Эксклюзив 22 июля 2014 г. 19:34

Глава наблюдательного совета Фонда защиты вкладчиков А.Мельников: "Пик работы фонда в Крыму уже позади"

Глава наблюдательного совета Фонда защиты вкладчиков А.Мельников: "Пик работы фонда в Крыму уже позади"

Фонд защиты вкладчиков, который выплачивает жителям Крыма компенсации по вкладам в украинских банках, принял уже более 90% от ожидаемого количества заявлений. Когда фонд планирует подавать в суды Украины первые иски против банков, как он распоряжается имуществом украинских финансовых учреждений на территории Крыма, и сколько вкладчиков рискуют не получить компенсации, "Интерфаксу" рассказал председатель наблюдательного совета фонда Андрей Мельников.

- Андрей Геннадьевич, на каком этапе сегодня находится работа Фонда защиты вкладчиков?

- Пик своей работы по приему заявлений и выплат мы прошли. На 18 июля фонд принял у жителей Крыма 251 тыс. заявлений, в том числе 206 тыс. заявлений на получение компенсационных выплат и 40 тыс. заявлений, с которыми вкладчики украинских банков присылают дополнительные документы.

По 133 тыс. заявлений приняты решения о компенсационных выплатах, соответствующие платежные реестры направлены в банки-агенты, с которыми работает фонд. Новых заявлений от вкладчиков мы сейчас принимаем немного, основной поток уже прошел. В основном работаем с уточняющими документами, здесь работы тоже хватает.

- Около 250 тыс. человек уже к вам обратились - а сколько еще могут обратиться?

- Думаю, не более 20 тысяч человек. Но это весьма приблизительная оценка.

У фонда началась новая фаза работы: от конвейерной технологии рассмотрения десятков тысяч заявлений мы перешли к рассмотрению спорных ситуаций и работе с дополнительными документами, которые присылают вкладчики. В работе сейчас находятся примерно 70 тыс. обращений, по которым у вкладчиков нет полного юридически корректного комплекта документов.

Мы последовательно по мере рассмотрения заявлений через sms-оповещения рассылаем вкладчикам уведомления о том, каких документов им не хватает, чтобы фонд принял решение о компенсационных выплатах. Мы модернизировали сайт фонда - каждый клиент может посмотреть, по каким договорам, которые он нам представил, отсутствуют те или иные документы. Если дома нет интернета - можно получить разъяснения через нашу горячую линию.

По масштабам новый этап работы существенно меньше, но ответственность выше, как и моральное напряжение, возникающее при общении с вкладчиками. Люди испытывают сложные чувства, когда им говорят, что вот по этому требованию мы не сможем заплатить - возникают обиды и упреки.

Примерно по 30 тыс. заявлений мы видим полный комплект документов только по части требований, включенных в заявление, здесь права требования к украинским банкам могут быть выкуплены частично. А вот по 40 тыс. заявлений документов у фонда пока нет юридических оснований для выкупа прав требования. То есть недовольными могут остаться примерно 40 тыс. человек, что достаточно много. Но мы не теряем надежды, что эти люди смогут предоставить документы, которые необходимы фонду для выплат.

Пока мы никому не отказывали, проводим двойную, тройную проверку каждого случая. Но в ближайшее время мы будем вынуждены начать практику отказов. Хотя и после отказа, в принципе, выплаты возможны. Был бы тот самый комплект документов.

Важно понимать, что отношения вкладчиков с фондом - это не социальные безвозмездные компенсационные выплаты, в их основе лежит реальная рыночная сделка: вкладчик уступает фонду право требований к банку. И для того, чтобы мы могли потом предъявить эти требования украинским банкам и суду, необходим договор вкладчика с банком и доказательства того, что деньги поступали на счет.

Кроме того, мы начинаем заявлять выкупленные нами права требования по вкладам к украинским банкам. В активной фазе работа с обращением взысканий на имущество украинских банков в Крыму, чтобы принудить их рассчитаться. Эту работу мы теперь будем ускорять.

При этом некоторые украинские банки не отказываются платить нам как новому кредитору. Сейчас мы ведем такие переговоры с пятью кредитными учреждениями. Надеюсь, в результате таких будет большинство.

- Скорректирована ли предполагаемая общая сумма выплат, или она по-прежнему в пределах 30-35 млрд руб.?

- Она пока не менялась. По тем заявлениям, которые к нам поступили, нет оснований ее увеличивать. Прогноз, сделанный на основе статистики, пока оказался верным. Возможно даже, сумма выплат будет меньше прогнозной. Но лучше подождать конца года.

- Предоставил ли кто-то из украинских банков Фонду защиты вкладчиков данные о крымских клиентах?

- Получить полные реестры вкладчиков мы не рассчитываем. Поступаем иначе. Принимая заявление на компенсационные выплаты, мы просим вкладчика дать согласие на получение его данных по вкладам у украинского банка. Эти согласия мы переправляем почтой на Украину. Надеемся, что банки исполнят свои обязательства перед вкладчиками и пойдут на сотрудничество. Пока мы еще находимся в переговорном процессе.

- Фонд защиты вкладчиков уже подготовил судебные иски против украинских банков о возмещении издержек, связанных с компенсацией вкладов?

- Практически каждую неделю в крымские суды направляется очередной иск против банков и параллельно с этим мы, как новый кредитор украинских банков, обращаемся к ним с просьбами погасить задолженность. Главная цель этих исков - арест и обеспечение сохранности имущества, которое находится в Крыму. Через некоторое время мы придем и в украинские суды, чтобы истребовать с банков задолженность.

- Когда могут появиться первые иски Фонда защиты вкладчиков в украинские суды?

- Думаю, ближе к середине осени. Это не быстро: сначала идет подготовка документов, потом переписка с банком, в которой мы стараемся получить добровольное согласие на погашение задолженности.

- Если банки откажутся платить, и украинские суды встанут на их сторону, какую часть выплаченных крымчанам компенсаций фонд сможет возместить, продав крымское имущество банков-должников?

- Это нам пока неизвестно. Через некоторое время мы сможем более-менее точно оценить стоимость имущества двух банков - Приватбанка и Ощадбанка, где фонд по решению судов выступает управляющим имущественным комплексом. Но конечная стоимость, за которую мы сможем реализовать это имущество, будет выяснена только в ходе торгов. В каких-то банках мы вообще не видим имущества, в других его достаточно, чтобы погасить заметную часть обязательств, если банки с нами не рассчитаются. Думаю, дать ответ на ваш вопрос мы сможем через три-четыре месяца.

- Как Фонд защиты вкладчиков поступает с имуществом Приватбанка и Ощадбанка, которое передано фонду по решениям судов для обеспечения сохранности?

- Имущество, о котором идет речь, - это объекты недвижимости, находившиеся в собственности банков, банковское имущество, которое было в этих помещениях: столы, стулья, банкоматы и платежные терминалы, а также права требования по взятым в банках кредитам. Движимое и недвижимое имущество мы передаем в аренду банкам, работающим в Крыму. Его продажа без решения суда исключена.

- Известна ли общая сумма требований, которая может быть арестована?

- Права требования сейчас поднимаются из доступных нам архивов, описываются и готовятся к передаче нам службой судебных приставов. Работа в Приватбанке и Ощадбанке пока продолжается, сейчас мы не готовы оценить объем кредиторской задолженности, которым фонд через некоторое время будет управлять. Но это станет понятно примерно через месяц.

С недвижимостью проще - она на виду. Почти все недвижимое имущество банков мы передали в аренду банкам, которые пришли в Крымский федеральный округ. Это, прежде всего, РНКБ и Генбанк, ряд объектов взяли другие банки. Мы провели публичные процедуры и передали помещения в аренду тем, кто предложил наиболее выгодные условия. До конца года фонд получит около 250 млн рублей в качестве платы за аренду имущества Приватбанка и Ощадбанка, эти средства также компенсируют выплаты фонда.

- Договора аренды заключаются до конца года?

- Нет, они заключаются до отмены судебных решений о передаче имущества украинских банков в управление фонду. Если Ощадбанк и Приватбанк расплатятся со всеми своими кредиторами в Крыму, судебные решения будут отменены.

- Как Фонд защиты вкладчиков поступит с кредитными обязательствами жителей Крыма перед украинскими банками, на которые по решениям судов наложен арест?

- Служба судебных приставов будет выставлять права требования по этим кредитам на торги. Купить их сможет любой. Если после торгов права требования не будут проданы, мы, как кредитор, сможем принять решение об их передаче нам. Если так случится, мы будем самостоятельно взыскивать эту задолженность с заемщиков. Но до этого нужно дойти, это произойдет не завтра и не через три месяца.

- По каким банкам суды приняли решения об аресте имущества?

- Пока это четыре банка: Приватбанк, ВиЭйБи-банк, Имэксбанк, "Киевская Русь".

- Какой объем средств на счетах крымчан в украинских банках превышает 700 тыс. рублей на один вклад и не подлежит возмещению за счет Фонда защиты вкладчиков?

- Мы предлагаем людям, у которых было более 700 тыс. рублей, и которым мы выплатили средства, а таких сейчас около 5 тыс. человек, дать фонду доверенности на представление их интересов на общую сумму в 2,1 млрд руб. На текущий момент это не самая актуальная задача. Сегодня главное - быстрее завершить процесс выплат.

- Есть ли украинские банки, которые де-юре продолжают работу в Крыму?

- Формально их еще много. В Крыму работали около 80 украинских банков, по 38 из них приняты решения о прекращении деятельности подразделений. Более чем по половине банков такие решения еще не приняты. Но по числу вкладчиков это маленькие финансовые институты.

Банк России пока не принял по ним решения - видимо, потому, что нет массовых жалоб, что они отказывают в обслуживании вкладчиков. Мы тоже находимся в режиме ожидания.

- Бывают ли случаи мошенничества, когда человек, успевший снять деньги со счета, предоставляет в Фонд защиты вкладчиков старые документы и требует компенсацию? Если да, как вы с этим боретесь?

- Теоретически такая возможность есть, но мы пока не фиксировали случаев мошенничества.

Основной способ выявить мошенничество - это сверка информации с украинскими банками. Мы направляем банкам информацию обо всех компенсационных выплатах, и, думаю, картинка начнет вырисовываться где-то через месяц. Пока мы знаем только о банке "Финансы и кредит", который публично заявил, что примерно 10% клиентов из Крыма, которые приходят снимать деньги со счетов, обратились по этим вкладам за компенсационными выплатами в Фонд защиты вкладчиков.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще