологии, анализировать опыт, но Крым за столь большой исторический период состоялся. Сейчас одной из главных целей мы ставим возродить то, чем Крым славился. Люди сюда приезжали не ради дорого оборудования, а ради природно-лечебных ресурсов. На пляжах были специальные климатопавильоны, и люди там загорали и в феврале, и в ноябре, а врачи обучали тому, как вести здоровый образ жизни. Вот этим славился Крым! И это все нам надо вернуть. При министерстве есть научно-курортный совет, туда входят опытные специалисты: ученые, руководители санаториев и те, кто знает Крым и как возродить санаторно-курортное дело.

– Медицинская база в Крыму сохранена, есть еще кадры?

– Да, но их мало. По некоторым санаториям средний возраст врачей более 50 лет. Нам нужно готовить молодежь, а молодежь пойдет тогда, когда будет поднята планка заработной платы, а это можно сделать, когда объект будет круглогодичным.

– Есть ли конкретные планы по развитию туризма на Азовском побережье и в Западном Крыму?

- По Керченско-Ленинскому региону пока глобальных инвестиционных предложений нет. В 2015 году, за первые полгода, количество инвестиционных заявок, поданных в тот или иной регион, показало, что Черноморский район вышел на второе место после Ялты. Регион очень интересный, там можно развивать активные виды туризма. По Восточному региону также есть планы, там инвестиционная привлекательность тоже возрастает. Это дает свои результаты. Если в 2014 году 60% туристов отдыхали в Ялте, в 2015 году этот показатель был 54%, то сейчас, на начало года – меньше 50%. То есть, восточный и западный регионы начинают привлекать туристов к себе.

– А что с круизным туризмом?

– Крым сегодня является местом, куда не заходят круизные лайнеры. В ближайшее время, пока мы находимся под санкциями, этого не произойдет. Наша задача сегодня сделать сообщение вдоль побережья. Я недавно приехал из Ярославля, познакомился с представителями завода "Вымпел", которые работают над созданием кораблей различной тоннажности и возрождают знаменитые "Кометы". Нам необходимо разработать программу организации морских перевозок и возрождать морское сообщение, которым всегда славился Крым.